Изучение фольклора на занятиях логопеда средствами мнемотехники.
Изучение фольклора на занятиях логопеда средствами мнемотехники.
Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно в этот период дети особенно сензитивны к усвоению речи. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, угрожающих языку, а значит и культуре. Логопеды и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
показать возможности решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, активизирующих и обогащающих речевые способности детей, воспитывающих художественно-эстетический вкус у ребенка.
Задачи:
интегрированный подход к обучению и развитию детей, развитие коммуникативных и познавательных способностей дошкольников, способствование поддержанию устойчивого интереса к народному слову, обогащение и коррекция речи детей, побуждение к эмоциональной отзывчивости, формирование основ художественно-эстетического воспитания.
Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно в этот период дети особенно сензитивны к усвоению речи. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, угрожающих языку, а значит и культуре. Логопеды и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова).
Работая с детьми, приходится сталкиваться с такими проблемами развития речи дошкольников, как:
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
бедность речи, недостаточный словарный запас;
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
плохая дикция.
Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Поэтому проблема развития детей дошкольного возраста средствами разных форм фольклора на сегодняшний день имеет особую актуальность
Устное народное творчество необходимо для:
развития просодической стороны речи (речевое дыхание, ритм,тембр, интонации) ;
автоматизации звуков речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, в привычной детям обстановке) ;
развитие связной речи ( в сказках, играх-драматизациях получает развитие монологическая и диалогическая речь) ;
развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух звуки) ;
развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения;
развитие юмора и воображения – не все дети понимают образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;
усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;
воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова) .
В работе с детьми я использую следующие формы народного фольклора:
Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения. Пословицы и поговорки уместно использовать после работы с рассказом, сказкой, как итог.
Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков.
Загадки – метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Чистоговорка –упражнение в чистом произношении, развития речевого слуха и дыхания.
Нелепицы, перевертыши дают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить семантику речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия, освоении лексической стороны речи.
Считалки – маленькие истории, способ осуществления справедливости,преимущество – четкий ритм, возможность произносить раздельно все слова.
Сказка – возможность установления логических, причинно-следственных связей, развитие связной речи, постижение вековой народной мудрости.
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Логопед в работе использует огромный речевой материал, поэтому большая нагрузка ложится на слуховой канал получения информации. Как итог – быстрое утомление детей, потеря интереса к занятию.
Помогает решению этой проблемы применение мнемотехнических приемов анализа и сохранения речевой информации.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное мышление;
зрительную и слуховую память;
зрительное и слуховое внимание;
воображение.
Мнемотехника в работе над фольклором.
Колыбельная
Стихотворения
Мнемозагадка
Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить.
Мнемосчиталка
Мнемосанамақ
«Маша и медведь» ертегісі
Сказка «Маша и медведь»
Таким образом, усвоение фольклорных форм посредством применения мнемотехнических приемов, позволяет достичь следующих результатов:
лучшего усвоения родного языка, расширения возможностей развертывания высказывания, логического обоснования собственной мысли,
уменьшения количества речевых штампов, активизации познавательной и речевой деятельности, обогащения речи детей,
расширения круга знаний об окружающем мире,
развития зрительно-слухового навыка приема, анализа и сохранения информации,,
формирования устойчивого интереса к фольклорным произведениям и, как следствие, закладка основ художественно-эстетического воспитания человека.