Просмотр содержимого документа
«Использование современных образовательных технологий в создании развивающей предметно-пространственной среды логопункта ДОУ»
Использование современных образовательных технологий в создании развивающей предметно-пространственной среды логопункта ДОУ
Опыт работы Одинцовой Светланы Юрьевны,
учителя-логопеда МКДОУДСОРВ «Калинка»
г.Орлов Кировской области
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ создает условия для общения учителя логопеда и ребенка с нарушениями речи. Поэтому важно правильно организовать предметно -развивающую среду в кабинете учителя-логопеда так, чтобы каждый ребёнок имел возможностьразвиваться под наблюдением взрослого.
Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы.
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, а также создать комфортные условия для занятий с детьми.
Окружающая ребенка предметно-пространственная среда является одним из основных факторов развития его речевой и познавательной деятельности. Развивающая среда на логопункте организована таким образом, что бы способствовать развитию речевых навыков и неречевых психических функций. Она обладает мобильностью, может быстро изменяться в коррекционно-образовательном процессе, в зависимости от потребностей и возможностей детей.
Основное назначение логопедического кабинета - это создание оптимальных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.
Таким образом, педагогическое пространство логопедического кабинета рассматривается, как система взаимосвязанных коррекционно - воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и учитель - логопед.
Создавая развивающую предметно-развивающую среду (РППС) логопедического кабинета, мы руководствовались требованиями, прописанными в ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивают речевую активность детей с нарушениями речи.
Трансформируемость пространства дает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.
Полифункциональность материалов предполагает наличие на логопункте предметов, которые не жестко закреплены способом их употребления.
Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость речевого материала, появление новых игр и предметов, используемых для речевой активности детей.
Доступность среды предполагает исправность и сохранность необходимого материала для занятий с детьми, а также дети могут иметь доступ к любой зоне речевого развития.
Безопасность предметно-пространственной предполагает надежность и безопасность использования всех зон логопункта и речевого оборудования в том числе.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача логопедов дошкольного учреждения – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
В создании предметно-пространственной среды логопункта использую современные образовательные технологии:
Личностно-ориентированные технологии учитываются следующим образом: для обеспечения индивидуальной детской деятельности создаются ситуации занятости ребенка.
Для реализации современных игровых технологий в работе используются настольно-печатные игры, игротеки, логопедические рифмовки, пальчиковый театр, сенсомоторные игры.
А также технологии организации и создания развивающей предметно-пространственной среды, задачей которой является развитие активной речевой деятельности детей с нарушениями речи.
Среда, в которой занимается ребёнок, во многом определяет темпы и характер его речевого развития и поэтому рассматривается многими логопедами как фактор развития речи детей. Развивающая средавыступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе развития речи ребенка, она обогащает его познавательный и речевой опыт. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, скорректировать недостатки его речи и сформировать норму речевого развития.
Данной технологии уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса. Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:
- В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;
- Н.А. Виноградова, раскрывшая особенности организации предметно-развивающей среды детского сада в контексте ФГТ;
- Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;
- Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.
Технология создания предметно – развивающей среды рассматривается – как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности и речи ребенка. Позволяет – педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекать детей в процесс усвоения речевых навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.
По принципу оснащения и применения материалов, логопункт разделен на следующие условные зоны:
Зоны для детей
Зоны для взрослых
зона коррекции звукопроизношения;
зона развития мелкой моторики;
зона развития речевого дыхания;
зона развития фонематического восприятия, анализа и синтеза;
зона развития лексико-грамматической стороны речи
Зона дидактического и методического сопровождения;
Информационная зона;
Зона ТСО
Зона коррекции звукопроизношения. Здесь находятся: настенное зеркало, небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка), литература по автоматизации и дифференциации дефектных звуков, картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях и связных текстах, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (шипящие, свистящие, соноры).
Зона развития мелкой моторики, в которой находятся разнообразные пазлы, шнуровки, конструкторы, мозаика, пирамидки, матрешки, мелкие игрушки, игры с пуговицами, бисером, спичками, трафареты на различные лексические темы и др.
Зона развития речевого дыхания, включающая в себя различные игры для формирования плавной воздушной струи и речевого выдоха: листочки, бантики, листики деревьев, травинки, пузырьки, бабочки, «ветродуйчики», мелкие, легкие игрушки и т.д.
Зона развития фонематического восприятия, анализа и синтеза: картинный материал «звукоподражания», дидактический материал «паронимы», схемы для определения позиции звука в слове, картинный материал и игры для определения места звука в словах и др.
Зона развития лексико-грамматической стороны речи состоит из различного картинного материала по развитию лексико-грамматической стороны речи (игры «один-много», «большой-маленький», «подбери предлог», «назови одним словом»), пособий по развитию связной речи (сюжетные картинки, сюжетные картинки с последовательностью событий, картинный материал «антонимы», «синонимы», «азбука действий» и др. В общем, здесь собраны игровые задания на закрепления грамматических категорий, картотеки различных словесных игр.
Зона дидактического и методического сопровождения. В ней собрана документация логопедического пункта.
Информационная зона, где размещаются: график работы логопеда, расписание занятий, консультации для родителей, памятки, материал для воспитателей.
Итак, организованная на нашем логопункте предметно-развивающая среда способствует:
формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе коррекционной работы;
реализации всего пространства логопункта ДОУ для эффективной коррекционной работы логопеда;
сочетанию традиционных и инновационных методов в организации и проведении коррекционных занятий.
Хотелось бы отметить, что эта работапо формированию предметно-пространственной среды не является единовременной, моделирование среды продолжается в течение всего учебного года.