Просмотр содержимого документа
«Картотека артикуляционной гимнастики»
Артикуляционная гимнастика для детей подготовительной группы
Учитель-логопед Антонова О.П.
МУДО ЦРТДЮ Ивановская область г.Тейково
Сентябрь
Комплекс №1
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли». Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.
Упражнения для губ и щек:
«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
Упражнения для языка:
«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости
«Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
«Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Как веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».
Сентябрь
Комплекс №2
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
Упражнения для щек:
«Голодный хомячок». Втянуть щеки. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
Упражнения для языка:
«Горка» (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
Речевая зарядка. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
- Мал, да удал. - Два сапога - пара. - Нашла коса на камень.
Октябрь
Комплекс №1
Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц:
«Стучит швейная машинка». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба- ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
Упражнения для губ:
«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию).
Разомкнуть губы (расстегнули молнию)-
«Большие пуговицы, и маленькие пуговки». Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
Упражнения для языка:
«Чьи зубы чище?».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
«Строчка». Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
Речевая зарядка:
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!
Октябрь
Комплекс №2
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Жуем твердую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
Упражнения для губ и щек:
«Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
«Спрячет сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«Маляр»
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
«Дует ветерок»
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
Речевая зарядка:
«Маша и Даша в саду». Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла:
«Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Ноябрь
Комплекс №1
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Стручок фасоли». Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет
«раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»): а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
Упражнения для губ и щек:
«Хомячок-толстячок». Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке.
Втянуть щеки.
Упражнения для языка:
«Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Вкусное варенье».
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение
языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не
«подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Речевая зарядка:
Тетушка племянничка Весело встречает.
Чай ему с вареньем Тут же предлагает. Ах, какое вкусное, Сладкое варенье,
Да и каша манная
Просто объеденье -
Ням-ням-ням-ням.
Ноябрь
Комплекс №2
Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц:
«Сорвали и попробовали айву». Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»
Упражнение для губ и щек:
«Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Надувание щек поочередно.
«Заборчик» - губы сильно растягиваются в стороны, вверх, обнажая оба ряда зубов.
«Улыбка» - растягивание разомкнутых или сомкнутых губ.
Упражнение для языка:
«Горка» - выгибать спинку языка, удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Лошадка»- щелкать языком.
«Футбол», («Спрячь конфетку»).Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Качели».
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у".
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
«Колья забора острые - вот такие». Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
«З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал . от вьюги: «М-м-м-м- м-м». (Тихо,
высоким голосом.) Тяжело стог дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Стонут берег «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Декабрь
Комплекс №1
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц: Игровое упражнение «Жуем твердую грушу.
«Брусничка». Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.
Упражнения для губ и щек:
«Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
«Щечки-яблочкu». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
«Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно, то правую, то левую щеку.
«Мелькает беличий хвостик». Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
«Горка», («Киска сердится»). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«Пароход гудит».
Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка
Речевая гимнастика:
«Разговоры фруктов». Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты- пто, пта-пту-пты".
«Яблоки падают на траву»: "Бам-бом-бум!»
Декабрь
Комплекс №2
Упражнения для губ и щек:
«Кувшины с узким и широким горлышком». Вытягивать губы то узкой, то широкой
«трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
«Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Надувание щек поочередно.
Упражнения для языка:
«Язычок-листок прикрыл яблочка бочок». Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
«Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«Индюк».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
Речевая зарядка:Развитие интонационной выразительности речи Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал! Маша варежку сняла - Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
Здравствуй, пальчик, Как живешь?
Январь
Комплекс №1
Упражнения для щек и губ:
«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
«Грустные снеговики весной». Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
«Рот закрыт». Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для языка:
«Зеленый дятел прощается с соловьем». Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.
«Клюв аиста». Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.
«Чьи зубы чище?».
Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Речевая зарядка: Проговаривание загадки и чистоговорки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела. -
Пейте чай, вода вскипела! (Самовар)
Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне Валерка тарелку На подносе принес.
Комплекс №2
Январь
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Жуем твердую морковь». Что лежит на подносе? (Морковь.)
«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями. - Покажите, как грызет морковку зайка.
Упражнения для губ и щек:
«Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуть, губы вытянуть широкой трубочкой.
«Сытый хомячок»
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
«Голодный хомячок». Втянуть щеки.
Упражнения для языка:
«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4-5.
«Дует ветерок»
Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать и ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
«Барабан»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук «д» произносить
медленно. Постоянно убыстряя темп.
Речевая зарядка: Мороз колдует. Разыграйтесь-ка, метели! Гнитесь ниже, сосны, ели! Все, что есть в моем лесу, Я засыплю, занесу!
Февраль
Комплекс №1
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги ам-ам-ам-ам.
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для губ и щек.
«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытом рте (чмоканье).
«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
«Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Упражнения для языка:
«Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.
«Язычок ищет щелочку в заборчике». Выдвижение распластанного языка между зубами и его покусывание. (На языке должны оставаться следы от зубов.)
«Лошадка едет тихо».
Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л».
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание!
Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
Кончик языка не должен загибаться внутрь.
Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Речевая зарядка:
Под окошком - блл, блл, блл -
Индюки болтают. Индюшачьей речи Никто не понимает. На качели индюки Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" - предлагают.
Февраль
Комплекс №2
Упражнения для губ и щек:
«Кит-бутылконос и косатка». Дети показывают, какие носы у бутылконоса и косатки. Чередовать движения: губы сжать и вытянуть вперед (бутылконос), губы широко раскрыть, зубы сжать (косатка).
«Бублик», «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье
лошади. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух
выходит с силой и шумом.
Упражнения для языка:
«Иголочка», («Стрелочка», «Жало»). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Лошадка»
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
«Барабанщик». Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 - 60 секунд. Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.
Речевая зарядка: Этот маленький дружок - Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым, Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай Перед зеркалом, шутя!
Март
Комплекс №1
Упражнения для губ и щек:
«Обезьянка, бегемотик -
Все водой полощут ротик»
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой. Выполнять упражнение в течение 10– 15 сек.
«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуть щеки в исходное положение.
Упражнения для языка:
«Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть острый язык, затем опустить широкий язык на нижнюю губу. Чередовать положение острого и широкого языка.
«Часики», («Маятник»). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Эй, дружок, Антошка! Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем
положении.
С братом мы возьмем насос -
Будет праздник для колес:
Подкачаем шины Папиной машины.
Предложить ребенку длительно произнести звук «сссс…». Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке,
- Я хотела сесть повыше, Я хотела влезть на крышу, Я ступила на карниз
И боюсь свалиться вниз! Кап! Кап! Кап!
Март
Комплекс №2
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Стручок фасоли». Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет
«раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»): а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
Упражнения для языка:
«Часики (Маятник)». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«Лужи». Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
«Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«Индюк» Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание!
Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Речевая зарядка: Диалог Зимы и Весны Говорит Весна:
Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:
Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
С крыши капает вода?
Да! Да! Да! Да!
Тают горки во дворах?
Ах! Ах! Ах! Ах!
А на речке, речке треснул лед?
Вот так! Так вот!
Комплекс №1
Апрель
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
«Жуем твердую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
«Губы сжать». Имитировать жевательные движения.
Упражнения для губ и щек:
«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
«Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
«Спрячет сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
«Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)
«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.
«Горка»
Кончик языка в зубки упирается, Спинку выгибаем - горка получается. Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
«Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.
Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.
«Пирожок» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить , чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
Речевая зарядка:
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох.
Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи.
Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!»
Апрель
Комплекс №2
Упражнение для жевательно- артикуляционных мышц:
«Стучит швейная машинка». Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба- ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
Упражнения для губ и щек:
Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
Упражнения для языка:
«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и
убирается в глубь рта.
Речевая гимнастика: В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
Здравствуй!
Здравствуй!
Как дела?
На рыбалке я была. Я удила рыбака,
Дядю Петю-чудака.
Где же твой рыбак? Попался?
Нет! Ушел хитрец! Сорвался.
Май
Комплекс №1
Упражнения для губ и щек:
Голову держать прямо, губы - без напряжения, зубы не обнажать. Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем - с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
«Кувшины с узким и широким горлышком». Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». Самовар. Надувать обе щеки одновременно
«Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре¬менно.
Упражнения для языка:
«Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
«Маляр».
Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.
«Летят снежинки» Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении сдувать ватку на противоположный край стола.
Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Щеки не должны
надуваться, воздушная струя должна идти по средней линии языка и была узкой, а не рассеянной.
«Шпага» Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны. На счет «раз» - «укол» в правую щеку. На счет «два» -
«укол» в левую щеку.
«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.
Речевая зарядка: Этот маленький дружок - Твой веселый Язычок.
Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам. Язычок лежит на крылечке и греется на солнышке.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу. Язык отдыхает на кровати.
Рот широко открыт. Язык лежит во дне ротовой полости.
«Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положе-1ия «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык - «воротничок с острыми краями».
«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
«Фокус»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.