Оборудование: песочница с песком, зеркало, игрушечный корабль, фигурки животных, картинки разных рыбок, фигурка крокодила, картинки разных продуктов для игры «Угости крокодила.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: - Сегодня мы с тобой отправляемся в путешествие по песочным островам. А помогать нам в это будет общий звук, который слышится в словах: Рак, Родина, жаРа, тРава, шаР. Ты догадался, что это за звук?
Ребенок: -Это звук [Р].
Логопед: -Когда произносим звук [Р], губы слегка растянуты, зубы разомкнуты, а широкий язык много раз ударяет за верхними зубами (вибрирует).
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: - Звук [Р] сложный для язычка. Поэтому перед тем, как отправиться в путь нужно сделать гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижным, послушным и произносил все звуки красиво и правильно. Давай вместе выполним упражнения «Бегемот», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка», «Дятел».
Логопед: - Теперь можно отправляться в дорогу, поднимем якорь и заведём моторчик.
Ребенок выполняет упражнение «Моторчик», произносит изолированный звук [Р]. Но нам надо проложить маршрут для нашего корабля.
Ребёнок на песке рисует маршрут для корабля. «Полный вперёд!»Вот мы уже плывем.
3. Автоматизация в слогах.
Логопед: - Берем курс на первый остров! Волны плещутся за бортом, раскачивают наш корабль, и издают вот такие звуки:
РА-РО-РУ РЫ АР-ОР-УР-ИР-ЕР ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ
БРА-БРО-БРУ-БРЫ КРА-КРО-КРУ-КРЫ ФРА-ФРО-ФРУ-ФРЫ
Ребёнок отражённо проговаривает за логопедом звуковые цепочки со звуком [Р].
4. Автоматизация в словах (1 остров)
Логопед: -На первом острове живут животные, в названии которых есть звук р. Назови этих животных.
Ребёнок выбирает игрушки, в названии которых есть звук Р и называет их. (Корова, жираф, тигр, леопард, зебра, верблюд)
Логопед: - Молодец, а теперь плывем дальше.
5. Пальчиковая гимнастика в песке:
«Рыбки»
Рыбки плавают, резвятся
В тёплой солнечной воде.
То зажмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Согласование существительных с числительными. (2 остров)
Игра «Сосчитай рыбок».
Логопед: - Посмотри, второй остров оказался необитаемым, но около острова водятся очень красивые рыбки. Сейчас мы их будем ловить для своего аквариума.
Ребёнок ловит и считает: одна рыбка, две рыбки и т.д.
Логопед: - Молодец. И с этим заданием ты справился
7. Автоматизация в предложениях.
А теперь плывем дальше. (3 остров)
Игра «Угости крокодила».
Логопед: - А на этом острове живет зубастый, голодный, злой крокодил. Давай накормим его, чтобы он стал добрее. Крокодилы едят всё. Угощай крокодила и называй картинку.
Ребёнок: - Я угощу крокодила сыром.
Я угощу крокодила виноградом.
Я угощу крокодила грушей.
Я угощу крокодила морковкой.
Я угощу крокодила кукурузой. И т. д.
Логопед: - Посмотри, крокодил доволен, он улыбается тебе. Давай и мы улыбнёмся в ответ крокодилу. Наше путешествие по островам подошло к концу. Сейчас мы возвращаемся на корабле домой.
Ребёнок рисует на песке обратный маршрут и ведёт корабль в обратном направлении, вспоминая, какие острова посещал.
8. Итог занятия.
Давай вспомним, на каких островах мы сегодня побывали?