Комплексный подход учителя-логопеда и родителей в совместном преодолении нарушений речи у детей
Комплексный подход учителя-логопеда и родителей в совместном преодолении нарушений речи у детей
Логопедическая работа в школе предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике учащихся начальной школы, осуществлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование родителей обучающихся, самих детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплексный подход учителя-логопеда и родителей в совместном преодолении нарушений речи у детей»
Тема: «Комплексный подход учителя-логопеда и родителей в совместном преодолении нарушений речи у детей ».
Автор: учитель – логопед
Козлова Ирина Анатольевна
МБОУ СОШ №196
г. Новосибирск
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Я.А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г. Песталоцци — руководство для матерей. К.Д. Ушинский подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.
В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.
В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.
Эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у ребенка системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.
Для более четкого представления родителями детей с отклонениями речи всей картины возможных нарушений необходимо ознакомиться со следующей информацией.
Если ребенок затрудняется составить предложение по картинке или рассказ по серии сюжетных картинок, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, то такое расстройство навыков связной речи называется общим недоразвитием речи и требует пристального внимания со стороны, как родителей, так и педагогов - учителей, логопедов. В данном случае необходимы регулярные коррекционные занятия у логопеда и систематическое закрепление изучаемого материала дома с родителями. Только в этом случае, возможно, исправить общее недоразвитие речи и подготовить ребенка к освоению более сложной формы речи - письменной. Нередко родители, посещая специалистов в детской поликлинике, слышат диагноз дизартрия. Что это такое? Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы (нервных тканей и клеток головного мозга), а также проводящих путей от центральной нервной системы к мышцам артикуляционного аппарата. Такое органическое поражение может возникнуть при внутриутробной инфекции, токсикозе во время вынашивания ребенка, при нарушениях родовой деятельности у матери (скорые или затяжные роды, родовые травмы, кровоизлияния головного мозга ребенка, гипоксии и асфиксии во время родов), из-за различных инфекций на ранних этапах роста и развития ребенка, в том числе нейроинфекций - менингита, энцефалита, вирусных заболеваний ребенка в течение первых двух-трех лет жизни и т. д. При дизартрии нарушается речевая моторика, ребенок не может контролировать положение органов артикуляции - губ, щек, языка, мягкого неба, голосовых связок, полости рта и носа. Нарушается способность ребенка удерживать различные артикуляционные позы и переключаться с одного положения органов артикуляции на другое. В таких случаях возникают нарушения произношения различных групп звуков родного языка, замены одних звуков на другие.
Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. К таким детям требуется особый подход. С ранее выявленными нарушениями речи и даже после занятий с логопедом в детском саду, необходимо воспользоваться консультацией школьного логопеда при поступлении в школу. Логопедическая работа в школе предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике учащихся начальной школы, осуществлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование родителей обучающихся, самих детей. Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено, поэтому сотрудничество логопеда с родителями этих детей окажет неоспоримую помощь в освоении детьми общеобразовательной программы.
Литература:
1. Бачина, О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
2. Перчаткина, Е. В.Сотрудничество логопеда и родителей.//Дошкольное воспитание, 1998, №11.
3.Степанова, О. Л. Организация логопедической работы в ДОУ/ О. Л. Степанова, – М., 2007.