kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. Сухомлинский

Состояние здоровья подрастающего поколения не случайно сегодня привлекает пристальное внимание врачей, психологов, педагогов. Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства.

В силу этого сохранение здоровья детей становятся актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции современного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. (Слайд 2)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»»

Учитель-логопед Литвиненко В. Ю.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ГАОУ «Школа-интернат № 5»

на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский

Состояние здоровья подрастающего поколения не случайно сегодня привлекает пристальное внимание врачей, психологов, педагогов. Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства.

В силу этого сохранение здоровья детей становятся актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро - в образовательной области.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции современного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. (Слайд 2)

Использование здоровьесберегающих технологий в школе, прежде всего, способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья учащихся.

В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственно: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий и т.д. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, а зачастую и мышления. (Слайд 3)

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя комплекс упражнений, направленный на: (Слайд 4)

-мышечную релаксацию всего детского организма,

-развитие правильного речевого дыхания,

-развитие мышц артикуляционного аппарата,

-развитие мелкой моторики,

-развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления),

-профилактику нарушений зрения.

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач: (Слайд 5)

-способствуют повышению речевой активности;

-развивают речевые умения и навыки;

-снимают напряжение, восстанавливают работоспособность;

-активизируют познавательный интерес;

-улучшают концентрацию внимания, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Хочется поподробнее остановиться на описании некоторых здоровьесберегающих технологий, применяемых на логопедических занятиях.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. (Слайд 6)

Регулярное выполнение помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика (Слайд 8).

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Задание для педагогов (Слайд 9).

У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 команде

«В гости в домик»

На горе мы видим дом

(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

Много зелени кругом

(сделайте волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты

(изобразите деревья и кусты)

Вот душистые цветы

(сделайте из ладоней “бутон”)

Окружает все забор

(изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор

(погладьте ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем

(изобразите открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем

(пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся:

(кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук?

(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли

(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)


2 команде

«Знакомство с пальчиками»

Дружно пальцы встали в ряд

(покажите ладони)

Десять крепеньких ребят

(сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка

(покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка

(продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны

(покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки

(вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них

(покажите большие пальцы)

Два больших и удалых

(остальные пальцы сожмите в кулак)

Следующий метод - самомассаж рук. (Слайд 10).

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Выполним упражнение: (Слайд 11).

«ЛАДОШКИ»

Вот у нас игра какая – Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой - левую ладошку мы похлопаем немножко,

А теперь ладошкой левой ты хлопки погромче делай!

Вверх ладошки - хлоп, хлоп,

По коленкам - шлеп, шлеп.

По плечам теперь похлопай

По бокам себя пошлепай.

Можно хлопать за спиной,

Хлопаем перед собой

Справа можем, слева можем

И крест-накрест руки сложим.

(Движения выполняются в соответствии с текстом игры).

Следующий метод Су - Джок терапия. (Слайд 12).

Су - Джок терапия – это достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок – терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга в том числе и речевых зон. Массаж пальцев рук и ладоней можно проводить в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика(Слайд 13).

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего школьного возраста: (Слайд 14).

«ЧАСИКИ»

Часики вперёд идут, 

За собою нас ведут.

И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 

2- взмах руками назад «так» (выдох) 

«ПЕТУШОК»

Крыльями взмахнул петух, 

Всех нас разбудил он вдруг. 

И.п. – встать прямо, руки опустить вдоль туловища. Ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; задержать дыхание, а затем хлопать руками по бёдрам, произнося на выдохе «ку-ка-ре-ку!»

повторить 5-6 раз. 

Дыхательную гимнастику можно использовать в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца! (Слайд 15).

Если мы хотим, чтобы у детей было хорошее зрение, нужно уделять время гимнастике для глаз(Слайд 16).

Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах желательно использовать яркие игрушки.

Итак, сели ровненько, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Ах, как долго мы писали (Слайд 17).

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология. (Слайд 18)

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос» и т.д.

Упражнение с педагогами:

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя. (Слайд 19)

« Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». (Слайд 20)

А теперь выполним ещё одно задание:

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга, что позволяет корректировать отклонения в развитии речи детей. (Слайд 21)

Что же такое биоэнергопластика? (Слайд 22)

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика - движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить следующее упражнение. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.

«Дятел»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать за верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

Стучит клювом по коре.

А сейчас давайте попробуем повторить упражнение вместе. Приготовились?

Спасибо, у вас замечательно получилось.

На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе здоровьесберегающих технологий для развития речи детей.

Спасибо за внимание!




Литература

  1. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  2. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет. М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998.

  3. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб.: Корона, 2004.

  4. Узорова О.В., Физкультурные минутки. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

  5. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М: Просвещение, 1989.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Автор: Литвиненко Виктория Юрьевна

Дата: 27.10.2021

Номер свидетельства: 589707


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства