Просмотр содержимого документа
«Использование POP IT на логопедических занятиях в работе с детьми с нарушениями речи в дошкольном учреждении»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ POPIT В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Учитель-логопед Яркова Е.В.
МБДОУ ЦРР- д/с «8 марта» г.Зернограда,
Недавно стали популярны новые антистресс-игрушки. Называются они Simpledimple «симпл-димпл» и Popit «поп-ит». Суть у них одинаковая: это пластинки с резиновыми «пузырьками-пупырками», которые можно выдавливать. В своей работе я использую Pop it (поп-ит) — в нем больше «пузырьков-пупырок». Пригодится он для автоматизации звуков и для развивающих игр.
Так что же это за игрушка и как ее можно использовать в работе логопеда в детском саду?
Pop it (поп-ит с английского) – дословно переводится как «лопни это». Игрушка представляет собой силиконовую форму, заполненную пузырями, которые нужно лопать нажатием пальца. Процесс очень напоминает лопание пузырьков из упаковочной пузырчатой пленки. Небольшое отличие только в звуковом сопровождении. Пузырчатая упаковочная пленка лопается с более громким хлопком нежели поп-ит. Поп-ит имеет многообразие форм. Это может быть и бабочка, и сердечко, и ананас. На мой взгляд для образовательно-развивающих целей больше подходит поп-ит квадратной формы.
Весьма часто у детей с нарушениями речи встречается СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью, основным признаком которого является невозможность сосредоточиться [1]. Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбудимость человека превышают норму. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте – совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Эффективность применения игрушки отметили ученые. Есть сведения о том, что применение поп-ит позволило улучшить результаты у учеников с диагнозом СДВГ на 27%.
При использовании игрушки-антистресса, уменьшаются приступы тревоги, развиваются пальцы рук. В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, поп-ит улучшает координацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических и речевых процессов. Особую актуальность приобретает использование поп-ита в условиях пандемии, при соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора об обработке игрового и учебного оборудования.
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку игр, которые я использую непосредственно в своей работе и рекомендую воспитателям для работы во время коррекционного часа.
«Изучение звуков».
Цель: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.
Изучая звуки вместе с ребенком с помощью поп-ит, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий.
«Хлопочки».
Цель: развитие слоговой структуры слова и определение количества слогов в слове. Детям предлагают карточки с цифрами от одного до четырех. Ребенок нажимает на пузырек на каждом слоге, а затем подбирает карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.
«Разбери слово».
Цель: развитие навыка звукового анализа слова.
Выполняя звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает или лопает пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук.
«Составь слово».
Цель: развитие фонематического синтеза.
Игра для детей, которые учатся читать. Для нее тоже понадобятся изготовить карточки. Один набор карточек с изображением предметных картинок, второй - все буквы для составления этих слов (они будут повторяться). Я работаю со словами от
3 до 6 звуков. Вырежьте буквы. По очереди кладите предметные картинки перед ребенком и помогайте ему составлять слова из букв. Затем ребенку нужно произносить слова по буквам и нажимать на пузырьки.
«Повторение чисел».
Цель: закрепление знания соответствия количественного и зрительного образа цифры.
Для игры необходимы игральный кубик или карточки. Ребенок бросает кубик и нажимает столько пузырьков, какое количество выпало на грани кубика. Второй вариант - показывайте ребенку числа, а он нажимает на такое же количество пузырьков-пупырок.
«Сложение».
Цель: развитие навыка количественного счета.
Ребенок складывает числа и нажимает на верное количество пузырьков.
Аналогичную игру можно применить и на выполнение операции вычитания.
«Бродилка».
Цель: развитие ориентировке в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ».
Игра проводится по принципу графического диктанта. Переверните поп-ит и положите в углубления на разных концах два небольших предмета. Взрослый объясняет как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго, используя простые команды: «Вперед, вправо, назад, влево». А ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его.
Как усложнение – игру можно проводить без взрослого. Обе роли выполняют дети.
«Выложи узор»
Цель: Развитие зрительного воображения, ориентировки в малом пространстве.
Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор. Дети старшего дошкольного возраста могут выложить букву или цифру, тем самым, закрепив ее зрительный образ.
«Две руки»
Цель: Развитие межполушарных связей.
Детям предлагают одновременно нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности.
«Морской бой»
Цель: Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Под одной из выемок лежит шарик. Дети по очереди нажимают на пузырьки-пупырки, и пытаются определить, под которой прячется шарик. Выигрывает тот, кто первым его обнаружит.
«Разноцветные улицы»
Цель: Закрепление сенсорных эталонов, соответствие зрительного образа числа и количества. Переверните поп-ит. Предложите положить шарик в углубление и попросите ребенка определить его координаты. Или наоборот, назовите координаты и предложите ребенку отыскать по ним углубление и положить в него шарик.
«Запомни».
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Переверните поп-ит и положите в углубления несколько предметов. Покажите их ребенку. Затем попросите его отвернуться или закрыть глаза и уберите один предмет. Когда ребенок повернется, он должен понять, какой предмет вы убрали.