Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
1. Образовательные:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую и общую моторику при работе с аппликацией, умение согласовать речь с движением;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу.
3. Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: большое зеркало, письмо, картинки артикуляционных упражнений, символы обозначения звуков (синий и красный квадрат),ватный шарик, лист бумаги, клей, фигурки животных, вырезанные из бумаги.
Ход занятия.
Этапы занятия | Время | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
Орг. момент | 1 мин | Тарарам, тарарам, Кто спешит в гости к нам? Этот мальчик - из полена, Азбука была при нем! Собирался в школу днем. Кто же это? -Правильно! Вот наш гость - Буратино, но он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался. | - Отгадывают загадку. |
Сообщение темы занятия | 2 мин | И сегодня тема нашего занятия автоматизации звука [Р]с логах, словах и предложении. | |
Анализ артикуляции звука | 2 мин | -Ребята для того, чтобы наш звук [Р] звучал красиво и правильно, давайте сделаем «Весёлую артикуляционную разминку для губ и языка» Цирк по улице идёт, Все стоят разинув рот! ^ Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления. Цирковое представленье Нам поднимет настроенье! Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке. Мишка ходит по канату! Он получит мёд в награду. ^ Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка. Выполнив удачный трюк, Радостно поёт индюк. Производить быстрые движения по верней губе широким кончиком языка Вперёд- назад. На качели куры сели, Вверх под купол полетели: Вверх-вниз…Вверх-вниз. Крепче, курочка держись ^ Ритмично понимать и опускать кончик языка. Две мартышки- акробатки Ловко скачут на лошадке. Поцокать языком В медвежат из пулемёта Леопард стреляет мёдом! ^ Имитировать стрельбу: «Трррр». Клоун Зайчик всех смешит: Колокольчиком звенит, Произносить : «Дзззззынь…» -Молодцы! | |
Характеристика звука | 2 мин | - Скажите как рычит ТИГР? Порычим как маленький тигренок- тихо (р-р-р), теперь как взрослый тигр- громко. (р-р-р) - Давайте вспомним, как мы произносим звук (р)? Расскажите о положении языка при произнесении звука. (кончик языка касается бугорочков за верхними зубами, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, по середине языка идет сильный воздух, и кончик языка дрожит). На что похож язык? (на ложечку). (показ рукой) - Какой же звук (р)? (согласный) - Почему? (ему мешает кончик языка, поэтому образуется преграда. - Что еще мы можем про него сказать? (он звонкий и твердый). | Характеризуют звук. |
Закрепление звука в изолированном виде | 1 мин | - А сейчас мы с Вами представим, что мы маленькие тигрята и громко рычим Р-р-р-р-р-р-р-р | Произносят звук изолированно. |
Связь буквы со звуком | 1 мин | Давай вспомним, чем отличаются буквы от звуков? буквы мы видим, пишем, читаем звуки мы говорим и слышим Давай пропишем букву (Р) пальцем в воздухе (поворачиваюсь спиной к ребенку и пишу в воздухе букву (Р). На что похожа буква Р? | Дают объяснение чем отличается звук от буквы. |
Развитие фонематического слуха | 2 мин | - А сейчас поиграем в игру « Хлопай, не зевай», я вас буду называть разные буквы, а ваша задача во врем хлопнуть, когда услышите звук [Р], готовы? А, о, р, в, к, у, р, ш, т, р ,ц, м, ф, и, р, р .б, ю,в, р. Какие вы молодцы. | Играют в игру «Хлопай, не зевай» на звук [Р]. |
Закрепление звука в слогах | 3 мин | - Вы хорошо справляетесь, и у нас нова игра, «Повторяй за мной», мы будем повторять слоги: Ра-ро-ру-ры-ри-ре-ря-рю | Проговаривают звуки за логопедом. |
Закрепление звука в словах. | 3 мин | - Ребята я вам буду показывать картинки, а ваша задача назвать кто на ней изображен и выделить звук [Р] ( тигр, бегемот, гепард, рысь, лиса, жираф, носорог, ёж, заяц, волк. | - Рассматривают картинки с животными , называют их, выделяют звук. |
Закрепление звука в предложении | 6 мин | Ребята, а сейчас наша задача записать предложения и сделать разбор каждого звука, как мы с вами и умеем. Ворона кормила воронят. | Анализируют предложение. |
Закрепление звука в тексте | | - Ребята послушайте интересный текст про медвежат и то как они купались. КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Какой звук я выделяла в словах? | Слушают текст, выделяют звук. |
Домашнее задание. | 2 мин | - Вот и подошло наше занятие к концу, и домашнее задание будет заучивание скороговорки. - Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. - Сорок сорок воровали горох. - Проворонила ворона вороненка. | Слушают домашнее задание. |
Оценка деятельности детей. | 1 мин | - Вы хорошо сегодня занимались, активно работали. Молодцы!!! | |