Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с использованием дидактических игр для формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР на тему: "Скоро в школу".»
Тема: «Скоро в школу».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить и систематизировать знания и умения обучающихся;
Закрепить знания детей о звуках и буквах;
Закрепить умение делить слова на слоги;
Закрепить умение делать звукобуквенный анализ слов;
Закрепить навык слогового чтения;
Закрепить умение делать анализ предложений;
Работать над профилактикой дисграфии;
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух и слуховое внимание;
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу и веру в собственные силы;
Оборудование: магнитная доска; мольберт; мел; пособие «Какое слово здесь спряталось?»; схемы для анализа слов; кассы букв; пособие «Сколько в домиках окошек?»; пособие «Исправь ошибку»; схема предложения; пособия для чтения предложений и рассказа.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сядет тот, чье имя начинается со звука Ж.
- Сядет тот, в чье имя начинается со звука А.
- Сядет тот, чья фамилия начинается со звука К, А,С.
(дети садятся на свои места).
2. Постановка цели.
- Вы стали совсем большими и скоро пойдете в школу. Чтобы пойти в школу мы должны вспомнить все что мы знаем о звуках и буквах.
3. Д.И: «Ответь на вопрос».
- Предлагаю поиграть в игру «Ответь на вопрос».
- Что такое звук? (звук мы слышим и произносим)
- Какими бывают звуки? (гласными и согласными)
- Какие звуки называются гласными? (звуки которые можно петь и тянуть, называются гласными).
- Кто споет песенку гласных звуков? (один ребенок произносит все гласные звуки)
- Какие звуки называются согласными? (звуки, которые нельзя петь и тянуть, называются согласными).
- Какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими, глухими и звонкими).
- Назовите согласные звуки, которые всегда твердые. (один ребенок произносит все твердые согласные звуки)
-Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие. (один ребенок произносит все мягкие согласные звуки)
- Чем на письме мы обозначаем звуки? (звуки мы обозначаем буквами).
-Что такое буква? (букву видим, пишем и читаем)
- Молодцы!
4.Д.И. «Исправь ошибку».
- Предлагаю поиграть в игру «Исправь ошибку».
- Перед вами буквы, найдите среди них не правильно написанные и исправьте ошибку, напишите их правильно. (дети выходят по очереди, к доске, и исправляют буквы)
- Молодцы! Вы исправили все ошибки!
5. Д.И. «Сколько в домике окошек?»
- Какое вы знаете правило деления слов на слоги? (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
- Предлагаю поиграть в игру: «Сколько в домике окошек?» (школа, карандаши, парта, линейка, ручка, тетрадь, мел, точилка, рюкзак, учебники, пенал)
6. Физ. - минутка.
- А теперь покажите, чем вы будете заниматься в школе?
Скоро в школу мы с тобой пойдем, (марш)
И портфель с собой возьмем, (наклон в перед)
В школе будем мы читать, (две ладошки)
В школе будем мы писать, (водят пальцем по ладони)
Физкультурой заниматься, (руки к плечам)
И трудиться, и стараться, (ножницы/ руки полочкой)
7. Д.И. «Какое слово здесь спряталось?».
- Предлагаю поиграть в игру «Какое слово здесь спряталось?».
- Угадайте слово по первым звукам, (на наборное полотно выставляются предметные картинки: шар, кукла, овощи, лодка, арбуз).
- Какое слово получилось? (школа)
- Сделайте схему слова «школа» (дети на столах составляют из букв слово «школа» и делают его анализ).
- Сколько слогов в слове школа? (два слога)
- Назовите первый слог. (шко)
- Назовите второй слог (ла)
- Какой первый звук в слове «школа»? (Ш)
- Дайте ему характеристику. (Ш- согласный, глухой, всегда твердый ) и тд.
8. Чтение предложений.
- А теперь давайте покажем, как вы умеете читать.
Ученик читает книгу.
На доске пишут мелом.
Карандаши лежат в пенале.
Ученик стоит у доски.
Тетради лежат на парте, (дети читают по цепочке с места)
- Что вы сейчас прочитали? (предложения)
- Что такое предложение? (предложение это когда слова дружат между собой и о чем- то нам сообщают)
- Какое мы знаем правило написания предложений? (первое слово в предложении пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения ставится точка)
- Какие еще слова пишутся с большой буквы? (имена людей, клички животных, названия городов, пишутся с большой буквы)
- Молодцы!
9.Чтение рассказа.
- А теперь давайте прочитаем рассказ.
- Что такое рассказ? (у рассказа есть название, и все предложения связаны одним смыслом
Скоро в школу.
Мы стали большими. Нам уже семь лет. Скоро мы пойдем в школу. Мы умеем хорошо и быстро читать. В школе мы обещаем учиться на отлично.
10. Работа над предложением.
- Найдите в рассказе предложение, которое подходит к этой схеме? (выставляется схема предложения)
- Сколько слов в этом в этом предложении? (пять слов)
- Назовите первое слово (скоро)
- Назовите второе слово (мы)
- Назовите третье слово (пойдем) и тд.
- Молодцы!
11. Итог.
- Чем мы еще занимались? (читали, писали, играли).
- В какие игры мы сегодня играли? («Ответь на вопрос», «Исправь ошибку», «Какое слово здесь спряталось?», «Сколько в домике окошек?»).
- Молодцы вы справились со всеми заданиями, показали, что вы все умеете хорошо читать и готовы идти в школу.