kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование игровых технологий по формированию словообразовательных инноваций у дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом, и формой обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

С помощью игровых занятий педагог передает определенные знания, формирует представления, учит детей играть.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:

1. учебное (познавательное);

2. игровое (занимательное).

Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Возможность обучать детей с ЗПР посредством активной интенсивной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес для детей представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), игровые действия.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети с ЗПР проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий по формированию словообразовательных инноваций у дошкольников.»

Использование игровых технологий по формированию словообразовательных инноваций у дошкольников.

Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории Карпенко Марина Александровна, МБДОУ №101 г.Ульяновск.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом, и формой обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

С помощью игровых занятий педагог передает определенные знания, формирует представления, учит детей играть.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:

1. учебное (познавательное);

2. игровое (занимательное).

Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Возможность обучать детей с ЗПР посредством активной интенсивной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес для детей представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), игровые действия.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети с ЗПР проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка.

Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых укрепляется мелкая моторика рук.

Желательно использовать в работе разнообразные дидактические игры: игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

1. Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы

(овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи.

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. В таких играх воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

2.Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Также широко используются игры – лото, домино, игры типа «Лабиринт». Распространены настольно- печатные игры, устроенных по типу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.

3. Словесные игры отличаются там, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и младшему дошкольному возрасту в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Игра используемая для обучения, должна иметь обучающую задачу, обязательные правила. Рассмотрим компоненты подробнее.

I. Дидактическая задача. Она решается в игровой форме.

Игра удалась, если решена дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры нужно знать уровень знаний детей, т. к. в игре он опирается на имеющиеся знания, умения и навыки. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, нужно знать:

1. какие знания, умения и навыки имеют дети;

2. какие знания, умения и навыки нужно закрепить;

3. какие умственные операции развиваются;

4. какие качества личности формируются.

В каждой дидактической игре есть своя дидактическая задача, что отличает одну игру от другой.

II. Игровая задача. Это задача для ребенка, она побуждает ребенка включится в игру и достичь результата. Игровая задача и познавательная направленность игрового действия иногда заложены в названии.

III. Игровое действие. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить игровую задачу. Игровые действия – сложные умственные операции, выраженные в процессах мышления. В играх, где участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия едины для всех. Иногда они не видны, т. к. идут в уме.

Игровые действия взаимодействуют друг с другом, подкрепляют друг друга при условии познавательного содержания.

IV. Игровые правила. Они организуют и направляют игровое поведение детей. Без выполнения правил не выполняется дидактическая задача. Правила дисциплинируют детей в игре. Правила могут запрещать, предписывать, разрешать действия. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, выполнение ими норм поведения. Правила определяют порядок игровых действий и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений. В этом их воспитывающее значение.

V. Результат игры. Дидактические игры почти все на победителя. Это тоже повышает интерес детей.

«Чем правила жестче, тем острее игра и динамичнее, ярче окончание игры… Факт создания мнимой ситуации ведет к развитию отвлеченного мышления».

Облегчают подведение итогов фишки и жетоны.

Выше приведенные сведения еще раз доказывают уникальность дидактической игры, ее эффективность в обучении.

«Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают» (А. Н. Леонтьев) .

Такая игра не дает способы ориентировки в готовом виде, а вызывают потребность в поиске, т. е. предоставляет возможность для саморазвития; обеспечивают благоприятные возможности для реализации способностей посредством овладения в доступной форме систематизированным человеческим опытом.

Приведенные выше сведения являются доказательством состоятельности и многоплановости дидактической игры как средства обучения и всестороннего развития детей.

Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образы лишь совершенной речи. Но самое главное, неустанно вести работу с детьми. Прежде всего, следует тщательно регистрировать главнейшие, преобладающие ошибки детей и уделять им специальное внимание, придумывать соответственные устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать искоренению этих ошибок.

Но злоупотреблять этими упражнениями нельзя, а главное, их нужно вести весело, живо, позволяя детям разнообразить их содержание по своему усмотрению.

Делать поправки следует только тогда, когда уверен, что они дойдут до сознания ребенка. Поправлять спешно, мимоходом, в разгар игры или работы, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае, оно пройдет не замеченным, в худшем – вызовет раздражение детей.

Логично вытекает мысль о том, что вести работу по совершенствованию словообразования и искоренению ошибок лучше всего в игре, и игре дидактической. Дидактическая игра, во-первых, предполагает только правильное литературное общение, во-вторых, где, как ни в дидактической игре отследить и наладить работу по искоренению ошибок в словообразовании; в-третьих, дидактическая игра интересна детям, как игра, ведь это для дошкольников основной вид деятельности. Но она не дает массу возможностей для изменения и фантазий при решении дидактической задачи. А так же в дидактической игре можно поправлять детей, не опасаясь, что поправка не дойдет до сознания ребенка. Ведь дидактическая задача узкая и внимание ребенка направленно на тот спектр словообразования, где у ребенка есть проблемы, а логопед заостряет на них внимание и помогает их решать.

Комплексы дидактических игр и упражнений по формированию словообразования.

Формирование словообразования в процессе автоматизации правильного произношения свистящих звуков с, сь, з, зь, ц.


Звуки « С».

1.Игра «Большой - маленький» (упражнение в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

а) сад – садик б) суп - супчик в) коса - косичка

салат – сарафан - лиса –

сом – лес - лесочек сумка - сумочка

стол – песок – посуда -

сугроб – пояс - косынка -

самолет – носок - посылка -

слон – стул - полоса -

снаряд – Лариса -

сноп – салфетка -

мост - скалка -

скатерть –

миска -

маска -

капуста -

коляска –

леска –


в) сахар – сахарок д) солома –

сыр - бусы -

сук - хворост -

слух - снег -

песок -

роса –

2. Игра «Собери семью».

Дидактический материал – предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.

Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой.

Логопед предлагает рассмотреть картинки(игрушки), соединить их по парам и назвать животного и его детеныша.


3. Игра «Что для чего?».

Логопед просит ребёнка посмотреть на предметы, которые находятся перед ним, и сказать, что для чего. Например: для супа нужна супница; для соуса – соусница; для салата - … и т.д. При затруднениях логопед произносит 1 – 2 слога слова, а ребенок его заканчивает, например, для чего нужна суп…(ница), для салата – салат (ница), для соуса - , для сахара - .


4. Игра «Назови предмет».

Логопед предлагает ребенку назвать предметы (картинки) на столе (суп, сахар, соус, сухари, салат и т.д.) и спрашивает, где они хранятся: сахар – в сахарнице и т.д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс –ниц-, и просит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что – то лежит, обязательно включают в своё название частичку -ниц- . После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: Как называется то, куда кладут салат? Сухари? Сахар? Наливают суп? и т.д.


5. Игра «Помоги Незнайке».

Логопед говорит, что невнимательный Незнайка перепутал, кто с кем живет, и неправильно соединил взрослых животных и их детенышей. Далее он показывает картинки, которые соединил Незнайка: собака и слоненок, слон и осленок и т.д. Логопед просит ребенка исправить ошибки, которые допустил Незнайка, и назвать, кто с кем живет.

Речевой материал используется учетом этапа работы над словообразовательными формами.


6. Игра «Гости». (Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе.)

Игра проводится с мячом. Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Пришел слоненок». Ребенок ловит мяч и, возвращая его, отвечает: «Ушли слонята» и т.д.


7. Игра «Найди ошибки Незнайки». (Образование качественных прилагательных.)

Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) собака. Сегодня чудесный (солнце) день.


8. Игра «Эхо» (Словообразование относительных прилагательных, согласование с существительными (закрепление)):


ананас - ананасовый

кокос –

сад -

абрикос -

мясо –

капуста –

сахар –

сосна –

солома –


9. Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.)


сумка Сони - хвост собаки -

портфель - уши осла -

ручка Софьи - лапы барсука -

платье Оксаны – мех песца -

бусы Василисы - бивни слона -


Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы : «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?».


10. Упражнение в образовании сложных слов путем сложения основ по данному образцу – игра «Придумайте новые слова»:


осенью листья падают на землю – это листопад;

а зимой на землю падает снег – это снегопад;

для высасывания пыли у нас – пылесос;

сам летит – самолет;

сам катит – самокат;

разводит сады – садовод;

разводит леса – лесовод;

перевозит лес – лесовоз;

мед носит – медонос.


11.Вы произносите звук «с», а я – слова, которые отвечают на вопрос «Что делать?» Например, ВАРИТЬ. Вы соедините звук С с этим словом / приставьте его впереди слова/. У вас получится слово, которое отвечает на вопрос «Что сделать?» С-ВАРИТЬ.

ходить – сходить клевать – склевать

клеить – склеить летать – слетать

катать – скатать мазать – смазать

бегать – сбегать петь – спеть

вязать – связать мыть – смыть


12. Вы произносите звук С – это приставка к словам, которые я назову. Эти слова отвечают на вопрос «Что делал?». Приставьте к ним приставку С – получатся слова, которые отвечают на вопрос «Что сделал?»

Ребенок Взрослый Ребенок

с мыл смыл

с мел смел

с лез слез

с мял смял

с нес снёс

с дул сдул



13. А теперь я буду называть разные приставки, а вы будете произносить одно и тоже слово, а потом целиком слово, которое получиться:

при…/нёс/ у…/нёс/ за…/нёс/

под…/нёс/ пере…/нёс/ недо…/нёс/

про…/нёс/ до…/нёс/ по…/нёс/

Слова с приставками при-, пере- произносят те дети, которые могут произносить звуки «р-рь».


14. А сейчас мы вместе расскажем стихи про мальчики, который помогал маме убирать со стола. Я буду задавать вопросы /за маму /, а вы – отвечать – за мальчика.

-Остатки еды стер?

- Стёр!

- Крошки со скатерти смёл?

- Смёл!

- Скатерть со столика снял?

- Снял!

- Салфетки грязные смял?

- Кастрюлю на кухню отнёс?

- Солонку и миску унёс?

- Унёс!

- Самовар соседке занёс?

- Занёс!

- А где же стаканы? Принёс?

- Не принёс!

Поставил я их на поднос,

Мимо котенка понёс,

Котенок своим хвостом

Стаканы с подноса снёс!

Хотел принести – не принёс!

Стаканы, прости, не донёс…


15. Я произнесу, слова, которые отвечают на вопрос «Что делать?», а вы, дети, приставите к началу слова приставку С , и слова будут отвечать на вопрос «Что сделать?».Например : ПИСАТЬ – СПИСАТЬ.

с – мести с – писать с – кинуть

с – нести с – вязать с – тянуть

с – вести с – тереть с – терпеть

с – плести с – летать с – мерить

с – пасти с – печь с – вернуть

с – грести с -пилить с – винтить


16. Я буду называть действие, а вы – подходящую картинку, например:

связать…/носки/

спасти…/лося/

сплести…/носочек/

спечь…/кекс/

слететь… /с лестницы, с лесенки/

снять…/сапоги/

сварить…/соус/

смести…/снег/

списать…/слова/

спилить…/осинку/

Повторите предложения полностью.



Звук «Сь».


1.Игра «Большой - маленький».


пес - песик лестница - лесенка колесо - колесико

нос - песня - насос -

хвост - басня - пылесос -

лист - сосна - кокос -



2. Игра «Эхо»:

осень - осенний

весна – весенний

осина - осиновый

ясень - ясеневый

апельсин – апельсиновый

слива – сливовый


3. Игра «Фотостудия» ( образование прилагательных).

Логопед предлагает ребенку рассказать, что художник снял на пленку.

Речевой материал: лисий хвост, лосиные рога, гусиные лапы, осиное гнездо, рысью морду.


4. Игра « Закончи слово».

Логопед говорит ребенку о том, что он будет начинать произносить слово, а ребенок будет его заканчивать (произносить слово).


логопед ребенок ребенок

за несет занесет

вы несет вынесет

у несет унесет

при несет принесет

от несет отнесет

под несет поднесет

пере несет перенесет

в несет внесет


5. Игра « Дерево родственных слов»

Рассматривание картинок расположенных на дереве .Ребенок называет картинки. Нужно услышать, что в них одинаковое без чего не было бы этих слов, заменяя термин корень показом белой фишки – полоски при произнесении корня слова. Называя отличающиеся части слова(суффиксы, окончания), подставлять к белой короткую серую фишку.

Речевой материал: гусь, гусыня, гусенок, гусиный, гусак.


6. Закончите предложения, назвав подходящие по смыслу картинки.

Света связала…/носки/.

На осинке краснеют…/листики/.

Среди спелых колосьев синеет…/василёк/.

Весеннюю песенку спела…/синица/.

Среди листьев спеет…/персик/.

У Симы серебряные…/серьги/.

У свинки десять…/поросят/.

Семена сеет…/сеялка/.

Сено косит…/косилка/.

Седок сидит в…/седле/.

На снегу краснеют…/снегири/.

Степан вымыл…/стекла/.



7. Когда человек хочет подчеркнуть, что он делает всё сам, он прибавляет к слову, обозначающему действие, частичку СЯ или СЬ:

САМ УМЫЛСЯ, ОДЕЛСЯ и т.д. Назовём по картинке действия Сани, который собрался в детский сад. Прибавляйте частичку СЯ к названному слову, а потом назовите всё слово.

Проснул…/ся/, поднял.../ся/, умыл…/ся/, вытер…/ся/, оделся…/ся/, причесал…/ся/ и т.д. обулся, застегнулся, во двор спустился, по саду пробежался, в детский сад примчался.


Звук «З».

1. Игра « Скажи ласково»

зуб – зубик коза – козочка заяц – зайчик

зонт - ваза - размер –

арбуз - роза - замок –

таз - береза - козырек –

завод - мимоза - фазан –

узор –

газон –

2. Игра « Продолжи цепочку» (образование родственных слов)

Заяц –

коза –

береза –

мороз –

3. Игра: «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

хвост – заячий, козлиный

морда –

туловище –

глаза –

и т.д.

4. Игра « Сложим слово»

Вы начинаете слово - произносите приставку за -, я буду заканчивать слово. Вы повторите его целиком.


Ребенок Логопед Ребенок

за - нес занес

за - писал записал

за - кинул закинул

за - летел залетел

за - бежал забежал

за - рисовал зарисовал

за - морозил заморозил



Звук «ЗЬ».

1.Игра « Большой – маленький».

изюм - корзина - зима –

магазин - газета - хозяйка –

козел - звезда - зеркало –

музей - обезьяна - гнездо –


2.Игра «Эхо»

земля – земляные зима – зимние

звезды – звездные газеты –газетные

резина –резиновые земляника – земляничные


3.Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»

язык змеи – змеиный язык обезьяны – обеьяний

кожа змеи - голова обезьяны –

туловище змеи - туловище обезьяны –

глаза змеи - уши обезьяны –


4.Игра « Закончи цепочку» (образование родственных слов).

Зима – зимняя, зимовать, зимующие, озимые, зимовье, зимородки, озимь.

5.Игра «Кто найдет больше родственных слов?»

Текст: « Наступила холодная зима. Люди надели теплую зимнюю одежду. Звери попрятались на зимовье. Перелетные птицы улетели зимовать на юг. Остались только зимующие6снегири, синицы, вороны, голуби, зимородки. Трудная зимовка ожидает их суровой зимой. Особенно трудно зайке в зимнюю стужу. Нет у него ни запасов. ни теплого дома, Разгребет снег лапами, найдет озимые, полакомится свежей озимью.»

зонт -

6.Составим описание двух зайцев /игрушки/.Один заяц большой, а другой маленький. При описании маленького зайчика мы будем говорить «ласковые слова»./У большого зайца зеленым комбинезоном, а у маленького зайчика зелененький комбинезончик. И т.д./

7.Ребенок произносит приставку ЗА , взрослый «приставляет» слово. Ребенок называет целиком глагол с приставкой: ЗА…БОЛЕТЬ – ЗАБОЛЕТЬ.

за…/кидать/ за…/носить/

за…/колоть/ за…/катать/

за…/купить/ за…/манить/

за…/пустить/ за…/бить/

за…/лить / за…/петь/

за…/дать / за…/вить/

за…/помнить/ за…/медлить/

за…/квасить/ за…/бегать/

за…/путать / за…/лепить/ и т.д.


Звук «Ц».

1. Я назову большой предмет, а вы – предмет поменьше, например:

окно – оконце платье – платьице

дерево – деревце блюдо – блюдце

колено – коленце полено – поленцо

болото – болотце зеркало – зеркальце

сало – сальце дело – дельце

тело – тельце масло – маслице


2. Игра «Эхо» (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных).


тело – тельце здание - волокно -

дело - задание - объявление -

слово - болото - объяснение -

село - упражнение - строение -

сало – расписание - мыло -

ружье - воскресение - шило -

землетрясение - стихотворение - пальто -


3. Игра «Найди лишнее слово».

цвет, цветок, ромашка, цветник

цветовод, цветение, семицветик, семь.


4.Игра «Кто это?» (словообразование существительных мужского рода(лицо по их качествам и занятиям)):


танцевать – танцор продавать - бороться -

служить в пехоте - петь - умелый -

ходить по канату - плавать - глупый -

ездить на мотоцикле - умный - удалой -

подковывать лошадей - храбрый - красивый –


5.Игра «Поговори о Тане и Танечке» (словообразование существительных среднего рода с уменьшительно – ласкательным значением при помощи суффиксов –ц-, -щ-, -иц-).


6.Игра «И я тоже», «Ты – за, а я нет » (словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям, качествам):


умник – умница отличник - разведчик - охотник -

ученик - скромник - работник - шутник -

учитель - писатель - наладчик - лыжник -

воспитатель – летчик - сварщик - двоечник -

укротитель - проказник - садовник - модник -

первоклассник - затейник - странник - художник-

физкультурник - выдумщик - буфетчик - озорник -

стрелочник - волшебник - попутчик - мастер -

скотник – насмешник - школьник - певец -

пулеметчик - фокусник - обманщик - ленивец-



7. Игра «Что это?» (словообразование существительных женского рода, обазначающих предметы по их назначению).


хлеб – хлебница конфета - сахар -

чай – мыло – сухарь -

салат - суп - пепел –


8. Как называется посуда для хлеба? Хлебница. А для сахара? Сахарница. Давайте вспомним все названия посуды с таким оканчанием.

сухар…/ница/ пирож…/ница/

салат…/ница / мороже…/ница/

вафель…/ница/ чай…/ница/

соус…/ница/


9. Игра «Найди корень».

Цветы – цвет, цветок, цветник, цветик, цветочек, цвести, цветение, цветущий, цветовод, цветочница, цветной, разноцветный, первоцвет, цветочный, пустоцвет, соцветие, цветоножка, семицветик.



10. Как называется мужчина, который катается на лыжах? Лыжник. А женщина? Лыжница. Давайте поиграем так: я начну предложение, а закончит тот, на кого я укажу. Мальчик скажет, как называть мужчину по его занятию или профессии, а девочка – как называть женщину.

Картины рисует художник,

моя мама – художница.

Этот мальчик проказник,

а девочка проказница.

Мой сын – школьник,

а дочка – школьница.


11. А теперь любой из вас назовет профессию мужчины или женщины, только внимательно слушайте, как я заканчиваю слово: УЧИЛ – УЧИЛА, ЧИТАЛ – ЧИТАЛА…

Детей учил…УЧИТЕЛЬ.

Ребят учила…УЧИТЕЛЬНИЦА.

В школе учился…ШКОЛЬНИК.

В школе училась…ШКОЛЬНИЦА.

Книгу читал…ЧИТАТЕЛЬ.

Книгу читала…ЧИТАТЕЛЬНИЦА.

Мальчика воспитывал строгий…ВОСПИТАТЕЛЬ.

Девочку воспитывала добрая…ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА.

Книгу написал…ПИСАТЕЛЬ.

Книгу написала…ПИСАТЕЛЬНИЦА.


12. Составьте предложения со словами: цветы, цветенье, цветистый , цветник, цветущий, цветовод, соцветие , цветет.


Формирование словообразования в процессе автоматизации шипящих звуков ш,ж, щ, ч.


Звук «Ш».

1. Упражнение :давайте представим, что мы художники. Я буду рисовать большой предмет, а вы маленький. Я нарисовала большую шапку, а Алеша маленькую … (шапочку) и т.д. ушанку- … лошадь- … мышь- мешок- … пух- …. Горшок- … петуха- … ремень- … гребень- … шину- … ширму- … ерша- … машину- …кувшин- … шубу-…

крышу- … шуруп- … ухо- … мышь- … шлюпку- …

шлем- … шляпу- … шнурок- …штору- … башню- …

чашку- … рубашку- … ромашку- …пушку- … букашку- …

кошку- … мошку- … окно- … ладонь- … картошку- …

лягушку- … ватрушку- … ракушку- … вышку- … крышку- …

камыш- … лепешку- … матрешку- … орех- … поварешку- …

вишню- … мишку- … перо- … пятно- … бревно- …


2. Игра «Назови ласково» (упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ушк-, -юшк-, -ышк-).

зима – зимушка крыло – сторона –

кума – кол – голова –

голубка – воля – борода –

стекло – хлеб – мать –

камень – изба – батя –

бревно – хозяйка – тётя –

горе – корова – дядя –

воробей – штаны – горло –

солнце – ворона – перо –

медведь – трава – зерно-

3. «Назови детёнышей».

мышь – мышонок – мышата

лягушка – лягушонок – лягушата

кукушка – кукушонок – кукушата

лошадь –

кошка –


4. «Образуй признаки».

шёлк – шёлковый вишня –

шерсть – шутка –

шифон – шум –

плющ – пушка –

воздух – смех –


5. «Чей, чья, чьё, чьи?».

хвост петуха – петушиный

кошки –

мышки –

лошади –

ерша –

голова кошки – кошачья

мыши –

туловище –

глаза –


6. «Назови родственные слова».

мишка – мишутка, мишенька, мишкин;

мышь – мышка, мышонок, мышата, мышиные.


7. Я буду называть разные приставки, а ты (вы) будешь произносить одно и тоже слово, а потом целиком слово, которое получиться:

При…(шел) у…(шел) за…(шел)

Подо…(шел) пере…(шел) недо…(шел)

Про…(шел) до…(шел) по…(шел)

Вы…(шел) ото…(шел)


8. «Образуй слово» (закрепление словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям):

играет в шахматы – шахматист играет в волейбол –

играет на баяне – играет в баскетбол –

играет на гармони – играет в хоккей –

играет на аккордеоне – работает на машине –

играет на пианино – работает на такси –

играет на гитаре – поднимает штангу –


9. «Договаривание предложений».

Саша из дома (вышел).

Саша по дороге (пошёл).

Саша к школе (подошёл).

Саша из школы (вышел).

Саша к другу (зашёл).

Саша от стола (отошёл).

Саша домой (ушёл).

Саша дорогу (перешёл).

Саша яму (обошёл).


Звук «Ж».

1. Игра «Большой – маленький»

Звук ж поможет нам сделать из большого предмета – маленький.

Например, я скажу ЛУГ, а вы ЛУЖОК.

Флаг – флажок стог – стожок

Снег – снежок сапог – сапожок

Утюг – утюжок друг – дружок

Пирог – пирожок берег – бережок

2. «У кого кто?»

у ежа –

у ужа –

у моржа –

у медведя –

у жука –

у журавля –


3. «Образуй признак».

варенье из ежевики – ежевичное

из крыжовника –

юбка из кожи – кожаная

кровать из железа – железная


4. «Образуй признак».

журавль – журавлиный, журавлиная, журавлиное, журавлиные.

ёж –

морж –

уж –


5. «Назови родственные слова».

снег – снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик, снегопад, снежный, подснежник,

снегирь, снегирёк, заснеженный, Белоснежка, белоснежный;

ёж – ежиха, ежата (ежонок), ежиные, ежовые, ежик;

уж –

морж –


6. «Договаривание предложений».

Жеребёнок (бежит) рядом с телегой.

Жеребёнок (подбежал) к речке.

Женя (подбежал) к жеребёнку.

Жеребёнок (перебежал) через дорогу.

Жеребёнок (убежал) в лес.

Жеребёнок (подбежал) к стогу сена, (забежал) за стог.

Жеребёнок (обежал) вокруг стожка.

Жеребёнок (сбежал) с горки.

Жеребёнок (вбежал) в сарай.


Звуки «Ш – Ж».

1. Игра: «Разложи картинки»


2. Логопед раздает детям (или одному ребенку) картинки и говорит: « Дети на картинках нарисованы разные предметы. Нужно разложить эти картинки в два ряда.В первый ряд мы будем класть большие предметы, а во второй ряд маленькие предметы.Дети раскладывают картинки, называют предметы и получают фишку за правильный ответ. В конце игры фишки подсчитываются. Определяется победитель.


3. Давайте все предметы, о которых говорится в стихотворении назовем

«ласково».

Пшенная каша – в ложке,

Ложка – в широкой плошке.

На плошке – плоская крышка.

На крышке – голодная мышка.

Пушистая серая кошка

Следит за мышкой с окошка.

Ждет: вот шмыгнет под крышку

И кашкой займется мышка.

С ложки пшенную кашку

Слижет мышка – бедняжка,

Звякнет пустая ложка,

И мышкой займется кошка.


Звук «Ч».

1.Послушайте, как интересно: предмет становится меньше, а слово, которое его обозначает – длиннее.

Бак -бачок бачочек

Бык -бычок -бычочек

А теперь вы продолжайте

Сук -сучок -сучочек

Лак -лачок -лачочек

Знак -значок -значочек

Крюк -крючок -крючочек

Волк -волчок -волчочек

Внук -внучок -внучочек

Можно показать на предметы большие, поменьше и самые маленькие – для взрослого, ребенка и для куклы и называть их соответственно.

2. Внучок, внучочек. Очень ласковые слова… Бывает, бабушка и дедушка так любят и ласкают внука, что готовы все сделать за него. А тот, хоть и говорит ласковые слова, ведет себя грубо, невежливо, неуважительно. Послушайте стихи про такого мальчика и скажите правильно ли он себя вел. Окончания «ласковыхслов» будем договаритвать вместе.


…Вот пришел из сада мальчик,

Поднимает кверху паль …(чик),

Манит дедушку: - дедуль …(чик)!

Принеси – кА быстро стуль …(чик)!

Расстегни – ка мне замо …(чек),

Опусти воротничо …(чек)!

Ой! Запутался шнуро …(чек).

Развяжи-ка узело …(чек)!

И поправь-ка мне носо …(чек)!

Бабушка спешит: - Ах, внучек!

Хочешь есть? Покушай суп …(чик)!

Сьешь бульон …(чик)! Вот батон …(чик),

Вкусный блин …(чик), пышный пон …(чик)!

Вот огур ..(чик), баклажан …(чик),

Апельсин …(чик) и банан …(чик)!

Я наелся! Ну бабуль …(чик)!

Отодвинька быстро стуль …(чик)!

Я возму еще банан …(чик)

И улягусь на диван …(чик).

- Ой, дедуль …(чик)! – крикнул маль …(чик),

- Принеси-ка мне журналь …(чик)!

И не шаркай так, дедуль ..(чик)!

Воду выключи, бабуль …(чик)!

Не шумите! И молчок!

Отдыхает ваш внучок!!!


3. Игра «Большой – маленький» или « Назови ласково» по картинкам и без них:

Мяч – мячик белка - чайник –

Ключ - замок - рукавица –

Чашка - ручей - огурец –

Пенек - ложка - нож –

Носок - пуговица - вилка –

Блюдце - стакан - огонь –

Собака - кувшин - зверь –


4. «Игра « Назови Детенышей».

У зайчихи – зайчонок

у волчицы – волчонок

у грача – грачонок

у чижа – чижик

у белки – бельчонок


5. Упражнение « Назови отчество сына»:

У Ивана сын Иванович.


Романа - Ильи - Максима –

Глеба - Владимира - Антона –

Петра - Александра - Кузьмы –

Степана - Алексея - Павла –

Андрея - Николая - Никиты –

Сергея - Василия - Геннадия –

Анатолия - Юрия - Аркадия –

Якова - Бориса - Константина-

Михаила - Льва - Дениса -

Федора - Фомы - Ефима –


6. Игра « Образуй признак».

Сок из огурца – огуречный

дом из кирпича – кирпичный

икра из кабачков – кабачковая

изделие из муки – мучное

каша из гречки – гречневая

суп из молока – молочный

соус из горчицы – горчичный

сковорода из чугуна – чугунная

ожерелье изжемчуга – жемчужное


7. Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?».


волк – волчий, волчья, волчье. волчьи.

белка – беличий. беличья, беличье. беличьи.

грач – грачиный, грачиная, грачиное, грачиные.

заяц – заячий, заячья, заячье, заячьи.

8. Игра « Закончи слово» (образование приставочных глаголов от слова читать).

Логопед Ребенок Ребенок

по - читать почитать

пере - читать перечитать

вы - читать вычитать

за - читать зачитать


9. Родственные слова:

Заяц – зайка, зайчик, заинька, зайчиха, зайчишка, зайчонок (зайчата),заячий, зайчатина.

Волк – волчица,волчиха, волчонок (волчата), волчий.

Белка –белочка, бельчонок (бельчата), беличий,белкин.

Учить –учитель, учительница, ученик, учение, учебный, учеба, ученица, учебник, учащиеся, училище, учительская

Читать – читатель, читательница, читальный, читальня, читающий, прочитанный, чтение, чтец, чтиво.

Почта – почтовый, почтальон, почтарь.


10. Выбор из текста родственных слов:

« Это школа. У доски стоит учительница. Учительница учит детей. За партами сидят ученики. Учительница раздает детям книжки – это учебники».



11. Игра « И я тоже» (существительные женского рода, обозначающие лиц по их занятиям: учитель – учительница, читатель – читательница, чертежник –чертежница,...)


Звук «Щ».

1.Когда мы хотим сказать о чём-нибудь огромном или обширном, занимающем много места, мы в конце слова произносим слог ЩЕ: чудови-ЩЕ . Назовите последний слог, а затем все слово.

чудови – ще хранили – ще

сокрови – ще полотни – ще

удили – ще дожди – ще

учили – ще волочи – ще

зимови – ще голоси – ще


2. Игра «Большой – маленький».

лещ – лещик плащ – плащик щепка – щепочка

хрящ – хрящик прыщ – прыщик щетка – щеточка

борщ – борщок щит – щиток прищепка – прищепочка


3.Игра «Назови признак» .

Суп из овощей – Овощной

Суп из щавеля – щавельный

Рынок, где продают вещи – вещевой

Заросли из плюща – плющевые

4. Игра « Чей? Чья? Чье? Чьи?»

Щучий, щучья, щучье, щучьи.

Лещовый, лещовая, лещовое, лещовые.

Клещевой, клещевая, клещевое, клещевые.


4. Игра «Закончи слово».

логопед ребенок

у щипнул

от щипнул

за щипнул


Задание: закончи предложения.

Мама тесто … .

Миша Колю за ногу … .

У пирога нужно края … .


5.Игра «Назови родственные слова».

Овощ – овощной, овощевод.

Щегол – щеголиха, щегленок, щеглячий, щеголять.


6. Человек, танцующий на сцене, - танцовщик, зимующий на севере – зимовщик. У этих слов одни и те же окончания – щик. Я начну произносить названия занятий людей – их профессии, я вы закончите.

танцов – щик сигналь – щик

зимов – щик литеи – щик

стеколь – щик кладов – щик

фонар – щик упаков – щик

закрой – щик электросвар – щик

набор – щик чистиль – щик



Звук «Ч-Щ».

1. Измените слова так: жук – жучище, рак – рачище.

язык -… жук -…

паук -… сук -…

хомяк -… рак -…

сундук-… бык -…

волк -…

2. Я назову большой предмет, а вы – такой же поменьше.

щенок – щеночек

ящик – ящичек

щепка – щепочка

щека – щечка

щетка – щеточка

3…..Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? Рычащий!

Пёс ворчит, ворчит, ворчит. Пёс какой? Ворчащий!

Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? мычащий!

А петух кричит, кричит. Он какой? Кричащий!

Молоток стучит, стучит. Молоток – стучащий!

Колокол звучит, звучит. Колокол – звучащий!

Измените слова так: кричать – кричащий, звучать – звучащий.

рычать -…

мычать -…

ворчать -…

кричать -…

стучать -…

звучать -…

молчать-…

бренчать-…

4. Игра: «Закончи слово».

Чудовищная загадка.

Живёт в пещере чудо…/вище/.

Хранит в лапи…/щах/ сокро…/вище/.

У чудовища – длинный хвости…/ще/,

Крепки у него лапи…/щи/

Кривы на лапищах когти…/щи/,

Остры у него зуби…/щи/,

Черны у него глази…/щи/,

Блестя..щи его уси…/щи/!


Формирование словообразования в процессе автоматизации звуков л,ль.


Звук «Л».

1.Игра « Назови ласково».

лоб – лобик лодка – лодочка каблук – каблучок

слон - булавка - клок –

салат - скалка - платок –

лом - лошадь тулуп –

калач - лапа - галстук –

стол - лампа - укол –


2.Игра « Назови признак».

Сок из клубники – клубничный

Сок из лука – луковичный

Сок из свеклы – свекольный

Сок из яблока – яблочный

Платье из нейлона – нейлоновое

Халат из шелка – шелковый

Иголка с елки – елочная


3.Игра «Назови детеныша».

У волчицы – волчонок у слонихи – слоненок

У лошади - у лосихи –

У голубя - у ламы –

у ласки - у шакала –

у щегла - у галки –

у сокола - у перепела –

у глухаря - у орла –


3.Игры: «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?», «Чье ухо лучше слышит?», «Звери играют в прятки.».

волк – волчий,волчья, волчье, волчьи

лошадь – лошадиный, лошадиная, лошадиное, лошадиные

осел – ослиный, ослиная, ослиное, ослиные

голубь – голубиный, голубиная, голубиное, голубиные

лось – лосиный , лосиная, лосиное, лосиные

слон – слоновый, слоновая, слоновое, слоновые


4.Игра «Назови родственные слова».

Белка – бельчонок (бельчата), белочка, беличья.

Волк – волчок, волчица, волчонок (волчата), волчья, волкодав.

Холод – холодно, холодильник, холодец, холодное, похолодание, прохлада, прохладный, холодок, холодина, охлаждение.


Звук «ЛЬ».

1.Я назову большой предмет, а вы – предмет поменьше.

медаль – медалька педаль – педалька

поляна – полянка малина – малинка

плед – пледик лёд – ледок

пыль – пылинка клюв – клювик


2. Игра « Назови признак».

платье изо льна – льняное платье

халат из фланели –

юбка из вельвета –

вареье из слив –

сок из лимона –

желе из земляники –


3.Игра « Что перепутал Незнайка?»

Логопед просит ребенка найти ошибки, которые допустил Незнайка, когда рисовал животных.

«Незнайка нарисовал у собаки беличий хвост.

Незнайка нарисовал у лисы заячьи уши.

Незнайка нарисовал у льва оленьи рога.

И т. п.


3. Игра « Отправь детеныша к его маме и назови их»

лисенка к лисе львенка к львице

бельчонка к белке олененка к оленихе

лягушонка к лягушке осленка к ослице

верблюжонка к верблюдице и т.д.


4.Игра « Продолжи цепочку»

(родственные слова)

Лев – Львица, львенок, ….

белка – бельчонок,….

лиса – лис, …

олень – олененок, …


5.Игра «Закончи слово»

Я буду слово начинать, а ты заканчивать – будешь произносить слово лез.

за – лез по – лез пере – лез

в – лез с – лез у – лез

про – лез вы – лез

Игра «Составь предложения» (с данными словами).


Формирование словообразования в процессе автоматизации звуков р, рь.


Звук « Р».

1.Игра « Волшебник».

Логопед предлагает ребенку представить себя волшебником и превратить большие предметы в маленькие.

карась – карасик нора – норка самовар – самоварчик

карандаш - кора - рукав –

рассказ - дыра - барабан –

арбуз - гора - базар –

брат - трава - мотор –


2.Игра «Малыш и Карлсон».

Логопед предлагает ребенку помочь Малышу угостить Карлсона вареньем.

«У Малыша есть варенье из груш. Оно какое? …грушевое.

Варенье из брусники - …

Варенье из роз - …

варенье из винограда - …

Варенье из крыжовника - …

Варенье из гранатов - …


3.Игра «Кого хотел нарисовать художник?»

Ребенок узнает на картинке изображенную часть тела животного или птицы, называет ее и говорит кого хотел нарисовать художник.

рысья морда варобьиный хвост

барсучье туловище - сорочий хвост

крокодилья пасть - воронье крыло –

жирафов нос - грачиный клюв –


4.Игра «Собери детенышей».

Из зоопарка разбежались детеныши животных, птиц . Для того чтобы их вернуть обратно нужно правильно их всех назвать.

Рысенок, барсучонок, вороненок, грачонок, воробьенок и т.д.

5. Игра «Назови родственные слова»

тигр-тигрица, тигрёнок, тигриный…

кролик- крольчиха, крольчонок, крольчачий…


6. Игра «Закончи слово» (образование приставочных глаголов от глагола играть).

Логопед Ребёнок Ребёнок

По- играть поиграть

До- играть доиграть

Вы- играть выиграть

С- играть сыграть

Про- играть проиграть

Пере- играть переиграть


Звук «РЬ».

1.Игра «Большой – маленький».

река - веревка – веревочка - Рита – Риточка

рука - тряпка - Марина –

фонарь - курица - Ирина –

словарь - перина - Арина –


2.Игра « Угостим обезьянку нашими запасами».

Давай угостим обезьянку нашими запасами. Какое у нас есть варенье?

Варенье из абрикосов (какое?) - …абрикосовое.

Варенье из мандаринов - …

Варенье из персиков - …

Варенье из урюка - …

Варенье из орехов - …

Варенье из черешни - …


Давай угостим соком из березы – березовым соком,

салатом из огурцов – огуречным салатом,

соусом из грибов - грибным соусом.


3.Игра « Назови родственные слова».

Береза – березовая, березонька, березка, подберезовик, березняк …

Река –

Гриб –


4.Игра « Эхо» (упражнение в образовании отглагольных прилагательных и причастий)

жарить картофель – жареный картофель

варить картофель –

парить картофель –

морозить картофель – мариновать

солить огурец –

консервировать огурец –


5.Игра « Добавь слово».

Прилетел или перелетел?

Самолет в Москву …(прилетел).

Снегирь на другое дерево ….

Скворец в рощу …

Воробей к окошку ….

Вертолет в пункт назначения …

Попугай из клетки в клетку …



6.Слова, которые я назову, обозначают действия. Прибавьте приставку ПЕРЕ – у слов появится новое значение, например: ВАРИТЬ – ПЕРЕВАРИВАТЬ; приставку ПРИ.

резать – перерезать шел – пришёл

гореть – перегореть ехал – приехал

дарит – передарить летел – прилетел

ссорить – перессорить плыл – приплыл

говорить – переговорить бежал – прибежал

кричать – перекричать крепил – прикрепил

7. Детям предлагается вставлять в предложения недостающие слова, затем произносить предложения полностью.

К Кириллу /пришёл/ друг. Сережа ненадолго /зашёл/ к Боре. Лара /вышла/ из школы. Ира увидела Веру и /подошла/ к ней. Игорь /перешёл/ улицу и /пошёл/ дальше. Юрик /подошёл/ к дому и вошел в него.


Выше описанные игры и упражнения способствовали лёгкому и быстрому усвоению программного материала; расширению словарного запаса детей; прочному усвоению звуко-слогового анализа и синтеза; особенностей лексико-грамматического строя речи; активизации мышления; развитию творческих способностей; воспитанию нравственно-эстетических чувств. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Карпенко Марина Александровна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270847


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства