Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи на тему «Зима. Зимние забавы»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»»
МБДОУ «Детский сад №36 «Сказочка» города Димитровграда Ульяновской области»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи на тему «Зима. Зимние забавы»
Разработала:
Шмакова Н.В.
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №36 «Сказочка»
Ульяновск, 2023
Программное содержание.
1.Активизировать словарь детей по лексической теме «Зима. Зимние забавы». Упражнять детей в подборе слов-признаков и слов-действий; в подборе слов с противоположным значением. Формировать у детей грамматически правильную речь. Упражнять детей в образовании формы единственного и множественного числа существительных в родительном падеже с предлогом «без». Развивать связную речь детей: умения составлять предложения по сюжетным картинкам; восстанавливать порядок в предложениях с перепутанным порядком действий.
2.Активизировать зрительные функции: фиксацию, локализацию и соотнесение взора.
3.Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, целостность восприятия, память, мышление; мелкую моторику пальцев рук.
4.Поддерживать у детей интерес к зимним забавам и развлечениям.
Материал и оборудование: магнитная доска, цветные магниты, фишки-снежинки, корзинка, мячик-снежок; предметные и сюжетные картинки с изображением признаков времён года и зимних развлечений, большая карточка и 6 маленьких картинок на зимнюю тематику; детали снеговиков в индивидуальных тарелочках, листы голубой бумаги, бумажные снежинки.
Ход проведения.
(Дети стоят полукругом около учителя-логопеда.)
- Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте её.
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила». (Зима)
- Что такое зима? (Время года.)
- Сколько месяцев длится зима? (Три месяца.)
- Назовите по порядку зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)
- Зима – чудесное время года, не правда ли? Не хочется уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься с горки на санках и ледянках, ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, в снежки, сооружать снежные постройки.
- Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по зиме, где нас ждут игры и задания. Согласны?... Тогда в путь.
- Ребята, подойдите к магнитной доске. (На доске предметные и сюжетные картинки с признаками времён года.)
(Читаю детям отрывок из стихотворения Е. Алябьевой «Зимушка-зима»)
«Отличается зима от весны и лета.
Очень снежная она, вся в снега одета.
Реки скованы все льдом и в узорах стёкла,
Иней на ветвях висит, вьюга дует в окна.
Небо серое с утра, падают снежинки,
Спят деревья и кусты, кормят птиц рябинки…»
- Сейчас мы поиграем в игру «Мы картиночки покажем…».
«Мы картиночки покажем,
О зиме мы всё расскажем».
- Внимательно посмотрите на картинки и назовите только те, которые связаны с зимой (с признаками зимы).
- Почему вы не назвали остальные картинки? (Потому что они не относятся к зиме.)
(Убираю с доски лишние картинки.)
- Ребята, садитесь на стульчики. Следующая игра «Доскажи словечко». Послушайте и отгадайте загадки. Некоторые картинки отгадки на доске.
- «Дом её на белой туче, но ей страшен солнца лучик.
Стынут уши, зябнет нос. Видно близко…» (Дед Мороз)
- А сейчас мы поиграем со снежком. Я буду по очереди бросать вам снежок, а вы должны ответить на вопрос «Без чего не бывает зимы?» Будьте внимательны, старайтесь не повторяться. (Без снега, без снежинок, без мороза, без снегопада, без метели, без сугробов, без санок, без лыж, без коньков,…)
- Следующая игра для вас – «Подбери слова-признаки и слова-действия». Сейчас вы будете отвечать на вопросы и за каждый правильный ответ получать фишки-снежинки. Слушайте друг друга внимательно.
- Лето тёплое, а зима… (холодная)
- Летом дни длинные, а зимой… (короткие)
- Если зимой выпадает много снега, то зима какая? (снежная)
- А если зимой морозно, то какая зима? (морозная)
- Если часто бывают метели? (метельная)
- Придумайте слова-признаки, которые помогут вам описать снег (снежинки, сосульки).
- Ветер что делает? (дует, воет, завывает, гудит,…)
- Мороз что делает? (трещит, щиплет, кусает,…)
- Ребята, давайте все ваши фишки-снежинки положим в одну корзинку. (Дети отдают свои фишки.) Посмотрите, как много слов вы назвали. Набралась целая корзина. Молодцы! (Убираю корзинку.)
- Следующая игра «Скажи наоборот». Кому я брошу снежок, тот должен назвать слово наоборот. Готовы?...
- А сейчас мы немного отдохнём и поиграем в зимние забавы. Я буду читать стихотворения, а вы должны выполнять движения.
(Выполняю вместе с детьми движения в соответствии с текстом.)
- «Мы зимой в снежки играем.
По сугробам мы шагаем.
И на лыжах мы бежим.
На коньках по льду летим.
И снегурку лепим мы.
Гостью-зиму любим мы».
- «Не боимся мы пороши.
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит нам и вам.
Мы теперь метатели –
Бьём по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок».
- Продолжаем наше путешествие. Ребята, садитесь на стульчики.
- Следующая игра «Что сначала, что потом?». Будьте внимательны. Вы должны найти ошибку в предложении и исправить её. Играем со снежком.
(По очереди бросаю детям снежок и произношу предложение с перепутанным порядком действий.Дети ловят снежок и восстанавливают порядок.)
- Пошёл снег и наступила зима. (Наступила зима и пошёл снег.)
- Решили построить горку и пошёл снег. (Пошёл снег и решили построить горку.)
- Полили водой и построили горку. (Построили горку и полили водой.)
- Стали кататься и построили горку. (Построили горку и стали кататься.)
- Слепили снеговика и пришли в парк. (Пришли в парк и слепили снеговика.)
- Стали играть в снежки и набрали снега. (Набрали снега и стали играть в снежки.)
- А сейчас мы поиграем в игру «Составь предложение». Ребята, занимайте места за столами. Выбирайте по одной маленькой картинке. Составьте предложение по содержанию картинки и присоедините её к большой карточке. (Выслушиваю предложения детей.)
- Ребята, наши глазки устали и должны немножко отдохнуть. (Выполняем упражнение зрительной гимнастики «Ночка».)
- Ребята, а вы зиму любите? А снеговика лепить умеете? Сейчас проверим. Я предлагаю вам каждому собрать снеговика. (Раздаю детям тарелочки с деталями игры «Собери снеговика», листы голубой бумаги.)
- Прежде чем начнёте собирать снеговиков, давайте разомнём пальчики и выполним гимнастику.
(Дети выполняют движение с одновременным проговариванием текста.)
- «Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий».
(Самостоятельная работа детей.)
- Посмотрите, какие симпатичные и весёлые снеговики у вас получились.
- Ребята, вставайте из-за столов и становитесь в круг.
- Наше небольшое путешествие по зиме подошло к концу. В какие игры мы играли? Какие задания выполняли?
- На память о нашем путешествии я хочу подарить вам снежинки-лёгкие пушинки. (Раздаю детям бумажные снежинки.)