Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по логопедии "Домовой"»
Логопедическое занятие
Учитель- логопед первой категории Гриценко Наталья Алексеевна.
«Домовой» для учащихся 4 класса с ОВЗ по теме: «Звукобуквенный анализ, как один из методов по предупреждению дисграфии».
Грамматическая: Определение при звукобуквенном анализе слабой и сильной позиции гласных. Формирование грамматической и слуховой зоркости. Словообразование и словоизменение. Работа над предложением и текстом.
Воспитательная: Формирование зрительной, слуховой памяти и навыков самоконтроля.
Кроссворды, конверты со словами для составления предложений.
Фигурка домового, лапоть.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Сядет тот, у кого имя начинается 1- со звонкого согласного, 2- с глухого,
С гласного звука.
А кто мне скажет, чем отличается звук от буквы?
Начнём занятие с артикуляционной гимнастики. Зачем мы будем её делать?
(проводит ученик)
Чистоговорка: ЗАЗВЕНЕЛ, ЗВЕНЕЛ ЗВОНОК ВСЕМ РЕБЯТАМ НА УРОК.
(зачем она нам)
Откройте тетради, запишите число и день недели. Сегодня на занятии мы с вами покажем всё, чему научились в этом году. - Покажем какие мы внимательные
- Как умеем слушать
- Самостоятельно выполнять всё, что скажет Н.А.
На занятии мы снова будем заниматься звукобуквенным анализом, учиться находить слабые позиции гласных и думать о правильном их написании. Разгадаем кроссворд. Составим предложения и небольшой текст. Выучим новое стихотворение. А чтобы нам всё успеть, мы должны работать быстро и быть внимательными.
А тема сегодняшнего занятия сказочная. И наш герой тоже сказочный. (Слайд 2)
Сейчас мы с вами прочитаем о нем, а вы попробуете догадаться. Слушайте внимательно, кто догадается, не выкрикивает, а поднимет руку. (Слайд 3,4)
Текст на слайдах: Этот сказочный старичок по поверьям живет в домах и даже некоторых квартирах. Его никто не видел, но о нём все слышали. Он охраняет дом от воров и пожаров. Предупреждает о несчастье и ухаживает за скотиной. По характеру он очень хозяйственный, добрый и заботливый, но часто ворчит и иногда капризничает: прячет от хозяев ключи, ложки, ножи. Запутывает по ночам плохим хозяйкам волосы, а пьяниц сбрасывает с кровати на пол. Лучшим другом этого дедушки в доме является кошка. Он часто играет с ней. И если кошка гоняется по дому с вытаращенными глазами за чем-то невидимым, значит она играет с ним, ей одной видимым дедушкой. А ещё, когда ему скучно и не спится, он стучит форточкой и мешает спать.
Ну, что, догадались? (Слайд 5)
Этого домовёнка зовут Кузя и есть у него друг Яша. (слайд 6). Домовой Яша пришел к нам на урок и будет наблюдать за нашей работой из этого --- тапочка. (домовенка помещают в лапоть) Кто знает, как называется эта обувь? Правильно, это лапоть.
И Яша в нём не случайно, т.к. чтобы перевезти домового из старого дома в новый, нужно было поставить старый лапоть на стол (Слайд 7), положить туда любимое лакомство домового маленький хлебец с солью и сказать: (кто прочитает на слайде) «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить.» вот так.
И так, тема нашего занятия ДОМОВОЙ. Вот он какой (дети говорят сами) добрый, бородатый, лохматый, смешной …
Т ему пока записывать не будем. Сначала составим это слово из звуковых квадратиков и сделаем анализ.
(слайд-8) Давайте позовем это слово и выделим ударный гласный звук. Значит королева в слове домовой последний гласный звук. А как звучат 2 других гласных в этом слове. Неясно, нечётко. Почему? Потому что на них не падает ударение и называется такой звук БЕЗУДАРНЫЙ на него мы поставим змейку, похожую на двойку или на вопросительный знак. Змейка предупреждает нас, что нужно подумать, прежде чем написать букву этого звука в слабой позиции.
- Кто знает, что нужно сделать, чтобы правильно написать эти буквы?
- Нужно подобрать проверочные слова.
- У вас есть подсказка. Откройте конверты и достаньте маленькие домики – кроссворды. Я прочитаю вам стихотворение, а вы заполните клеточки этого кроссворда начиная сверху.
И так, внимание, заполняем. (слайд 9)
Стихотворение о том, как хорошо иметь свой (ДОМ)
В одном переулке стояли (дома)
В одном из них жил наш учёный Фома.
Спешил каждый день он с работы (ДОМОЙ)
Радуясь встрече с любимой семьёй.
И говорил, потирая усища: «Здравствуй, мой дом, мой любимый (ДОМИЩЕ)
Здесь каждый день, охраняя покой, с нами живёт старичок (ДОМОВОЙ).
- Поставьте ударение в этих словах. А теперь, внимание, проверочные слова в кроссворде это 1 и 3 слово. Значит, записываем тему урока ДО- проверочное- дом, МО- проверочное-домой ДОМОВОЙ.
Тема нам известна, ещё предстоит сделать очень много, а, чтобы мы не устали и думали хорошо и быстро проведём небольшую физкультпаузу и продолжим дальше. Слушайте и запоминайте: (слайд 10)
Домовой, домовой, (руки рупором у рта и повороты в стороны)
Не шали ты со мной (грозят пальцем правой, затем левой рукой)
Отдавай ключи и ложки (хватательные движения руками поочерёдно)
И не хлопай ты окошком (хлопки ладонями)
Теперь про любимое животное домового кошку (слайд 11) Моторика рук.
Вышла кошечка вперёд
К нам идёт, хвостом виляет.
Ей навстречу у ворот
Две собаки выбегают Молодцы!
Домовой, ребята, прислал конверты. Загляните в конверты, достаньте всё, что там есть. Там фотографии домовых и слова, из которых нужно составить предложения. - Составляем предложения.
- А теперь читаем чётко и громко, чтобы все слышали и могли назвать слова, в которых нас подкарауливают змейки т.е. гласные плохо слышно и в них можно сделать ошибку.
Эти слова мы будем записывать.
- Кто услышит трудное слово, поднимает фотографию домового.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1.Домовой Кузя жил в часах.
2. Гулял он только по ночам
3. Днём бегал за котом.
4. Часто Кузя прятал ключи и ножи.
5.Все любили его и не сердились.
(вывешиваю предложения)
- Получился рассказ? Почему? Правильно, не по порядку предложения, непонятно и нескладно.
-Что нужно сделать, чтобы получился рассказ?
(расположить предложения в нужном порядке)
Давайте попробуем прочитать по порядку по №№ на конвертах.
- Читаем!
И так чему мы учились на занятии:
Сделали звукобуквенный анализ слова.
Подбирали проверочные слова.
Искали в предложении слова со змейкой и тоже подбирали проверочные слова.
Составляли предложения.
Составили, озаглавили и пересказали рассказ.
Но самое главное мы с вами учились находить гласные в слабой позиции и учились их проверять.
Ещё мы выучили с вами стихотворение про Домового.
Давайте его повторим. Кто помнит?
ДОМОВОЙ, ДОМОВОЙ,
НЕ ШАЛИ ТЫ СО МНОЙ
Отдавай ключи и ложки.
И не хлопай ты окошком. МОЛОДЦЫ!
Кто вспомнит какими словами мы проверили слово Домовой, часы, ночами, ножи, котом, сердились?
А кто такой Домовой? Молодцы!
Дома мы обязательно расскажем своим родным и знакомым всё, что узнали сегодня о Домовом.
А сейчас на слайде (слайд 14) 3 рожицы
Одна очень довольная, другая – средне, а третья совсем грустная.
Поднимите своего домовёнка, с каким настроением вы уходите с занятия:
У кого настроение как у первой рожицы
У кого как у второй.
У кого как у третьей. Нет таких. Значит мы её уберём.
И ещё, Домовой Кузя оставил вам письмо. Прочитайте. (слайд15)
Всем спасибо за занятие. Домашнее задание вам известно.