Использование авторской игры-пособия «Пой, читай» на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Использование авторской игры-пособия «Пой, читай» на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Опыт работы с детьми, ознакомление участников мастер-класса с инновационной игрой-пособием по обучению чтению, полученой в результате творческой, экспериментальной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование авторской игры-пособия «Пой, читай» на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №141 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
АВТОРСКОЙ ИГРЫ-ПОСОБИЯ «ПОЙ, ЧИТАЙ»
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ».
Подготовила
учитель-логопед
Наумова Елена Петровна
г. Донецк, 2022г.
Цель:
трансляция опыта работы с детьми, ознакомление участников мастер-класса с инновационной игрой-пособием, полученой в результате творческой, экспериментальной деятельности.
Задачи:
распространение педагогического опыта;
внедрение новых технологий обучения и воспитания;
создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
повышение профессионального мастерства и квалификации участников.
Добрый день, уважаемые коллеги. Приглашаю вас на свой мастер-класс
на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи».
В научных исследованиях детской игры выдающийся отечественный психолог Даниил Эльконин отмечал, что «... игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».
В дошкольном возрасте закладываются знание основ грамоты через игры в звуки и буквы.
Знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать
добуквенный звуковой период обучения.
Буква - это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком.
Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала сделать два важных открытия: обнаружить, что речь “строится” из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух, процесс звуко-буквенного анализа и синтеза.
Альберт Эйнштейн говорил: «Правильно учит тот, кто учит интересно».
В начале своей педагогической деятельности я искала что-то новое, интересное для работы с детьми.
Так, в 1996 году я познакомилась с игрой-пособием Вячеслава Воскобовича «Складушки» и использовала её в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Проработав определённое время, набравшись опыта, я поняла, что игру нужно адаптировать, ведь изначально в этой игре нет логопедического направления. За время моей практики я адаптировала эту игру дважды.
Окончательной вариант игры пособия:
называется «Пой, читай»,
предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи легкой и средней степени тяжести,
помогает в устранении речевых нарушений,
в формировании устной речевой базы для овладения элементами письма и чтения,
что является необходимым условием полноценной интеграции детей-логопатов в среду нормально развивающихся сверстников.
В игре-пособии «Пой,читай» я:
адаптировала стихи-песенки,
подобрала движения пальцев рук, мимики,
разработала ряд игр для решения коррекционных задач,
разработала дополнительные многофункциональные карточки,
совместно с музыкальным руководителем скорректировала мелодии.
Данная игра хорошо вписывается в современные требования к образовательному процессу.
Предлагая ребёнку поиграть в «Пой, читай», решаются такие
коррекционно-логопедический задачи:
развитие речевого дыхания,
развитие фонематического слуха,
развитие силы голоса,
автоматизация и дифференциация звуков и т.д.;
решаются развивающие задачи:
развитие памяти,
коррекция эмоционально-волевой сферы, мимики.
И так:
Игра пособие состоит из набора карточек, букв и слогов, объединённых одним сюжетом – «Солнышко и облака».
С обратной стороны каждой карточки - смысловой стишок-песенка с описанием движений и мимики.
Мелодия одинакова во всех песенках.
В ИГРЕ 4 ТАПА.
Дети проходят все этапы за 5-6 месяцев.
Мы с вами, «делая монтаж» (щелчок), пройдём за 15-20 минут.
В целях экономии времени и опираясь на то, что в зале взрослая аудитория – предлагаю знакомиться не с одной карточкой, как это мы делаем детьми, а с тремя одновременно.
НА 1-ОМ ЭТАПЕ
мы с детьми:
- рассматриваем карточки,
- знакомимся со стихами,
- пропеваем стихи-песенки, я побуждаю детей помогать подпевать.
Обращение к аудитории:
Предлагаю вам послушать меня, а затем пропеть вместе со мной 1-ую изучаемую песенку - песенкуСолнышка.
(пропевание куплета самостоятельно, припева – вместе с аудиторией)
Дети являлись моими помощниками в придумывании движений, мимики, … Так, их фантазию можно увидеть в следующих песенках:
- песенка Котёнка(пропевание куплета самостоятельно, припева – вместе с аудиторией);
- песенка Петушка(пропевание куплета самостоятельно, припева – вместе с аудиторией).
На 1-ом этапе дети выполняют задание «Чья песенка», то есть, прослушав песенку, ребёнок находит соответствующую, уже знакомую карточку.
Обращаю ваше внимание на то, что 1-ое пропевание звуковых или слоговых рядов сопровождается показом букв пальчиком ребёнка на карточке, при
2-ом пропевании - показ руками.
Карточка может быть в бумажном варианте и лежать на столе, либо в электронном варианте на экране.
Хочу отметить, что:
- игра-пособие является дополнением к основным занятиям по подготовке к обучению грамоте;
- термин «буква», «слог», вводится только тогда когда дети уже знакомы с этими понятиями;
- обращать внимание на мягкость и твёрдость произношения, на цвет букв также следует после предварительной работы с детьми.
МОНТАЖ! 1-ЫЙ ЭТАП ПРОЙДЕН
НА 2-ОМ ЭТАПЕ
учимся не только правильно пропевать-проговаривать песенки, но и правильно их показывать. Например, требуется найти МЫ.
Обращение к аудитории:
- Найдите МЫ, найдите МЯ.
- Как вы думаете, как можно помочь ребёнку, если он не может справиться с заданием? (ответы аудитории)
- Нужно сказать ребёнку о том, что всегда в таких случаях поможет песенка. при этом пропевать лучше медленнее.
Например: ребёнок не может найти МЫ. Поём: МА, МО, МУ, МЫ (пауза)
Вот же МЫ! Ура! Нашли! Может не с первого раза, но ребёнок остановить свой пальчик на нужном слоге. Так можно находить любые буквы и слоги.
Когда ребёнок выполнил задание - он ждёт похвалу, поощрение. Я использую приём тактильного общения - так называемое рукоплескание. Я протягиваю свою ладонь, а ребёнок эмоционально ударяет - получается громкий хлопок. Это подбадривает ребёнка, вызывает желание играть всё больше и больше.
На 2-ом этапе обращаем внимание на то, что верхний ряд поётся твёрдо, а нижний ряд поётся мягко.
Обращение к аудитории:
- Выполним задание «Назови что спрятано». Назовите, что спрятано на облаке Котёнка, на облаке Петушка (ответы, похвала рукоплесканием участников из аудитории).
МОНТАЖ!2-ОЙ ЭТАП ПРОЙДЕН
Для дальнейшего обучения игре мне понадобится фокус-группа из 3-х человек. Фокус-группа будет работать за столом, а с остальной аудиторией поработаем на экране (выбор фокус-группы).
3-ИЙ ЭТАП
К данному этапу дети хорошо ориентируется в карточках.
3-ий этап - это важный этап. Начинается работа над:
- звко-слоговым составом слова,
- над выделением звуков, букв, слогов,
- начинается работа с многофункциональными карточками.
Многофункциональные карточки это - (описание многофункциональных карточек)
На этом этапе выполняются задания:
«Покажи заданный слог». «Назови 1-ый звук в слоге, 2-ой звук в слоге». «Исправь ошибку» (нужно поставить буквы и слоги на свои места).
Обращение к фокус-группе:
Уважаемые участники фокус-группы, предлагаю вам выполнить задание «Помоги собрать песенку» - материал под №1.
На одной из карточек вам потребуется поставить недостающий слог или букву, а на второй - нужно выложить песенку полностью.
Можно приступать к работе.
Обращение к аудитории:
Ещё один вариант данного задания - придумать слова на недостающий слог или с недостающим слогом и только после правильного ответа - получить фишку с нужным слогом.
- Давайте попробуем с вами придумать слова (выполнение задания - карточка высвечена на экране).
Обращение к фокус-группе:
- Кто справился с заданием? Задание выполнено успешно.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам самостоятельно придумать одно, а лучше несколько заданий, используя данные карточки. Задания могут быть и грамматическими, и математическими, и любыми другими.
Обращение к аудитории:
А я предложу вашему вниманию мои вариантами заданий:
«Исправь ошибку» - нужно поставить буквы на свои места, «Найди героя песенки» - из 2-3 предложенных, «Кто как кричит» - выкладывание коротких слов из букв и слогов одной карточки.
- Уважаемые коллеги, напомните мне: если у ребёнок затрудняется, как мы выходим из ситуации? (Ответы)
- Спасибо.
В данном пособии продумано всё от А до Я - это:
- и цвет букв (красный, синий, зелёный),
- и месторасположение (верхний ряд, нижний ряд),
- и материал из которого изготовлены элементы игры,
- и многофункциональность.
Обращение к фокус-группе:
- Коллеги, слушаем задания, которые вы придумали. Спасибо.
Обращение к аудитории:
- Может кто-то хотел бы предложить свой вариант задания?
МОНТАЖ!3-ИЙ ЭТАП ПРОЙДЕН
4-ЫЙ ЭТАП
4-ый этап заключительный.
Большинство детей могут выкладывать слова. На этом этапе продолжается работа с многофункциональными карточками, только в усложненном варианте - выкладывание слов разной степени сложности в зависимости
от способностей детей,от количества выученных песенок, от намеченных целей.
Обращение к фокус-группе:
Предлагаю вам выполнить задание «Сложи название картинки» используя материал под №2.
Обращение к аудитории:
- Обратите внимание на экран.
Слова можно выкладывать несколькими способами: с помощью букв, с помощью слогов, с помощью букв и слогов.
Обращение к фокус-группе:
- Я вижу, что задание выполнено успешно.
Коллеги, какие ощущения, эмоции у вас возникли во время работы с игрой-пособием?
На ваш взгляд, какая польза в использовании липучек?
(хочу добавить ещё один полезный момент - эмоциональная разгрузка ребёнка).
Игра-пособие «Пой, читай» удобная, простая, доступная, а главное - интересна детям на протяжении всего периода обучения.
Практика показала эффективность обучения в микрогруппах (2-3 человека).
Процесс обучения ускорять нельзя. Переходить к изучению следующей карточки можно лишь после того, как хорошо изучена предыдущая. Несмотря на что, что нет цели обучить чтению, ребёнок самопроизвольно, начинает читать.
Дети с лёгкими речевыми нарушениями, без интеллектуальных нарушений в возрасте 5-6 лет могут научиться читать за 5-6 месяцев занимаясь три-четыре раза в неделю.
Данная игра может включаться в групповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте согласно перспективного плана изучаемых звуков.
На индивидуальных логопедических занятиях последовательность изучаемых карточек определяется планом индивидуальной работы с ребёнком.
В своей работе игру-пособие могут использовать: учителя-логопеды, педагоги-дефектологи, воспитатели, учителя начальных классов, музыкальный руководитель.
Свой мастер-класс хочу закончить словами педагога Новатора Николая Зайцева: «Многие великие люди научились читать в раннем детстве. Теперь никто с уверенностью не может ответить: научились они читать, потому что родились «великими» или стали великими, потому что их так рано научили читать».
Спасибо за внимание!
САМОАНАЛИЗ МАСТЕР-КЛАССА,
Мастер-класс был проведен с педагогами МБДОУ, без участия детей.
Взаимоотношения со слушателями носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось настроить участников МК на работу, установить необходимый контакт. МК проходил в организованной и доброжелательной обстановке.
Для более детального ознакомления с игрой-пособием было выбрано две фокус-группы, которые работали с раздаточным материалом, остальные участники принимали активное участие в работе с демонстрационным материалом.
Все педагоги с удовольствием проявляли свои творческие способности и воображение, выполняя предложенные задания.
Участники МК активно включились в практическую часть, проявили фантазию, самостоятельность и инициативу в придумывании своих заданий к демонстрируемой игре, они видели конкретную цель и её реализацию.
Затруднений при выполнении работы не возникло.
Во время итогового опроса, все участники единогласно согласились с тем, что опыт работы, полученный на МК, может быть применён в педагогической практике как учителя-логопеда, так и воспитателя любой возрастной группы, так и музыкального руководителя.
В завершении мною была дана положительная оценка работы слушателей, высказана благодарность за активное, интересное и продуктивное сотрудничество.
ВЫВОД. Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, побывать в роли детей, понять как интересно и ненавязчиво можно подготавливать воспитанников к овладению элементами письма и чтения. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Педагоги проявили активное участие, справились со всеми заданиями на отлично. Демонстрация педагогического опыта в таком формате понравилась всем участникам мастер-класса.