kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Использование методики "Буквограмма" в коррекции устной и письменной речи для обучающихся с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена авторская методика "Буквограмма" для коррекции увстной и письменной речи для обучающихся с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Использование методики "Буквограмма" в коррекции устной и письменной речи для обучающихся с ОВЗ"»

Развитие речи через совершенствование мелкой моторики обучающихся начальной школы с общим недоразвитием речи

Развитие руки в истории человечества трудно переоценить. Именно их развитие и особенно развитие движений пальцев дало возможность человеку овладеть трудовыми операциями, путем жестов развить тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Это и есть моторика, под которой понимаются «все формы движения, свойственные человеку - от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков)».

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг».

Большая  часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение. Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. А.Р. Лурия отмечал, что «кисть руки - это своеобразный орган рeчи, который может быть приравнен к aртикуляциoнному aппaрaту. Следовательно, с этoй тoчки зрeния, мелкая моторика рук - это eщe oднa рeчeвaя зoнa мoзгa».

Известный физиолог И.П. Павлов считал взаимосвязанными те процессы, которые происходят при развитии рук и мышления, Он писал: «Руки человека учат его голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Невропатология располагает обширным фактическим материалом, показывающим теснейшую связь функции речи и двигательного анализатора. Исходя из этого, М.М. Кольцова провела серию экспериментов, результаты которых указывают на то, что широкое включение двигательного анализатора почти вдвое ускоряет появление голосовых реакций у детей второго года жизни, а также сказывается на их качестве. Ограничение же движений, наоборот, очень скоро приводит к ухудшению качества речевых реакций.

Поскольку в двигательной проекции различных частей тела в прецентральной извилине проекция кисти руки занимает более чем треть площади и располагается в непосредственной близости от речевых зон, то можно предположить, что тренировка тонких движений пальцев рук может оказать большое влияние на развитие активной речи, чем тренировка общей моторики.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений ктистями и пальцами рук.

Речь – это сложившиеся в процессе форма общения, опосредствованная языком.
Моторика и речь тесно связаны между собой исторически и физиологически.В коре головного мозга области, отвечающие за речь и движения, находятся по соседству.
Когда в деятельности ребёнка задействованы движения кисти и пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но и зона речи, и наоборот.








Количество обучающихся с речевой патологией с каждым годом заметно растёт. Нарушения чтения и письма у участников образовательных отношений носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. У детей с ОНР наряду с замедленным развитием локомоторных функций наблюдается некоторое отставание двигательной сферы.

(Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Двигательная сфера детей с ОНР:

-общая моторная неловкость;
- неуклюжесть;
- дискоординация движений;
- недостаточная ритмичность движений;
- нарушение динамического и статического равновесия;
- моторная истощаемость: замедление темпа, смазанность, неточность движений;
- аритмичность и неточность пальцевых движений.
Цель работы – создание такой системы взаимодействия между учителем-логопедом и учителем начальных классов, направленной на развитие мелкой моторики руки и стимулирование всех компонентов речи у обучающихся начальной школы с общим недоразвитием речи.





Значение упражнений для развития мелкой моторики:

  • координируют движения пальцев рук;

  • развивают у детей гибкость и подвижность пальцев и кистей рук;

  • повышают тонус коры головного мозга;

  • развивают речевые центры коры головного мозга;

  • стимулируют речевую активность;

  • согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи;

  • способствуют улучшению артикуляционной моторики;

  • развивают чувство ритма координацию движений;

  • развивают психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь;

  • подготавливают руку к письму.

Коррекционно-педагогическая работа носила комплексный характер и предполагала не только развитие мелкой моторики руки учащихся, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти. Принцип комплексности предусматривал отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности и формах занятий (письмо, изобразительное искусство, логопедические и логоритмические занятия, трудовое обучение, самообслуживание).


Виды деятельности, которые способствуют моторной и речевой сферы обучающихся:

  • пальчиковая гимнастика;

  • кукольный театр (куклы Бибабо);

  • пальчиковый твистер;

  • игры с резинками;

  • игры с прищепками;

  • шарики Су-джок;

  • игры-шнуровки;

  • мозаика;

  • пазлы;

  • игры с крупами;

  • игры с наклейками;

  • лепка с проговариванием;

  • дорисовывание (рисование) предметов с проговариванием;

  • обведение трафаретов;

  • логоритмические упражнения.

Игры с резинками и с прищепками:

  • развивают координацию пальцев;

  • стимулируют воображение и фантазию;

  • закрепляют представления об основных цветах;

  • формируют зрительно-моторную координацию;

  • запускают работу обоих полушарий;

  • развивают и активизируют речевую функцию.



Шарика Су-джок:

  • стимулируют речевые области в коре головного мозга;

  • содействуют снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализуют тонус;

  • развивают память, внимание, совершенствуют навыки пространственной ориентации;

  • развивают фонематический слух и восприятие;

  • совершенствуют лексико-грамматические категории.

Пазлы и мозаика:

  • развивают мелкую моторику;

  • стимулируют речевую активность;

  • способствуют расширению и активизации словаря;

  • учат ориентироваться на плоскости.

Игры с крупами:

  • развивают воображение, внимание, память, мышление, усидчивость;

  • развивают зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию;

  • развивают тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;

  • развивают аккуратность, усидчивость;

  • стимулируют способность к творчеству;

  • учат ориентироваться на плоскости;




Игры с наклейками:

  • развивают сенсорное восприятие;

  • формируют зрительно-моторную координацию на основе действий с наклейками;

  • учат ориентироваться на плоскости;

  • активизируют работу левого и правого полушарий;

  • развивают связную речь.

Дорисовывание (рисование) предметов с проговариванием, обведение трафаретов

  • формируют умение создавать предмет, используя внутренний или внешний контур;

  • развивают воображение в дорисовке контуров трафарета;

  • учат передавать ритм движений;

  • формируют чувство цвета, формы;

  • учат соотносить рисовальные движения с речевой установкой;

  • развивают наглядно-образное мышление и активизируют речь.

активизируют речевые центры коры головного мозга.

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя начальных классов, включающая в себя систематические упражнения по развитию мелкой моторики в комплексе с развитием речевой системы в целом у обучающихся с общим недоразвитием речи, даёт положительные результаты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ирина Александровна Павлова

Дата: 18.06.2023

Номер свидетельства: 633919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства