Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с умственной отсталостью.
Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с умственной отсталостью.
Работу учителя-логопеда и педагога-психолога в адаптивной школе с введением ФГОС принято рассматривать в комплексном взаимодействии.
У всех обучающихся с умственной отсталостью имеются системные нарушения в развитии: страдают и сенсомоторная, и познавательная, волевая, эмоциональная сферы. И как итог данного недоразвития страдает вся речевая система в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с умственной отсталостью.»
Использование нейропсихологических и нейрофизиологических приёмов в работе педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с умственной отсталостью.
Работу учителя-логопеда и педагога-психолога в адаптивной школе с введением ФГОС принято рассматривать в комплексном взаимодействии.
У всех обучающихся с умственной отсталостью имеются системные нарушения в развитии: страдают и сенсомоторная, и познавательная, волевая, эмоциональная сферы. И как итог данного недоразвития страдает вся речевая система в целом.
Только комплексное воздействие, со стороны всех специалистов, позволит достичь наилучших результатов в коррекции нарушений развития.
Задачи коррекционной работы, проводимой нами, решаются в рамках целостного подхода к обучению и развитию ВПФ обучающихся.
Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов, будь то мышление или речь.
Среди коррекционных задач мы выделяем:
—расширение кругозора школьников;
—воспитание их познавательной активности;
—обогащение их чувственного опыта;
—активизацию интеллектуальной деятельности учащихся путем формирования умственных операций и действий анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов;
—обучение школьников построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные, пространственные, временные связи в наблюдаемых явлениях и объектах; развитие речи.
Таким образом, мы, выделяя основные направления своей коррекционной работы (психолог — активизирует интеллектуальную деятельность, логопед — развивает речь), параллельно ведётся работа по развитию личности ребенка в целом.
Основным содержанием нашей работы считаем, в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (т.е. ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче). И только потом на этой базе мы начинаем конкретно работать над коррекцией, развитием речи и познавательных процессов.
Наиболее подходящей формой взаимодействия, мы выбрали для себя интегрированные занятия, которые проводим регулярно (1 раз в четверть), систематично, целенаправленно и в достаточном объеме. Причем предлагаются задания не учебного характера, а в форме игры, что весьма привлекательно для младшего школьника.
Структура каждого интегрированного занятия включает в себя 3 этапа:
1 этап – подготовительный (разогрев). Разогрев включает в себя ритуал приветствия, игры и упражнения, направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышение эмоционального фона настроения, что способствует большей включенности детей в продуктивную дальнейшую умственную деятельность.
2 этап – основной. Повторение пройденного, изучение нового, закрепление изученного материала посредством специально организованных технологий (дидактические игры, упражнения, игры с песком, элементы сказкотерапии и пр.). Подведение итогов занятия.
3 этап – завершающий. Психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания.
В занятия мы включаем нейропсихологические и нейрофизиологические приёмы, игры и упражнения, направленные на формирование и коррекцию психических процессов, моторики, пространственных представлений, основных компонентов речи, эмоционально-волевых качеств личности.
Почему мы выбрали именно нейропсихологические методы и подходы? Исходя из опыта нашей работы, мы заметили, что именно нейропсихологический подход оказывается одним из наиболее привлекательным и эффективным.
• Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой.
• Он является здоровье сберегающей и игровой технологией.
• Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
В своей работе используем нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, слов. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, формированию правильного речевого дыхания.
Итак, какие нейрофизиологические приёмы используем на занятиях
1. Дыхательные упражнения.
Логопед : В самом начале занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям.
Педагоги могут применять этот метод с детьми, когда нужно успокоить детей после какой-либо активной деятельности, когда нужно сосредоточится и быть внимательными за занятие. Очень хорошо помогает этот метод, когда ребенок встревожен, капризен или агрессивен.
Массаж и самомассаж.
После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
«Массаж рук ребенка массажерами», «Самомассаж пальцев рук ребенком» (катают Су-Джок между ладоней)
Релаксация проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции (восстановление, объединение) приобретенного в ходе занятия опыта. когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы.
Наши наблюдения в рамках коррекционной работы показали, что двигательная сфера детей с различными нарушениями развития часто характеризуется качественным своеобразием.
Для коррекции тактильных и кинестетических процессов мы используем следующие игровые наборы: Тактильное домино, доски Сегена, фигурки с разной поверхностью, «Волшебный мешочек». Игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: с использованием карандаша с гранями, с прищепками, игры с пробками от бутылок, игры с сыпучими материалами (горох, фасоль, рис, гречка, пшено), представленными в виде мешочков.
Вы уже хорошо знаете и применяете в своей работе пальчиковые игры:
• со стихотворным сопровождением,
• с музыкальным сопровождением Народные потешки и песенки
• игры манипуляции: они развивают воображение- в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ
• Пальчиковый театр,
• Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук
• Также на занятиях мы используем пальчиковые кинезиологические игры. Это своего рода «гимнастика мозга»: такие игры позволяют активировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.
Следует отметить, что использование нейропсихологического подхода в совместной работе логопеда и психолога, регулярное включение в обучение нейропсихологических и нейрофизиологических приемов игр и упражнений, повышает интерес и мотивацию детей к занятиям. улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями, а также позволяет разнообразить формы совместной работы. Ведь вся наша работа, в конечном счете, сводится к тому, чтобы ребенок с ОВЗ был успешен в обучении и мог адаптироваться и социализироваться в обществе.