kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование авторской игры-пособия «Пой, читай» на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы с детьми, ознакомление  участников мастер-класса с  инновационной игрой-пособием по обучению чтению, полученой в результате творческой, экспериментальной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование авторской игры-пособия «Пой, читай» на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №141 ГОРОДА ДОНЕЦКА»






ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

АВТОРСКОЙ ИГРЫ-ПОСОБИЯ «ПОЙ, ЧИТАЙ»

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ».







Подготовила

учитель-логопед

Наумова Елена Петровна






г. Донецк, 2022г.



Цель:

трансляция опыта работы с детьми, ознакомление  участников мастер-класса с  инновационной игрой-пособием, полученой в результате творческой, экспериментальной деятельности.

Задачи:

распространение педагогического опыта;

внедрение новых технологий обучения и воспитания;

создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

повышение профессионального мастерства и квалификации участников.



Добрый день, уважаемые коллеги. Приглашаю вас на свой мастер-класс

«Использование авторской игры-пособия «Пой, читай»

на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи».


В научных исследованиях детской игры выдающийся отечественный психолог Даниил Эльконин отмечал, что «... игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».


В дошкольном возрасте закладываются знание основ грамоты через игры в звуки и буквы.


  • Знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать

добуквенный звуковой период обучения.

  • Буква - это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.

  • Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала сделать два важных открытия: обнаружить, что речь “строится” из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

  • У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух, процесс звуко-буквенного анализа и синтеза.


Альберт Эйнштейн говорил: «Правильно учит тот, кто учит интересно».


В начале своей педагогической деятельности я искала что-то новое, интересное для работы с детьми.


Так, в 1996 году я познакомилась с игрой-пособием Вячеслава Воскобовича «Складушки» и использовала её в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Проработав определённое время, набравшись опыта, я поняла, что игру нужно адаптировать, ведь изначально в этой игре нет логопедического направления. За время моей практики я адаптировала эту игру дважды.


Окончательной вариант игры пособия:

  • называется «Пой, читай»,

  • предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи легкой и средней степени тяжести,

  • помогает в устранении речевых нарушений,

  • в формировании устной речевой базы для овладения элементами письма и чтения,

что является необходимым условием полноценной интеграции детей-логопатов в среду нормально развивающихся сверстников.


В игре-пособии «Пой, читай» я:

  • адаптировала стихи-песенки,

  • подобрала движения пальцев рук, мимики,

  • разработала ряд игр для решения коррекционных задач,

  • разработала дополнительные многофункциональные карточки,

  • совместно с музыкальным руководителем скорректировала мелодии.


Данная игра хорошо вписывается в современные требования к образовательному процессу.


Предлагая ребёнку поиграть в «Пой, читай», решаются такие

коррекционно-логопедический задачи:

  • развитие речевого дыхания,

  • развитие фонематического слуха,

  • развитие силы голоса,

  • автоматизация и дифференциация звуков и т.д.;

решаются развивающие задачи:

  • развитие памяти,

  • коррекция эмоционально-волевой сферы, мимики.


И так:

  • Игра пособие состоит из набора карточек, букв и слогов, объединённых одним сюжетом – «Солнышко и облака».

  • С обратной стороны каждой карточки - смысловой стишок-песенка с описанием движений и мимики.

  • Мелодия одинакова во всех песенках.


В ИГРЕ 4 ТАПА.

Дети проходят все этапы за 5-6 месяцев.

Мы с вами, «делая монтаж» (щелчок), пройдём за 15-20 минут.

В целях экономии времени и опираясь на то, что в зале взрослая аудитория – предлагаю знакомиться не с одной карточкой, как это мы делаем детьми, а с тремя одновременно.


НА 1-ОМ ЭТАПЕ

мы с детьми:

- рассматриваем карточки,

- знакомимся со стихами,

- пропеваем стихи-песенки, я побуждаю детей помогать подпевать.


Обращение к аудитории:

Предлагаю вам послушать меня, а затем пропеть вместе со мной 1-ую изучаемую песенку - песенку Солнышка.

(пропевание куплета самостоятельно, припева – вместе с аудиторией)


Дети являлись моими помощниками в придумывании движений, мимики, … Так, их фантазию можно увидеть в следующих песенках:

- песенка Котёнка (пропевание куплета самостоятельно, припева – вместе с аудиторией);

- песенка Петушка (пропевание куплета самостоятельно, припева – вместе с аудиторией).


На 1-ом этапе дети выполняют задание «Чья песенка», то есть, прослушав песенку, ребёнок находит соответствующую, уже знакомую карточку.


Обращаю ваше внимание на то, что 1-ое пропевание звуковых или слоговых рядов сопровождается показом букв пальчиком ребёнка на карточке, при

2-ом пропевании - показ руками.


Карточка может быть в бумажном варианте и лежать на столе, либо в электронном варианте на экране.


Хочу отметить, что:

- игра-пособие является дополнением к основным занятиям по подготовке к обучению грамоте;

- термин «буква», «слог», вводится только тогда когда дети уже знакомы с этими понятиями;

- обращать внимание на мягкость и твёрдость произношения, на цвет букв также следует после предварительной работы с детьми.


МОНТАЖ! 1-ЫЙ ЭТАП ПРОЙДЕН


НА 2-ОМ ЭТАПЕ

учимся не только правильно пропевать-проговаривать песенки, но и правильно их показывать. Например, требуется найти МЫ.


Обращение к аудитории:

- Найдите МЫ, найдите МЯ.

- Как вы думаете, как можно помочь ребёнку, если он не может справиться с заданием? (ответы аудитории)

- Нужно сказать ребёнку о том, что всегда в таких случаях поможет песенка. при этом пропевать лучше медленнее.

Например: ребёнок не может найти МЫ. Поём: МА, МО, МУ, МЫ (пауза)

Вот же МЫ! Ура! Нашли! Может не с первого раза, но ребёнок остановить свой пальчик на нужном слоге. Так можно находить любые буквы и слоги.


Когда ребёнок выполнил задание - он ждёт похвалу, поощрение. Я использую приём тактильного общения - так называемое рукоплескание. Я протягиваю свою ладонь, а ребёнок эмоционально ударяет - получается громкий хлопок. Это подбадривает ребёнка, вызывает желание играть всё больше и больше.


На 2-ом этапе обращаем внимание на то, что верхний ряд поётся твёрдо, а нижний ряд поётся мягко.



Обращение к аудитории:

- Выполним задание «Назови что спрятано». Назовите, что спрятано на облаке Котёнка, на облаке Петушка (ответы, похвала рукоплесканием участников из аудитории).


МОНТАЖ! 2-ОЙ ЭТАП ПРОЙДЕН


Для дальнейшего обучения игре мне понадобится фокус-группа из 3-х человек. Фокус-группа будет работать за столом, а с остальной аудиторией поработаем на экране (выбор фокус-группы).


3-ИЙ ЭТАП

К данному этапу дети хорошо ориентируется в карточках.

3-ий этап - это важный этап. Начинается работа над:

- звко-слоговым составом слова,

- над выделением звуков, букв, слогов,

- начинается работа с многофункциональными карточками.


Многофункциональные карточки это - (описание многофункциональных карточек)


На этом этапе выполняются задания:

«Покажи заданный слог». «Назови 1-ый звук в слоге, 2-ой звук в слоге». «Исправь ошибку» (нужно поставить буквы и слоги на свои места).


Обращение к фокус-группе:

Уважаемые участники фокус-группы, предлагаю вам выполнить задание «Помоги собрать песенку» - материал под №1.

На одной из карточек вам потребуется поставить недостающий слог или букву, а на второй - нужно выложить песенку полностью.

Можно приступать к работе.

Обращение к аудитории:

Ещё один вариант данного задания - придумать слова на недостающий слог или с недостающим слогом и только после правильного ответа - получить фишку с нужным слогом.

- Давайте попробуем с вами придумать слова (выполнение задания - карточка высвечена на экране).


Обращение к фокус-группе:

- Кто справился с заданием? Задание выполнено успешно.

- Исполните, пожалуйста, припев получившихся песенок.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам самостоятельно придумать одно, а лучше несколько заданий, используя данные карточки. Задания могут быть и грамматическими, и математическими, и любыми другими.


Обращение к аудитории:

А я предложу вашему вниманию мои вариантами заданий:

«Исправь ошибку» - нужно поставить буквы на свои места, «Найди героя песенки» - из 2-3 предложенных, «Кто как кричит» - выкладывание коротких слов из букв и слогов одной карточки.

- Уважаемые коллеги, напомните мне: если у ребёнок затрудняется, как мы выходим из ситуации? (Ответы)

- Спасибо.


В данном пособии продумано всё от А до Я - это:

- и цвет букв (красный, синий, зелёный),

- и месторасположение (верхний ряд, нижний ряд),

- и материал из которого изготовлены элементы игры,

- и многофункциональность.


Обращение к фокус-группе:

- Коллеги, слушаем задания, которые вы придумали. Спасибо.

Обращение к аудитории:

- Может кто-то хотел бы предложить свой вариант задания?


МОНТАЖ! 3-ИЙ ЭТАП ПРОЙДЕН


4-ЫЙ ЭТАП

4-ый этап заключительный.

Большинство детей могут выкладывать слова. На этом этапе продолжается работа с многофункциональными карточками, только в усложненном варианте - выкладывание слов разной степени сложности в зависимости

от способностей детей,от количества выученных песенок, от намеченных целей.


Обращение к фокус-группе:

Предлагаю вам выполнить задание «Сложи название картинки» используя материал под №2.


Обращение к аудитории:

- Обратите внимание на экран.

Слова можно выкладывать несколькими способами: с помощью букв, с помощью слогов, с помощью букв и слогов.


Обращение к фокус-группе:

- Я вижу, что задание выполнено успешно.

Коллеги, какие ощущения, эмоции у вас возникли во время работы с игрой-пособием?

На ваш взгляд, какая польза в использовании липучек?

(хочу добавить ещё один полезный момент - эмоциональная разгрузка ребёнка).


Игра-пособие «Пой, читай» удобная, простая, доступная, а главное - интересна детям на протяжении всего периода обучения.


Практика показала эффективность обучения в микрогруппах (2-3 человека).

Процесс обучения ускорять нельзя. Переходить к изучению следующей карточки можно лишь после того, как хорошо изучена предыдущая. Несмотря на что, что нет цели обучить чтению, ребёнок самопроизвольно, начинает читать.

Дети с лёгкими речевыми нарушениями, без интеллектуальных нарушений в возрасте 5-6 лет могут научиться читать за 5-6 месяцев занимаясь три-четыре раза в неделю.


Данная игра может включаться в групповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте согласно перспективного плана изучаемых звуков.


На индивидуальных логопедических занятиях последовательность изучаемых карточек определяется планом индивидуальной работы с ребёнком.


В своей работе игру-пособие могут использовать: учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, воспитатели, учителя начальных классов, музыкальный руководитель.


Свой мастер-класс хочу закончить словами педагога Новатора Николая Зайцева: «Многие великие люди научились читать в раннем детстве. Теперь никто с уверенностью не может ответить: научились они читать, потому что родились «великими» или стали великими, потому что их так рано научили читать».

Спасибо за внимание!


САМОАНАЛИЗ МАСТЕР-КЛАССА,

Мастер-класс был проведен с педагогами МБДОУ, без участия детей.

Взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось настроить участников МК на работу, установить необходимый контакт. МК проходил в организованной и доброжелательной обстановке.

Для более детального ознакомления с игрой-пособием было выбрано две фокус-группы, которые работали с раздаточным материалом, остальные участники принимали активное участие в работе с демонстрационным материалом.

Все педагоги с удовольствием проявляли свои творческие способности и воображение, выполняя предложенные задания.

Участники МК активно включились в практическую часть, проявили фантазию, самостоятельность и инициативу в придумывании своих заданий к демонстрируемой игре, они видели конкретную цель и её реализацию.

Затруднений при выполнении работы не возникло.

Во время итогового опроса, все участники единогласно согласились с тем, что опыт работы, полученный на МК, может быть применён в педагогической практике как учителя-логопеда, так и воспитателя любой возрастной группы, так и музыкального руководителя.

В завершении мною была дана положительная оценка работы слушателей, высказана благодарность за активное, интересное и продуктивное сотрудничество. 

ВЫВОД. Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, побывать в роли детей, понять как интересно и ненавязчиво можно подготавливать воспитанников к овладению элементами письма и чтения. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Педагоги проявили активное участие, справились со всеми заданиями на отлично. Демонстрация педагогического опыта в таком формате понравилась всем участникам мастер-класса.

Я довольна результатом проведённой работы.


Приложение 1














Приложение 2


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Наумова Елена Петровна

Дата: 27.03.2022

Номер свидетельства: 603471

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства