kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности на тему "Весна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте используются дидактические и речевые игры, способствующие развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию в группе компенсирующей направленности на тему "Весна"»

Тема: «Весна»

Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Цель: создать условия для развития и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи , развития связной речи и речевого общения по средствам речевых игр и упражнений .

Задачи:

Коррекционно-образовательная: Закрепить представления детей о весне и её приметах. Уточнить , расширить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать грамматический строй речи(образование однокоренных слов). Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза. Совершенствовать синтаксическую сторону речи.

Коррекционно-развивающая: развивать диалогическую, связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление, артикуляционную и тонкую моторику, координацию речи с движением, тактильную чувствительность.

Коррекционно-воспитательная: формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы и приёмы:

наглядные: наглядный материал;

словесные: использование художественного слова, наводящие вопросы, беседа;

практические: показ способов действия.
















Ход образовательной деятельности


Задачи:

Деятельность педагога:

Действия детей:

Организационный этап (5 мин)

Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.







Развивать диалогическую речь.

Совершенствовать грамматический строй речи.


Развивать связную речь.









Логопед привлекает внимание детей чтением стихотворения А.Матусик:

«Я родился! Я родился!

Снег пробил, на свет явился!

Ух, какой ты снег колючий,

Ты холодный снег и злющий,

О морозах зря мечтаешь,

Очень скоро ты растаешь.

Уплывёшь потоком в речку

И не скажешь ни словечка.»

-Ребята, как вы считаете, о ком идёт речь в этом стихотворении? Кто мог родиться, снег пробить, на свет явиться?(цветок)

-Если он пробился первым, то как его можно назвать, от слова «первый»?(первоцвет).

-А если он появился из-под снега, то как ещё его можно назвать?( подснежник).

-В какое время года это может произойти?

Логопед обращает внимание на таз со снегом.

-Как вы думаете, что это торчит из-под снега? Неужели тоже первые цветы?(предлагает детям потянуть за листочки ).

-Найдите предметы связанные с весной.
















Дети вступают в диалог. Высказывают свои предположения.

Дети образуют слова- существительные .





Формулируют предложения.

Дети высказывают свои предположения.


Дети достают листочки на которых изображены: солнце, сосулька, подснежник, грач, сани,капельки.

Постановка проблемы и мотивация детей. Постановка детской цели.







-Наш первоцвет, который только что появился на свет, уверен, что все эти предметы напоминают весну. Как вы считаете, он прав? Почему?




Дети вступают в диалог, высказывают своё мнение. Приходят к выводу, что сани-признак зимы; обосновывают свой ответ.

Основная часть(17 мин)

Уточнить , расширить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Весна».












Совершенствовать грамматический строй речи(образование однокоренных слов).















Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза.







Развивать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление,

Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.


Развивать координацию речи с движением, общую моторику, артикуляционную итонкую моторику,





Уточнить , расширить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Весна».





-Какой по вашему мнению самый главный признак приближающейся весны?

- Без чего бы весна никогда не наступила?

-От чего начинает таять снег, капать сосульки, пробиваться подснежники?

-«Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила,

Кошка даже рот открыла!

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идёт. Мы слышим:

Кап, кап, кап!»

-Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (…капли).

-Что начинается на припёке с крыш ранней весной?(…капель).

-Как можно назвать маленькую каплю?(…капелька)

-Если капли капают, то какие они?(…капающие).

-Ребята, прислушайтесь, чем похожи все эти слова? Да вы совершенно правы, они одинаково звучат! Это слова одной семейки.

-Итак, мы с вами выяснили, что солнце - самая главная примета весны из перечисленных вами слов!

-А какое слово самое длинное? Как это можно определить(измерять)?

Проводится упражнение «Раздели на слоги».

-Вспомните названия своих предметов, которые вы нашли под снегом. Разделите их на слоги (сол-ныш-ко, со-суль-ка, под-снеж-ник, грач).

-Какое же слово оказалось самым длинным? А самым коротким?

-Как вы это определили?

Игра «Составь предложение:

-Составьте предложения о своих предметах. Обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам в этом поможет.(Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинах расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнёзда).

-Какие же вы молодцы. У вас получился целый рассказ.

-А что же ещё происходит в природе с приходом весны?

-Вы совершенно правы. На деревьях распускаются почки. Упражнение «Клён»:

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвёт в клочки.

Разжимает, разжимает

Клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку,

И едва растает снег,

Мне зелёную ладошку

Клён протянет раньше всех.

-Ребята, а какую еще примету весны вы заметили находясь на прогулке или по дороге в детский сад?

-Что происходит со снегом? Во что он превращается ?

-Обратите внимание на наш принесённый снег. Что с ним произошло?

-Но здесь же нет солнца, почему же он растаял?

Дети вступают в диалог. Выдвигают свои версии. Приходят к выводу, что это солнце.














Дети вступают в диалог, формулируют предложение, делают вывод.












Дети предлагают посчитать количество букв, слогов.








Дети составляют предложения с опорой на картинку.











Дети выдвигают свои версии.




Дети проговаривают строки и выполняют действия соответственно тексту.


Дети отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Приходят к выводу, что снег тает не только от солнечных лучей, но и от комнатного тепла.




Заключительный этап(2 мин)

Рефлексия

-Как вы считаете, удалось нам разъяснить первоцвету важность и правильность примет ?

-Какие приметы весны вам понравились больше всего? Почему?

- О чёмбы вы хотели рассказать дома?

-В какую игру вы хотели бы ещё поиграть?

Ответы детей.

Организация перехода к другому виду деятельности

А сейчас, вы можете взять свои тетрадии послушав мою загадку, разукрасить тот предмет, который нарисовал для вас художник!

Висит за окошком

Кулёк ледяной.

Он полон капели пахнет весной!


Дети берут контейнер с карандашами и индивидуальные тетради.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Новикова Елена Викторовна

Дата: 29.06.2020

Номер свидетельства: 554270

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства