kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение фольклора на занятиях логопеда средствами мнемотехники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно в этот период дети  особенно сензитивны к усвоению речи. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, угрожающих языку, а значит и культуре. Логопеды и психологи  отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение фольклора на занятиях логопеда средствами мнемотехники.»

Изучение фольклора на занятиях логопеда средствами мнемотехники.

Жапанова Г.Е. , логопед МДОО «Академия», г.Астана.


Цель:

показать возможности решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, активизирующих и обогащающих речевые способности детей, воспитывающих художественно-эстетический вкус у ребенка.

Задачи:

интегрированный подход к обучению и развитию детей, развитие коммуникативных и познавательных способностей дошкольников, способствование поддержанию устойчивого интереса к народному слову, обогащение и коррекция речи детей, побуждение к эмоциональной отзывчивости, формирование основ художественно-эстетического воспитания.

Детский сад – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно в этот период дети особенно сензитивны к усвоению речи. В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, угрожающих языку, а значит и культуре. Логопеды и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова).

Работая с детьми, приходится сталкиваться с такими проблемами развития речи дошкольников, как: 

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

  • бедность речи, недостаточный словарный запас;

  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

  • плохая дикция.

Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Поэтому проблема развития детей дошкольного возраста средствами разных форм фольклора на сегодняшний день имеет особую актуальность

Устное народное творчество необходимо для:

  • развития просодической стороны речи (речевое дыхание, ритм,тембр, интонации) ;

  • автоматизации звуков речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, в привычной детям обстановке) ;

  • развитие связной речи ( в сказках, играх-драматизациях получает развитие монологическая и диалогическая речь) ;

  • развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух звуки) ;

  • развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения;

  • развитие юмора и воображения – не все дети понимают образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;

  • усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;

  • воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова) .

В работе с детьми я использую следующие формы народного фольклора:

  • Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения. Пословицы и поговорки уместно использовать после работы с рассказом, сказкой, как итог.

  • Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков.

  • Загадки – метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

  • Чистоговорка –упражнение в чистом произношении, развития речевого слуха и дыхания.

  • Нелепицы, перевертыши дают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить семантику речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

  • Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия, освоении лексической стороны речи.

  • Считалки – маленькие истории, способ осуществления справедливости,преимущество – четкий ритм, возможность произносить раздельно все слова.

  • Сказка – возможность установления логических, причинно-следственных связей, развитие связной речи, постижение вековой народной мудрости.

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Логопед в работе использует огромный речевой материал, поэтому большая нагрузка ложится на слуховой канал получения информации. Как итог – быстрое утомление детей, потеря интереса к занятию.

Помогает решению этой проблемы применение мнемотехнических приемов анализа и сохранения речевой информации.



Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.



Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;

  • зрительную и слуховую память;

  • зрительное и слуховое внимание;

  • воображение.













Мнемотехника в работе над фольклором.



Колыбельная





Стихотворения

Мнемозагадка

Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить.

Мнемосчиталка



Мнемосанамақ

«Маша и медведь» ертегісі

Сказка «Маша и медведь»



Таким образом, усвоение фольклорных форм посредством применения мнемотехнических приемов, позволяет достичь следующих результатов:

  • лучшего усвоения родного языка, расширения возможностей развертывания высказывания, логического обоснования собственной мысли,

  • уменьшения количества речевых штампов, активизации познавательной и речевой деятельности, обогащения речи детей,

  • расширения круга знаний об окружающем мире,

  • развития зрительно-слухового навыка приема, анализа и сохранения информации,,

  • формирования устойчивого интереса к фольклорным произведениям и, как следствие, закладка основ художественно-эстетического воспитания человека.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изучение фольклора на занятиях логопеда средствами мнемотехники.

Автор: Жапанова Гульжан Ермековна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286168


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства