Просмотр содержимого документа
«Использование нейротренажёров в логопедической практике.»
Использование нейротренажеров в
логопедической практике
Штейникова Светлана Леонидовна,
учитель – логопед МОБУ «СОШ N1»
Цель:
Повышение педагогической компетентности учителей – логопедов, через использование нейротренажеров для коррекции речевого и интеллектуального развития детей.
Задачи:
1. Выявить актуальность.
2. Познакомить с нейротренажерами.
3. Рекомендовать использование нейротренажеров в логопедической практике.
«Руки учат голову, затем, поумневшая голова, учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
С раннего детства жизнь современных детей наполнена различными гаджетами: музыкальными игрушками, планшетами, компьютерами, мобильными телефонами – это отрицательно влияет на развитие мозга. Поэтому всё чаще специалисты задумываются о поиске развивающих инструментов, которые будут не только интересны и безопасны, но и благоприятно повлияют на интеллект.
Нейротренажеры - это игровое оборудование, улучшающее работу мозга через воздействие на тело. Нейротренажеры особенно показаны детям, так как именно в дошкольный и младший школьный период идет активное формирование мозговых структур и развивается интеллект.
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его буквально «ключом к обучению мозга».
Использование нейротренажеров для мозжечковой стимуляции является отличным решением проблем с обучением. Они повышают интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.
Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.
Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!
Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.
Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Зачем детям мозжечковая стимуляция
Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Методика мозжечковой стимуляции позволяет значительно улучшить:
уровень концентрации внимания;
все виды памяти: долговременной и кратковременной, зрительной, звуковой, моторной и др.;
восприятие устной и письменной речи – основу формирования собственной речи и письменных навыков, включая правильное фонетическое воспроизведение текста на бумаге;
навыки механического чтения, основанные на кратковременной памяти и непроизвольном внимании;
математические способности (счет);
спортивные навыки – ловкость, скорость, скорость реакции и др., которые рассматриваются как одна из групп навыков, обеспечивающих различные виды деятельности.
анализ и синтез информации;
способность к планированию;
работу эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения — как в школе, так и на специальных коррекционных занятиях, проводимых логопедами, психологами и дефектологами.
Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность!
Показания для занятий
Использование нейротренажеров для мозжечковой стимуляции является отличным решением проблем с обучением. Они повышают интеллектуальные и психические способности, становясь хорошим методом помощи для детей, имеющих проблемы с обучением.
Однако намного шире этот метод используется и для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем.
Так, мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
Задержка речевого развития.
Задержка психического развития.
Проблема дисграфии и дислексии.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Аутизм и другие состояния аутического спектра.
Диспраксия.
Логоневроз (заикание).
Отставания в развитии моторики и координации.
Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
Поведенческие нарушения.
Несобранность, повышенная отвлекаемость.
Нарушения осанки.
Травмы головного мозга и реабилитации после инсульта.
Длительное нахождение за экранном компьютера или телефона.
Результаты занятий на нейротренажерах
Улучшается моторно-зрительная координация;
Двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются;
Улучшается концентрация внимания;
Развивается пространственное воображение;
Уровень интеллекта повышается.
При выполнении заданий на нейротренажерах в организме наступают положительные структурные изменения. Когда ребёнок, выполняет нейроупражнения на нейротренажерах, он получает активную тактильную, вестибулярную и проприоцептивную стимуляцию. Все задания на занятиях проходят в форме непринуждённой интересной игры и подбираются, адаптируются под конкретного ребёнка.
Нейротренажер «Умная восьмёрка»
Нейротренажёр «Умная восьмёрка» представляет собой деревянное пособие в виде цифры «восемь» с углублениями для выполнения заданий – катания стеклянного шарика или проведения пальцем, карандашом. При выполнении этих упражнений происходит снятие общего напряжения организма, развитие координации движений, стимулирование работы периферического зрения, повышение концентрации внимания. Для использования в логопедических целях при выполнении задания с нейротренажером на индивидуальном занятии, логопед предлагает ребёнку речевой материал для закрепления поставленного звука на разных этапах или формирования грамматических категорий.
Нейротренажер активно применяется логопедами, дефектологами для развития моторики, координации, пространственного восприятия и способности удерживать внимание продолжительное время, а также межполушарного взаимодействия. В процессе каждодневных занятий укрепляются межполушарные связи. Игра на тренажёре требует повышенной зрительной концентрации, прикладывания усилий для того, чтобы шарик двигался по траектории, не останавливался и не падал. Именно поэтому, за счёт сконцентрированного внимания у ребёнка развиваются наружные глазные мышцы и произвольное движение глаз. Играть можно стоя на балансире и сохраняя при этом равновесие, также сидя опустив тренажёр на колени или вытянув руки вперёд. В результате работы с ним значительно улучшаются восприятие, внимание, память, мышление, необходимые для успешного обучения, снижается эмоциональное и физическое напряжение.
Н ейротренажер «Баламетрикс»
Нейромоторная коррекция или мозжечковая стимуляция «Баламетрикс» - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в формировании движений, речи, координаторных актов. Комплекс упражнений по данной программе позволяет воздействовать естественным путем на мозжечок, который, в свою очередь, определяет скорость работы всего головного мозга и отвечает за физическое, речевое, интеллектуальное и эмоциональное развитие. В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу.
Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время сеанса ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно становятся сложнее. В структуру занятия включаются упражнения с другими атрибутами: мяч-маятник, стойка с мишенями – целями, планка для отбивания, мячики, мешочки, напольная мишень.
Мишень напольная подходит для детей любого возраста, а также для взрослых. Мишень размечена девятью секторами. Каждый сектор обозначен фигурой (круг, треугольник, квадрат), цифрой, нанесенной в произвольном порядке (от 1 до 9) и цветом (желтый, зеленый, красный). Для упражнения на мишени обратной связи подойдут мячики. Мячик, запущенный в ее сторону, отскакивает от нее и возвращается в сторону ребенка, запустившего его.
Возможны комбинирования различных уровней сложности упражнений. Ребенок может кидать мяч в заданное число, выполняя различные задания по вычислению или же просто попадая в числа по порядку.
Правильное выполнение упражнений с мишенью служит залогом развития зрительно - моторной и сенсомоторной координации, скорости обработки информации, навыков счета и счетных операций.
На карточках «40 упражнений на балансировочной доске» приведен комплекс упражнений для занятий на доске Бильгоу и других дополнений в виде мячей, кинезио и сенсорных мешочков. Карточки выполнены на ламинированной бумаге. В комплект входят 40 цветных карточек.
Начать выполнять упражнения с карточек очень просто:
взрослый сам читает текст задания, методические рекомендации к нему, рассматривает рисунок;
обсуждает выполнение предложенного упражнения с карточки совместно с ребенком;
создает условия выполнения упражнения, показанные в карточке - схеме и предлагает ребенку выполнить упражнения;
не следует стремиться к нагрузкам, значительно превышающим те, которые указаны в карточке.
В ходе работы с карточками осуществляется не только эффективное развитие межполушарных связей, координация движений ребенка и его мозжечковая стимуляция, но и взаимообратная связь между взрослым и ребенком.
Нейротренажер «Баланс борд с лабиринтом»
Баланс борд со сменными лабиринтами для ног – замечательный тренажер для детей, который применяется в мозжечковой стимуляции. Доска балансир способствует развитию вестибулярного аппарата ребенка. Заниматься на нем не просто, но очень интересно и увлекательно! Сменные вкладыши лабиринты делают занятия на доске – балансире разнообразными. Задания можно выполнять как стоя на доске, так и держа вкладыш – лабиринт в руках. Вкладыши можно легко менять один на другой. Есть как простые, так и сложные рисунки.
Нейротренажер «Межполушарные доски»
Наш мозг состоит из двух полушарий: правое и левое. Каждое полушарие выполняет свои функции. В правом полушарии возникают различные образы предметов и явлений, а в левом полушарии они вербализуются, то есть находят словесное выражение. Только налаженное взаимодействие двух полушарий позволит качественно воспринимать и обрабатывать полученную информацию. Этот процесс происходит благодаря мозолистому телу, некому «мостику» между правым и левым полушарием. Чем крепче и сильнее этот «мостик», тем быстрее по нему проходят нервные импульсы. Если включать в работу обе руки и работать ими одновременно, то происходит работа и правого, и левого полушария.
Работа с межполушарными досками полезна для детей любого возраста. Такой тренажер будет полезен норматипичным детям для развития функций самоконтроля и внимания. Особое значение такие упражнения имеют при работе с детьми с речевыми нарушениями, у которых нарушено не только звукопроизношение, но и мелкая моторика, трудности при ориентировке в пространстве и на листе бумаги, нередко наблюдается нарушения внимания, усидчивости, неловкость и скованность движений. Для этого в логопедическое занятие можно включать работу со специальными межполушарными досками.
Межполушарные доски представляют собой деревянные доски с двумя ячейками и бегунками или стилусами. В ячейки можно вкладывать различные деревянные вкладыши с лабиринтами. На начальных этапах работы необходимо использовать вкладыши с одинаковыми узорами. Важным принципом в работе является принцип от простого к сложному. Пока ребенок не освоил простые упражнения, нельзя переходить к более сложным.
Сначала упражнение выполняется одной рукой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Далее упражнение выполняется другой рукой по такой же схеме – сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно упражнение усложняется, в работу включаются уже обе руки и ребенок пробует синхронно обеими руками пройти лабиринт сначала по часовой стрелке, затем против. Так же можно проходить лабиринт синхронно двумя руками, но в разном направлении. И, самое сложное, это использование разных лабиринтов на разные руки, т.е. одна рука проходит один лабиринт, а другая рука – другой. Таким образом, происходит не только развитие межполушарного взаимодействия, но и влияние на синхронизацию работы рук и глаз.
После регулярного использования на занятиях межполушарных досок у детей с речевыми проблемами была отмечена положительная динамика, дети стали более организованными, усидчивыми (благодаря игровому приему с досками и заинтересованностью ребенка), улучшилась координация и моторика рук, постановка звуков занимает меньше времени.
Таким образом, хочется отметить, что использование на логопедических занятиях межполушарных досок дает прекрасную возможность развивать и совершенствовать высшие психические функции. А также положительную динамику при проведении коррекционной работы над всеми компонентами речи.
Систематическое применение нейротренажеров оказывает положительное влияние на эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Помимо развития речи, у детей развивается интеллект, улучшается общее состояние физического здоровья, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.
Таким образом, в результате регулярного применения на логопедических занятиях нейротренажеров, у детей отмечается:
- активность, инициативность, работоспособность, уверенность в своих силах и возможностях;
- эмоциональная стабильность;
- улучшение графических навыков.
Радует, когда дети с радостью и желанием идут к нам на занятия, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая среда рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые тренажеры. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к общению, доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.
Список литературы
Аркин Е.А. О физическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2000. – №5. – С. 22-26.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности – М.: Наука 2002. – 349 с.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М., 2014. – 264 с.
Микадзе Ю. В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: Факультет психологии, РПО, 1998. - С. 225-231.
Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2012. - № 3. С. 28-35