2.Сообщение темы занятия. | 2 мин. | - Я приглашаю вас на прогулку в необычный зоопарк. Там живут животные, в названиях которых повторяются два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь. -Посмотрите на картинки и назовите, что изображено. -Животные убежали из своих домиков и перемешались. - Нам нужно будет расселить животных в их домики с буквами Р и Л. | Дети рассматривают картинки и произносят названия животных жарких стран: - Зебра, мартышка, лама, горилла, крокодил, носорог, гепард, лама, коала, слон, тигр. |
3.Анализ артикуляции. | 2 мин. | - Повторим артикуляцию звуков [р] и [л]. - Произнесем звук [р]. - При произнесении звука [р] губы разомкнут или сомкнуты? - При произнесении звука [р] есть щель между верхними и нижними резцами или нет щели? - При произнесении звука [р] язык находится вверху или внизу? - При произнесении звука [р] голосовые складки работают или не работают? - При произнесении звука [р] воздушная струя сильная или слабая? -Воздушная струя направлена вверх или вниз? Произнесем звук [л]. - При произнесении звука [л] губы разомкнут или сомкнуты? - При произнесении звука [л] есть щель между верхними и нижними резцами или нет щели? - При произнесении звука [л] язык находится вверху или внизу? - При произнесении звука [л] голосовые складки работают или не работают? - При произнесении звука [л] воздушная струя сильная или слабая? -Воздушная струя направлена вверх или вниз? - А в чем различие артикуляции звуков [р] и [л]? | -При произнесении звука [р] губы разомкнуты. - При произнесении звука [р] есть щель между верхними и нижними резцами. -При произнесении звука [р] язык находится вверху. -При произнесении звука [р] голосовые складки работают -При произнесении звука [р] воздушная струя сильная. -Воздушная струя направлена вверх. -При произнесении звука [л] губы разомкнуты. - При произнесении звука [л] есть щель между верхними и нижними резцами. -При произнесении звука [л] язык находится вверху. -При произнесении звука [л] голосовые складки работают -При произнесении звука [л] воздушная струя сильная. -Воздушная струя направлена вверх. При произнесении звука [р] кончик языка вибрирует, а при произнесении звука [л] кончик языка не вибрирует. |
8. Закрепление звуков в слогах. | З мин. | А теперь составим слоговые дорожки: -РА-РО-РУ-РЭ-РЫ - ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЭ-ЛЫ - АР – ОР – УР – ЭР – ЫР – -ИР – ЯР – ЮР – ЕР - ЁР - АЛ-ОЛ-УЛ-ЭЛ-ЫЛ-ИЛ-ЯЛ-ЮЛ-ЕЛ-ЁЛ Прочитайте слоги: - БРА-БРО-БРУ-БРЫ - ГЛА-ГЛО-ГЛУ-ГЛЫ - ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ - КЛА-КЛО-КЛУ-КЛЫ - ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ - АТР-ОТР-УТР -ОТЛ-ЫТЛ-УТЛ -ЯТР-ЁТР-ЮТР -ИТЛ-ЕТЛ-ЯТЛ Давайте охарактеризуем звуки в слоге –ар и составим схему этого слова: - Какой первый звук в слоге –ар? - Звук [а] гласный или согласный? - Фишкой какого цвета обозначим этот звук? - Какую букву выберем для обозначения звука [а]? - Какой второй звук в слоге –ар? - Звук [р] гласный или согласный? - Фишкой какого цвета обозначим этот звук? - Какую букву выберем для обозначения звука [р]? - А сейчас давайте охарактеризуем звуки в слоге –ол и составим схему этого слога: - Какой первый звук в слоге –ол? - Звук [о] гласный или согласный? - Фишкой какого цвета обозначим этот звук? - Какую букву выберем для обозначения звука [о]? - Какой второй звук в слоге –ол? - Звук [л] гласный или согласный? - Фишкой какого цвета обозначим этот звук? - Какую букву выберем для обозначения звука [л]? | - Дети выполняют с логопедом. - В слоге –ар первый звук [а]. - Звук [а] гласный, потому что при его произнесении во рту не образуется преграда. - Звук [а] обозначим фишкой красного цвета. - Для обозначения звука [а] выберем букву А. - В слоге –ар второй звук [р]. - Звук [р] согласный, потому то при его произнесении во рту образуется преграда в виде языка и нёба.. - Звук [р] обозначим фишкой синего цвета. - Для обозначения звука [р] выберем букву Р. - В слоге –ол первый звук [о]. - Звук [о] гласный, потому что при его произнесении во рту не образуется преграда. - Звук [о] обозначим фишкой красного цвета. - Для обозначения звука [о] выберем букву О. - В слоге –ол второй звук [л]. - Звук [л] согласный, потому то при его произнесении во рту образуется преграда в виде языка и нёба.. - Звук [л] обозначим фишкой синего цвета. - Для обозначения звука [л] выберем букву Л. |
9. Закрепление звуков в словах. | 3 мин. | - Произнесем слова «лама-рама». - Где изображена рама, а где изображена лама? - Что такое «рама»? - Кто такая лама? - Чем отличаются эти слова на слух? - Произнесем слова «ложки-рожки». - Где изображены рожки, а где изображена ложки? - Что такое рожки? У кого из животных жарких стран есть рожки? - Что такое ложки? - Чем отличаются эти слова на слух? - Произнесем слова «рак-лак». - Где изображен рак, а где изображен лак? - Кто такой «рак»? - Что такое «лак»? - Чем отличаются эти слова на слух? - Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л. Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза… - Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ. В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по... Сделаем слого-звуковой анализ слов рама и лама. - С какого звука начинается слово лама? - Каким звуком заканчивается слово лама? - Сколько гласных звуков в слове лама? - Сколько слогов в слове лама? Какое есть правило? Выкладываются две полоски желтого цвета, обозначающих слоги. - Назовите первый звук в слове лама. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [л]? - Назовите второй звук в слове лама. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [а]? - Назовите третий звук в слове лама. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [м]? - Назовите четвертый звук в слове лама. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [а]? - С какого звука начинается слово рама? - Каким звуком заканчивается слово рама? - Сколько гласных звуков в слове рама? - Сколько слогов в слове лама? Какое есть правило? Выкладываются две полоски желтого цвета, обозначающих слоги. - Назовите первый звук в слове рама. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [р]? - Назовите второй звук в слове рама. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [а]? - Назовите третий звук в слове рама. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [м]? - Назовите четвертый звук в слове рама. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [а]? | Дети выполняют с логопедом. -Дети показывают картинку. - Рама – это часть окна. - Это парнокопытное животное, живущее в жарких странах. - В начале слова «рама» слышим звук [р], в начале слова «лама» слышим звук [л]. Дети выполняют с логопедом. -Дети показывают картинку. - Рожки – это отростки на голове у парнокопытных животных. Рожки есть у жирафа. - Это столовые приборы. - В начале слова «рожки» слышим звук [р], в начале слова «ложки» слышим звук [л]. Дети выполняют с логопедом. -Дети показывают картинку. - Рак – это животное, живущее в воде. - Это вещество, которым покрывают поверхность. - В начале слова «рак» слышим звук [р], в начале слова «лак» слышим звук [л]. Дети выполняют с логопедом. - Слово лама начинается со звука [л]. - Слово лама заканчивается звуком [а]. - В слове лама два гласных звука. - В слове лама два слога. Есть правило «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». - Первый звук в слове лама [л]. - Обозначим фишкой синего цвета, так как это твердый согласный звук. - Звук [л] обозначается буквой Л. - Второй звук в слове лама [а]. - Обозначим фишкой красного цвета, так как это гласный звук. - Звук [а] обозначается буквой А. - Третий звук в слове лама [м]. - Обозначим фишкой синего цвета, так как это твердый согласный звук. - Звук [м] обозначается буквой М. - Четвертый звук в слове лама [а]. - Обозначим фишкой красного цвета, так как это гласный звук. - Звук [а] обозначается буквой А. - Слово рама начинается со звука [р]. - Слово рама заканчивается звуком [а]. - В слове рама два гласных звука. - В слове рама два слога. Есть правило «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». - Первый звук в слове рама [р]. - Обозначим фишкой синего цвета, так как это твердый согласный звук. - Звук [р] обозначается буквой Р. - Второй звук в слове рама [а]. - Обозначим фишкой красного цвета, так как это гласный звук. - Звук [а] обозначается буквой А. - Третий звук в слове рама [м]. - Обозначим фишкой синего цвета, так как это твердый согласный звук. - Звук [м] обозначается буквой М. - Четвертый звук в слове рама [а]. - Обозначим фишкой красного цвета, так как это гласный звук. - Звук [а] обозначается буквой А. |
10. Закрепление звуков в предложении. | 3 мин. | - Придумайте предложения со словами рама и лама. -Но сначала повторим, что такое предложение. - Составим схему предложения «У ламы челка». - Сколько слов в этом предложении? -С какой буквы пишется первое слово? - Что ставится в конце предложения? -Верно. Для оформления предложения есть правила. - Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Поэтому мы берем карточку с выступом для обозначения первого слова – начала предложения. Выкладываем карточки для обозначения второго и третьего слов. - В конце предложения мы ставим точку. Этот знак показывает, что предложение закончилось. - Сколько звуков в слове у? Назовите его. - Сколько слогов в слове у? - Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? - Какой буквой обозначается звук [у]? - С какого звука начинается слово ламы? - Каким звуком заканчивается слово ламы? - Сколько гласных звуков в слове ламы? - Сколько слогов в слове лама? Какое есть правило? Выкладываются две полоски желтого цвета, обозначающих слоги. - Назовите первый звук в слове ламы. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [л]? - Назовите второй звук в слове лама. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [а]? - Назовите третий звук в слове лама. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [м]? - Назовите четвертый звук в слове ламы. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [ы]? - С какого звука начинается слово чёлка? - Каким звуком заканчивается слово чёлка? - Сколько гласных звуков в слове чёлка? - Сколько слогов в слове чёлка? Какое есть правило? Выкладывается две полоски желтого цвета, обозначающих слоги. - Назовите первый звук в слове чёлка. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [ч']? - Назовите второй звук в слове чёлка. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [о]? - Назовите третий звук в слове чёлка. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [л]? - Назовите четвертый звук в слове чёлка. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [к]? - Назовите пятый звук в слове чёлка. -Фишкой какого цвета мы его обозначим? Почему? -Какой буквой обозначается звук [а]? | - Предложение – Это несколько слов, связанных между собой по смыслу. - Лама живет в зоопарке. У ламы красивая шерстка. У ламы чёлка.Мама красит раму. Дети выполняют с логопедом. - В этом предложении четыре слова. - Первое слово в предложении пишется с большой буквы. - В конце предложения ставится точка. - В слове у один звук [у]. - В слове у один слог у. Это маленькое слово – предлог. - Обозначим фишкой красного цвета, так как это гласный звук. - Звук [у] обозначается буквой У. - Слово лама начинается со звука [л]. - Слово лама заканчивается звуком [а]. - В слове лама два гласных звука. - В слове лама два слога. Есть правило «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». - Первый звук в слове ламы [л]. - Обозначим фишкой синего цвета, так как это твердый согласный звук. - Звук [л] обозначается буквой Л. - Второй звук в слове ламы [а]. - Обозначим фишкой красного цвета, так как это гласный звук. - Звук [а] обозначается буквой А. - Третий звук в слове ламы [м]. - Обозначим фишкой синего цвета, так как это твердый согласный звук. - Звук [м] обозначается буквой М. - Четвертый звук в слове ламы [ы]. - Обозначим фишкой красного цвета, так как это гласный звук. - Звук [ы] обозначается буквой ы. - Слово чёлка начинается со звука [ч']. - Слово челка заканчивается звуком [а]. - В слове чёлка два гласных звука. - В слове чёлка два слога. Есть правило «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». - Первый звук в слове чёлка [ч']. - Обозначим фишкой зеленого цвета, так как это мягкий согласный звук. - Звук [ч'] обозначается буквой [ч']. - Второй звук в слове чёлка [о]. - Обозначим фишкой красного цвета, так как это гласный звук. - Звук [о] обозначается буквой Ё. - Третий звук в слове чёлка [л]. - Обозначим фишкой синего цвета, так как это твердый согласный звук. - Звук [л] обозначается буквой Л. - Четвертый звук в слове чёлка [к]. - Обозначим фишкой синего цвета, так как это твердый согласный звук. - Звук [к] обозначается буквой К. Пятый звук в слове громко [а]. - Обозначим фишкой красного цвета, так как это гласный звук. - Звук [а] обозначается буквой А. |
13.Итог занятия. | 2 мин. | - Повторим артикуляцию звуков [р] и [л]. - Произнесем звук [р]. - Произнесем звук [л]. - В чем отличие артикуляции звуков [р] и [л]? - Покажите, как взлетает самолет? Как гудит пароход? Как заводится мотоцикл? - Произнесем слоги ала – ара ола - ора ула – ура ыла — ыра ало – аро оло - оро уло – уро ыло — ыро алу – ару олу - ору Улу – уру ылу - ыру алы – ары олы — оры улы – уры ылы – ыры - Произнесите названия диких животных жарких стран, о которых мы говорили на занятии. - Назовите предложения с названиями диких животных. | - При произнесении звука [р] губы разомкнуты. Между верхними и нижними резцами есть щель. Язык находится вверху. Голосовые складки работают. Воздушная струя сильная, направлена вверх. - При произнесении звука [л] губы разомкнуты. Между верхними и нижними резцами есть щель. Язык находится вверху. Голосовые складки работают. Воздушная струя сильная, направлена вверх. - При произнесении звука [р] кончик языка вибрирует, а при произнесении звука [л] кончик языка не вибрирует. - Дети выполняют с логопедом. - Дети произносят слоги. - Леопард, зебра, гепард, лама, носорог, лама, горилла, мартышка, коала, крокодил, слон. - Крокодил – опасный хищник. Леопард – быстрый зверь. У зебры – красивая шерстка и т.д. |