kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование компьютерных игр в коррекции речевых расстройств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены компьютерные игры для обучающихся с речевыми нарушениями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных игр в коррекции речевых расстройств»

Использование компьютерных игр в коррекции речевых нарушений

Инклюзивное образование как одно из приоритетных направлений системы образования предусматривает решение вопросов, связанных с обучением, воспитанием, психолого-педагогической поддержкой и социальной адаптацией к условиям жизни современного общества детей с особыми образовательными потребностями.

Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко отмечают, что «все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь» [4, с. 86]. Крайне важным для данной категории детей является и оказание логопедической помощи.

Немалую роль в повышении эффективности и сокращении сроков логопедического воздействия оказывают компьютерные средства обучения [1; 3]. Психолого-педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи рассмотрены в работах Ю. Б. Зеленской, Т. К. Королевской, О. И. Кукушкиной, Л. Р. Лизуновой, И. А. Филатовой и др.

Анализ литературы показывает, что на сегодняшний день изучены лишь некоторые стороны внедрения компьютерных технологий в коррекционный процесс, недостаточно разработаны теоретические основы, раскрывающие психолого-педагогические положения построения компьютерных игр, предназначенных для детей с различными речевыми нарушениями. коррекционный логопедический образование компьютерный

В рамках исследования нами выделены педагогические, психолого-эргономические, физиолого-гигиенические, технические, программно-методические условия построения компьютерных логопедических игр [2], определена система психолого-педагогических принципов (М. М. Алексеева, Л. С. Выготский, Г. А. Каше, Я. А. Коменский, Р. Е. Левина, Л. Р. Лизунова, В. Окунь, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, Н. А. Стародубова, В. И. Яшина и др.), на основе которых и разработан комплекс компьютерных логопедических игр для детей дошкольного возраста.

Нарушения звукопроизношения у детей имеют различную степень выраженности и находятся в определенной зависимости от фонетических условий реализации звуков в речи. Поэтому при построении содержания компьютерных игр по формированию звукопроизношения речевой материал подобран с учетом фонетических условий, определяющих уровни сложности в зависимости от типов слогов (прямые, обратные, закрытые, со стечением согласных), позиции закрепляемого звука в словах, сложности слоговой структуры.

Развитие речи не является процессом последовательного и изолированного формирования отдельных ее структурных компонентов (фонетики, грамматики, словаря). Это процесс поэтапного развития всей системы средств общения, так как на каждом этапе речевого развития имеются свой звуковой строй, грамматика и словарный запас, реализуемые в высказываниях той или иной степени сложности, с той или иной коммуникативной или познавательной целью. Поэтому процесс коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы. В связи с этим содержание компьютерных логопедических игр направлено не только на формирование звукопроизношения, но и на развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, коррекцию слоговой структуры слов, расширение и уточнение словаря, развитие связной грамматически правильной речи на том же звуковом материале.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает определить пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Компьютерные логопедические игры построены таким образом, что при устранении речевых нарушений оказывают параллельное воздействие на восприятие, внимание, память, воображение, сенсорную, эмоциональную и коммуникативную сферы, познавательную деятельность ребенка, способствуют обогащению сознания детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивают речь на основе развития содержательной стороны мышления. Усвоение речевого материала происходит как путем простого воспроизведения, так и в условиях решения мыслительных задач.

Содержание компьютерных логопедических игр направлено не только на формирование знаний, умений и дальнейшее их наращивание, но и на развитие важных для становления личности ребенка качеств: целеустремленности, самостоятельности, усидчивости, умения организовывать и оценивать свою деятельность, на обогащение гуманных эмоций и настроения, на воспитание определенных морально-нравственных, волевых и эстетических качеств.

Компьютерная программа предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров в зависимости от состояния фонетической стороны речи ребенка. Имеющийся арсенал игр в компьютерной программе позволяет выбрать соответствующую уровню развития ребенка, его речевым возможностям и способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей.

Объем учебного материала, сюжетная линия компьютерных логопедических игр соответствуют особенностям развития дошкольников, их возможностям. Игры оформлены в виде занимательного сюжета, имеют элементы сюрпризности, случайности. Текстовая информация ограничена, представлена короткими строками. Ход игры осуществляется в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку. Соблюдены временные параметры: быстрота реакции программы на выполненные действия ребенка, продолжительность игры. Компьютерная программа доступна для использования, проста в управлении, что позволяет перенести акцент с освоения пользовательскими действиями на содержание игры, решение поставленных в ней задач.

От мотива как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности зависит качество речевой деятельности и в итоге мера успешности обучения. Положительная мотивация речи повышает результативность занятий. Поэтому сюжет компьютерных логопедических игр способствует созданию положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, вызывает потребность в общении, стимулирует речевую активность, способствует развитию творческих речевых умений.

Дружественность программы, тактичное обращение к ребенку при неправильном выполнении задания обеспечивают стремление ребенка добиться результата. Использование приятных ответных сигналов программы (цветовых, звуковых, графических) на совершение действий ребенка способствует созданию атмосферы эмоционального подъема, положительной мотивации к выполняемой деятельности.

Принцип диалогового построения компьютерных логопедических игр дает возможность ребенку сразу оценить результат выполнения задания по ответной реакции компьютера в виде какого-либо символа, мелодии или звука, выяснить, в чем заключаются ошибки, направиться к поиску новых способов решения задачи и стремиться к качеству воспроизведения речевого материала. Ребенок учится выявлять и осознавать причины успеха и неудач, осознавать способы своей деятельности, что содействует развитию самостоятельности мышления и осуществлению различных видов деятельности в жизни.

Компьютерные игры применяются не только на индивидуальных занятиях, но и предлагаются родителям для работы с детьми по закреплению речевых навыков в домашних условиях.

Разработанный комплекс компьютерных логопедических игр предоставляет специалистам более широкие возможности в повышении эффективности коррекционно-педагогического процесса, способствует полноценному развитию речи детей, что является важным условием их успешной социализации.

Литература

1. Кукушкина О. И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии// Дефектология. 2003. № 6. С. 67--69.

2. Куликовская Н. Э. Условия построения компьютерных логопедических игр// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 9. С. 96--103.

3. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. -- Пермь: ПКИПКРО, 2007. 60 с.

4. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86--94.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование компьютерных игр в коррекции речевых расстройств

Автор: Павлова Ирина Александровна

Дата: 05.01.2020

Номер свидетельства: 534516


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства