1. | Организационный момент: 10 мин. - старт занятия; - установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии; - мотивация учебной деятельности. Цель для обучающихся: - настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально) Цель для педагога: - создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии для включения всех детей в работу Методы организации работы: - упражнение на приветствие; - упражнение на выяснение ожиданий от занятия. Форма организации работы: индивидуальная. | Приветствие, создание эмоционального настроя на работу. Упражнение на приветствие. П.: «-Добрый день, Алиса (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть. Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как? Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься. Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя? Молодец. |
2. | Актуализация знаний + объяснение нового материала + закрепление нового материала. 20мин. Цель для обучающихся: - развивать мыслительную деятельность в ходе «активной беседы»; - подойти к проблемной ситуации в ходе беседы с наводящими вопросами; - захотеть расширить жизненный и культурный кругозор через интригующие вопросы педагога Цель для педагога: - в процессе включения учащихся в активную познавательную деятельность использовать различные педагогические методы и приемы (опора на имеющиеся знания через таблицу, интригующий вопрос, изображения на доске); - оценить уровень практической подготовленности воспитанника, скорректировать её знания, - мотивировать на активное восприятие нового материала; - развивать речь, как показатель интеллектуального и общего развития ученика, в беседе; - развитие эмоциональной сферы через применение активных форм ведения занятия. Методы организации работы: - активная беседа; - работа с изобразительной таблицей; - наблюдение. Формы организации работы: индивидуальная деятельность. Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы, понимание связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия. Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов, создание условий для личностной самореализации . | П.: «- Игра “Услышь и хлопни” Цель: развить фонематический слух. Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С]. Санки, веник, слон, сова, кот, сумка. Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным. А теперь приготовимся к разминке. Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя. Массаж: Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза). Артикуляционные упражнения: Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом. Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора. Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”. Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением. Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори. Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию. Дыхательная гимнастика Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения. Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую. Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу. Пальчиковая гимнастика А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”. Постановка звука Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях. Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе. Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз. Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать. А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь. Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С. Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д. А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С. Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными. Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам. |
3. | Объяснение нового материала. Цель для Алисы: - в процессе практического упражнений автоматизации звука важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах. - почувствовать многообразие и богатство звуков в речи ; - совершенствовать умение слушать и слышать инструкции педагога в процессе выполнения задания , Цель для педагога: - продолжить знакомить воспитанника со звуком { С}; - различать его на слух в слогах,словах ; - побудить детей к получению новых знаний Методы организации работы: использование проблемных вопросов и заданий, рассказ учителя с элементами беседы. Формы организации работы: индивидуальная Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: понимание и решение поставленных задач, умение принимать правила работы в рамках занятия, внимательность и сосредоточенность в достижении результатов поисковой деятельности Методы мотивирования учебной активности воспитанников: смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанника через возможность проявить себя -выход на чистое произношение звука | Автоматизация звука Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению. Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их. Са-са-са – какая красота. Си-си-си смотри не пропусти. Се-се-се не ходи к себе. Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления звука [Ш]. А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши. Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова. Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках? Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках? Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики. Посмотри на картинку. Что ты видишь? Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь. Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку. |
5. | Подведение итогов занятия. Рефлексия. 5 мин. Цель для учиника: - в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме. Цель для педагога: - подвести итоги занятия, построив траекторию дальнейшей работы по освоению данной темы для обучающихся; - создать условия для использования полученных новых знаний и умений в других ситуациях и на других занятиях Формы организации занятия: - индивидуальная | Итог занятия Познавательная рефлексия. Проводится во время завершения детьми практической работы. Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец! Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”. Попрощаемся с Алисой и пригласим его на следующее занятие. |