Программное содержание:
- Продолжать учить дифференцировать звуки – ж- и –ш -.
Продолжать учить осуществлять звуко – буквенный анализ слов.
Продолжать учить выделять дифференцируемые звуки из слов.
Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Совершенствовать навык чтения слогов и слов.
2. Активизировать зрительные функции: фиксацию взора, локализацию, прослеживание.
Развивать зрительно – моторное взаимодействие руки и глаза, мелкую моторику рук.
3. Развивать зрительное восприятие, целостность восприятия, слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух. Элементы логического мышления.
4. Формировать учебные навыки: умение слушать и слышать, самоанализ, самоконтроль.
Материал:
Рабочая карточка (на каждого ребёнка), предметные картинки (Женя, Шура, душ, ужи, жаба, ежи, вишня, шарф), схемы слов (2), карточки с буквами и цифрами, наборное полотно, ручки, фломастеры, чёрные очки, магнитофон, кассета.
ХОД:
-
Организационный момент:
Дидактическое упражнение: «Угадай звук без голоса».
- Ребята, за стол сядет тот, кто угадает по губам, какой звук я произнесу без голоса (а, о, у, и).
2. Основная часть:
Игра: «Подскажи словечко».
- Дети, я прочитаю вам стихотворение, а последнее слово в нём подскажите вы. Отгадать эти слова помогут рисунки на ваших карточках.
-Он ходит голову задрав,
Не потому что важный граф
А потому, что он …….(жираф).
- Сегодня все ликует в руках у детворы
От радости танцуют воздушные……(шары).
Дидактическое упражнение: «Обведи по контуру».
- Ребята, обведите рисунки – отгадки по контуру. Не забывайте вести линию не отрывая руки от линии, другой рукой придерживайте лист бумаги.
Беседа о звуках – ж - и – ш –
-Ребята, какой первый звук в слове «жираф»?
Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)
Почему этот звук согласный, твёрдый, звонкий?
Как это можно проверить?
-Ребята, какой первый звук в слове «шары»?
Какой это звук? (согласный, твёрдый, глухой)
Почему этот звук согласный, твёрдый, глухой?
Как это можно проверить?
Игра «Хлопни, топни».
Дети, я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и если услышите слово со звуком – ж -, хлопните в ладоши; а если услышите слово со звуком – ш, то топните ногой (журавль, шкаф, лыжи, медвежонок, машина, снежинка, карандаш, ножницы, ландыш).
Игра «Предмет, слово, схема».
- Это Женя и Шура (дети на картинках). Жени нравятся слова со звуком – ж -, а Шуре со звуком – ш -. Давайте подарим слова Жене и Шуре (на столе картинки, в названии которых есть звуки – ж – и – ш –).
- Почему кому ты подаришь шапку? Почему? (ответы детей) и т.д.
Игра «Назови ласково».
- Ребята, а теперь эти слова мы назовём ласково (ответы детей).
Физкультурная минутка «Жучок»
На лужайке, на ромашке Дети присели.
Жук сидел в цветной рубашке
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь. Дети встали, имитация движения ветра.
Низко – низко наклоняюсь. Наклоны вниз.
Игра «Подбери слово к схеме».
На наборное полотно выставляются две схемы.
- Ребята, что означает синий цвет на этих схемах? (согласный звук)
Что означает красный цвет на этих схемах? (гласный звук)
Женя и Шура, хотят узнать, какие из слов, которые мы им подарили, подходят к этим схемам. Давайте им поможем.
- Почему именно эти слова подходят к схемам?
Зрительная гимнастика «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо. Движение глаз влево, вправо.
А потом опять вперёд, Взгляд вперёд.
Тут немного отдохнёт, поморгает. Моргают глазками.
А потом посмотрит вверх Движения глаз вверх.
Выше всех и дальше всех.
Возвращается обратно, Взгляд вперёд.
Расслабление, приятно. Моргают глазами.
А теперь посмотрит вниз Движения глаз вниз.
Мышцы глазок напряглись.
Возвращается обратно. Взгляд вперёд.
Расслабление, приятно. Моргают глазами.
Игра «Слоговые домики».
- На ваших карточках в нижней части изображены домики. В домиках живут буквы. Для того чтобы узнать, какие буквы живут в домиках нужно соединить их по точкам (дети выполняют задание).
- В домике, который находится слева, живёт буква, которая обозначает звук – ж -.
Буква - ж – совсем как жук
Много ног и много рук.
- На остальных этажах этого домика тоже живёт буква – ж -, но художник забыл дописать у неё и некоторые элементы. Давайте допишем их (дети дописывают недостающие элементы). Посмотрите, на каждом этаже получился слог, давайте прочитаем их (дети читают слоги). В домике, который находится справа живет буква, которая обозначает звук – ш -.
Когда у расчёски три зуба осталось
Тогда буква – ш –над ней посмеялась.
- На остальных этажах этого домика живёт буква – ш -, но художник так же забыл дописать у неё некоторые элементы. Давай допишем их мы (дети дописывают недостающие элементы). Посмотрите, на каждом этаже получился слог, давайте прочитаем их (дети читают слоги).
Игра «Расшифруй слова»
- В верхней части карточки написаны вразброс буквы. В нижней части карточки написаны вразброс цифры. Вы, ориентируясь на цифры по порядку. Можете прочесть слово, которое спряталось в верхнем ряду (дети выполняют задание). Откройте маленькую карточку и проверьте, правильно ли вы прочитали слово.
Релаксация.
А сейчас, ребята, снимите свои очки и наденьте тёмные очки. Сядьте удобнее, расслабьтесь и «шагните» в лес послушать пение птиц (включаю аудиозапись с пением птиц).
3.Заключительная часть.
- О каких звуках мы говорили?
- В какие игры мы играли?
- Как вы думаете, со всеми ли заданиями вы справились? (индивидуально у каждого ребёнка)
- На этом наше занятие закончилось. Все молодцы!
?