Просмотр содержимого документа
«"Использование методики "Буквограмма" в коррекции устной и письменной речи для обучающихся с ОВЗ"»
Развитие речи через совершенствование мелкой моторики обучающихся начальной школы с общим недоразвитием речи
Развитие руки в истории человечества трудно переоценить. Именно их развитие и особенно развитие движений пальцев дало возможность человеку овладеть трудовыми операциями, путем жестов развить тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Это и есть моторика, под которой понимаются «все формы движения, свойственные человеку - от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков)».
Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. А.Р. Лурия отмечал, что «кисть руки - это своеобразный орган рeчи, который может быть приравнен к aртикуляциoнному aппaрaту. Следовательно, с этoй тoчки зрeния, мелкая моторика рук - это eщe oднa рeчeвaя зoнa мoзгa».
Известный физиолог И.П. Павлов считал взаимосвязанными те процессы, которые происходят при развитии рук и мышления, Он писал: «Руки человека учат его голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Невропатология располагает обширным фактическим материалом, показывающим теснейшую связь функции речи и двигательного анализатора. Исходя из этого, М.М. Кольцова провела серию экспериментов, результаты которых указывают на то, что широкое включение двигательного анализатора почти вдвое ускоряет появление голосовых реакций у детей второго года жизни, а также сказывается на их качестве. Ограничение же движений, наоборот, очень скоро приводит к ухудшению качества речевых реакций.
Поскольку в двигательной проекции различных частей тела в прецентральной извилине проекция кисти руки занимает более чем треть площади и располагается в непосредственной близости от речевых зон, то можно предположить, что тренировка тонких движений пальцев рук может оказать большое влияние на развитие активной речи, чем тренировка общей моторики.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений ктистями и пальцами рук.
Речь – это сложившиеся в процессе форма общения, опосредствованная языком. Моторика и речь тесно связаны между собой исторически и физиологически.В коре головного мозга области, отвечающие за речь и движения, находятся по соседству. Когда в деятельности ребёнка задействованы движения кисти и пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но и зона речи, и наоборот.
Количество обучающихся с речевой патологией с каждым годом заметно растёт. Нарушения чтения и письма у участников образовательных отношений носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. У детей с ОНР наряду с замедленным развитием локомоторных функций наблюдается некоторое отставание двигательной сферы.
(Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Двигательная сфера детей с ОНР:
-общая моторная неловкость; - неуклюжесть; - дискоординация движений; - недостаточная ритмичность движений; - нарушение динамического и статического равновесия; - моторная истощаемость: замедление темпа, смазанность, неточность движений; - аритмичность и неточность пальцевых движений. Цель работы – создание такой системы взаимодействия между учителем-логопедом и учителем начальных классов, направленной на развитие мелкой моторики руки и стимулирование всех компонентов речи у обучающихся начальной школы с общим недоразвитием речи.
Значение упражнений для развития мелкой моторики:
координируют движения пальцев рук;
развивают у детей гибкость и подвижность пальцев и кистей рук;
повышают тонус коры головного мозга;
развивают речевые центры коры головного мозга;
стимулируют речевую активность;
согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи;
Коррекционно-педагогическая работа носила комплексный характер и предполагала не только развитие мелкой моторики руки учащихся, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Принцип комплексности предусматривал отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности и формах занятий (письмо, изобразительное искусство, логопедические и логоритмические занятия, трудовое обучение, самообслуживание).
Виды деятельности, которые способствуют моторной и речевой сферы обучающихся:
пальчиковая гимнастика;
кукольный театр (куклы Бибабо);
пальчиковый твистер;
игры с резинками;
игры с прищепками;
шарики Су-джок;
игры-шнуровки;
мозаика;
пазлы;
игры с крупами;
игры с наклейками;
лепка с проговариванием;
дорисовывание (рисование) предметов с проговариванием;
обведение трафаретов;
логоритмические упражнения.
Игры с резинками и с прищепками:
развивают координацию пальцев;
стимулируют воображение и фантазию;
закрепляют представления об основных цветах;
формируют зрительно-моторную координацию;
запускают работу обоих полушарий;
развивают и активизируют речевую функцию.
Шарика Су-джок:
стимулируют речевые области в коре головного мозга;
содействуют снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализуют тонус;
развивают зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию;
развивают тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
развивают аккуратность, усидчивость;
стимулируют способность к творчеству;
учат ориентироваться на плоскости;
Игры с наклейками:
развивают сенсорное восприятие;
формируют зрительно-моторную координацию на основе действий с наклейками;
учат ориентироваться на плоскости;
активизируют работу левого и правого полушарий;
развивают связную речь.
Дорисовывание (рисование) предметов с проговариванием, обведение трафаретов
формируют умение создавать предмет, используя внутренний или внешний контур;
развивают воображение в дорисовке контуров трафарета;
учат передавать ритм движений;
формируют чувство цвета, формы;
учат соотносить рисовальные движения с речевой установкой;
развивают наглядно-образное мышление и активизируют речь.
активизируют речевые центры коры головного мозга.
Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов, включающая в себя систематические упражнения по развитию мелкой моторики в комплексе с развитием речевой системы в целом у обучающихся с общим недоразвитием речи, даёт положительные результаты.