Конспект логопедического занятия по развитию речи "Экскурсия в галерею"
Конспект логопедического занятия по развитию речи "Экскурсия в галерею"
Данный конспект позволяет учить детей составлять рассказ - описание по картине. Позволяет уточнить знания детей о пейзаже, как жанре изобразительного искусства, закрепить знания по теме «Осень». В ходе занятия дети продолжают учиться давать развернутые ответы на поставленные вопросы, упражняться в подборе прилагательных – определений и согласовании их с существительными, расширяют активный (галерея, пейзаж, пейзажист, экскурсия, экскурсовод, листопад, ранняя осень, поздняя осень) и пассивный словарь детей («студень», «полузимник»).Развивают наблюдательность, интерес к природе, умение рассуждать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по развитию речи "Экскурсия в галерею"»
Экскурсия в галерею
Конспект логопедического занятия по развитию речи
Старший дошкольный возраст
Задачи:
Учить составлять рассказ - описание по картине. Уточнить знания детей о пейзаже, как жанре изобразительного искусства, закрепить знания по теме «Осень».
Коррекционная работа: продолжать учить давать развернутые ответы на поставленные вопросы, упражнять в подборе прилагательных – определений и согласовании их с существительными, расширять активный (галерея, пейзаж, пейзажист, экскурсия, экскурсовод, листопад, ранняя осень, поздняя осень) и пассивный словарь детей («студень», «полузимник»).
Развивать наблюдательность, интерес к природе, умение рассуждать.
Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Логопед: Ребята, как вы думаете, где можно увидеть много картин?
Дети: В музее, на выставке, в галерее.
Логопед: В Караганде есть музеи и выставочные залы. А вы знаете, что в нашем городе есть Школа художников? В этой школе учат рисовать. А еще в Школе художников тоже проходят выставки картин. Хотите туда отправиться на экскурсию?
Дети: Да!
Подвижная игра «Осенние листочки»
Мы - листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер – полетели (имитируют движения по тексту)
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Логопед: Вот ребята, мы, словно осенние листья, долетели до Школы художников.
Скажите, как называется человек, который проводит экскурсию и рассказывает о картинах?
Дети: Это экскурсовод.
Логопед: Правильно, но в Школе художников экскурсоводов нет. Поэтому мы сначала рассмотрим все картины, а потом сами станем экскурсоводами.
(На мольбертах расставлены картины)
Логопед: Посмотрите, сколько картин. Здесь представлены произведения разных художников. Если внимательно приглядеться, можно увидеть, что в этих картинах есть что-то общее...
Логопед: Как вы думаете, что объединяет все картины?
Дети: Они изображают природу.
Логопед: Как называют картину, изображающую природу?
Дети: Пейзаж.
Логопед: Мы попали на выставку пейзажей. А как называют художников, которые пишут пейзажи?
Дети: Пейзажисты.
Логопед: Есть замечательные художники – пейзажисты: Шишкин, Левитан, Александров, Васнецов, Осенев, Грабарь. Да, их очень много. И если собрать все их картины, то на этой выставке не хватит места.
Посмотрите внимательно на эти пейзажи – все они изображают осень, но похожи ли они? Дети: Нет.
Логопед: Чем отличаются друг от друга эти пейзажи?
Дети: На них изображены разные периоды осени.
Логопед: На всех ли картинах одинаковая погода?
Все ли эти пейзажи вызывают одинаковое настроение?
Все ли пейзажи одинаково яркие?
Чем можно объяснить все эти различия?
Логопед вместе с детьми, выясняют, что на картине «Золотая осень» И.С.Остроухова, изображена ранняя осень, потому что еще не все листья пожелтели, светит солнце, не все перелетные птицы улетели, а значит погода еще теплая.
Логопед: Давайте подберем слова, которые сможет использовать наш экскурсовод рассказывая нам об этой картине: ранняя, теплая, солнечная и т.д.
- Кто хочет составить рассказ по картине «Золотая осень»?
Ребенок выполняет роль экскурсовода - составляет рассказ по картине с помощью логопеда.
Логопед помогает наводящими вопросами:
- Почему ты думаешь, что здесь изображена ранняя осень?
- Какая погода на картине?
- Какое настроение вызывает эта картина?
- Вы хотите отправиться в этот золотой лес, за грибами?
Логоритмическое упражнение «Собираем грибы».
Логопед: А теперь посмотрите внимательно на эту картину, ее написал Иссаак Ильич Левитан, называется она «Золотая осень». Вглядитесь в нее.
Вопросы:- Ребята, а почему уже улетели грачи?
Дети: Грачи - перелетные птицы, они всегда улетают при наступлении холодов.
Логопед:
И вот на пороге середина осени – октябрь
Нет уже зеленой травы…
Что с ней произошло?
Поможем подобрать слова для следующего экскурсовода?
- Пасмурно, холодно, зябко, сыро и т.д.
Следующий ребенок составляет рассказ описание по картине Левитана.
Логопед: В самый разгар осени начинается листопад. Под порывами ветра гнутся деревья и осыпается листва. Давайте изобразим такое явление природы, как листопад.
Дыхательное упражнение «Листопад».
Логопед: Перед нами картина П.П.Кончаловского «Первый снег».
Все чаще утром лужицы покрыты корочкой льда, на траве поблескивает иней. Дни короче… да и солнышко все реже балует нас своим теплом. Наступил ноябрь. Все чаще и чаще идут дожди, кругом грязь. Неуютно и в лесу, и в поле.
В середине ноября выпадает первый снег. Недаром в народе его называют «студень», «полузимник». В ноябре трудно приходится животным в лесу. В ноябре поздно рассветает, рано смеркается. И поэтому в народе говорят: «В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается». Снега еще мало, чтобы покрыть всю землю, вот он и лежит небольшими островками на продрогшей земле.
Подберем слова для экскурсовода: землю застилает туман, воздух сырой, холодный, первый снег…
Следующий ребенок выполняет роль экскурсовода - составляет рассказ описание по картине «Первый снег».
Игра с мячом.
Логопед: Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать мяч, а вы ловите и подбирайте определение к слову «день». Например, день — хмурый день, холодный день, пасмурный день, морозный день;
- Ой, ребята, около этой картины с первым снегом стало холодно, наши руки замерзли. Давайте их погреем.
Дети интенсивно трут ладонями друг о друга, дышат на них, а затем массируют каждый пальчик, чтобы согреться.
Логопед: Мы с вами рассмотрели все картины. Вспомнили многих художников – пейзажистов. Молодцы наши ребята – экскурсоводы, очень хорошо описывали картины. Наша экскурсия в Школу художников окончена. Вам понравилось?
Дети: Да!
Логопед: Тогда мы придем сюда еще раз зимой, чтобы увидеть зимние пейзажи. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Полетим, как снежинки!
Дети кружатся, имитируя танец снежинок, возвращаются в детский сад