Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнение, направленные на развитие мышц речевого аппарата. Она укрепляет речевые мышцы и готовит базу для чистого звукопроизношения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как проводить артикуляционную гимнастику»
Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнение, направленные на развитие мышц речевого аппарата. Она укрепляет речевые мышцы и готовит базу для чистого звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики — выработать полноценные движения и правильные положения органов речевого аппарата, необходимые для произнесения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают:
беззвучные;
с участием голоса;
статические, направленные на выработку правильной вокальной позиции;
динамические, направленные на правильное выполнение движений.
Для того чтобы артикуляционные упражнения принесли пользу, нужно соблюдать следующие условия:
Регулярность.
Артикуляционная гимнастика — это системный процесс. Навык закрепится только при условии ежедневного повторения упражнения. Два занятия от трех до пяти минут будет достаточно для одного дня.
Для одного захода хватит двух-трех упражнений, каждое из которых нужно повторять пять-шесть раз.
Правильная техника.
Артикуляционную гимнастику дети выполняют перед зеркалом, чтобы видеть, что делает язык, как правильно складывать губы. Необходимо контролировать качество выполнения упражнений. Это тот случай, когда количество не равно качество. Лучше сделать меньше повторений, но с правильной техникой. Некоторые упражнения не будут получаться сразу — это нормально. Если быть терпеливым и спокойным, в скором времени все получится.
Верное положение тела.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Задействуются только необходимые для работы мышцы. Шейно-плечевой отдел остается свободным и расслабленным.
Постепенность.
Нагрузка на артикуляционный аппарат увеличивается последовательно. В начале занятий упражнения всегда выполняются медленно.
Понимание теории.
Ребенок не сделает правильно упражнение, если не поймет физиологию процесса. Поэтому перед практикой нужно поговорить о теории: как называются артикуляционные органы и какую функцию выполняет каждый из них.
Игровая форма.
Если проводить гимнастику в игровой форме, процесс будет ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями, и он будет выполнять упражнения непринужденно и естественно.
Упражнения для артикуляционной гимнастики
Разминка
Прежде чем приступать к упражнениям, необходимо размяться:
сделать упражнения на дыхание;
Так ребенок учится распределять дыхание при произношении слов и предложений.
разработать речевой аппарат;
«Свеча».
Ребенок представляет, что перед ним — торт с горящими свечами. Первая свеча до пяти секунд, вторая — до семи, а третья — до десяти и с голосовым сопровождением. Воздух не должен закончиться раньше времени.
Важно поставить губы трубочкой при выдохе.
«Иголочка».
Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, затем вторую языком. Во время прокола воздух выходит изо рта медленно и постепенно. Упражнение выполняется под счет.
Разминка не должна длиться дольше 15 минут.
Артикуляционные упражнения
Каждый день нужно добавлять по одному новому упражнению для поддержания у ребенка интереса. Ниже — примеры самых популярных упражнений для детей двух-трех лет.
открывание и раскрывание рта, причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого;
жевательные движения;
движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек:
надувание щек: обеих одновременно и попеременно;
перегонка воды из одной щеки в другую;
втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для мышц шеи, гортани. Выполняются с закрытым ртом:
опускание головы вниз;
запрокидывание головы;
поворот головы вправо-влево;
наклоны головы вправо-влево;
руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
Упражнения для губ и языка:
«Улыбка» — улыбнуться, разомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
«Заборчик» — улыбнуться, сомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
«Трубочка» — рот приоткрыть, боковые края языка загнуть вверх. Язык приобретает форму трубочки, задержаться в этом положении.
«Бублик» — сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперед, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
«Лопатка» — открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
«Чашечка» — широко раскрыть рот, высунуть язык вперед и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
«Часики» — улыбнуться, вытянуть язык вперед, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.
«Качели» — широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10 раз.
«Индюк» — открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, произнося «бл-бл-бл». Нижняя челюсть остается неподвижной.
«Горка» — широко открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть язык. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
«Маляр» — открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по небу вперед — назад, начиная от верхних резцов до мягкого неба. Повторить 5-10 раз.
«Грибочек» — улыбнуться, придавить язык к небу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
«Конфета» — рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.