Использование ассистивных технологий на занятиях учителя-логопеда с детьми с системными нарушениями речи в условиях дистанционного обучения
Использование ассистивных технологий на занятиях учителя-логопеда с детьми с системными нарушениями речи в условиях дистанционного обучения
В условиях перехода на дистанционные формы обучения ключевой является задача сохранения ребенку с задержкой психического развития (ЗПР) коррекционно-развивающей помощи и обеспечения условий для проведения курсов коррекционно-развивающей области и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным специалистами школьного ППк.
Для реализации курса коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», при формировании метаязыковых компетенций (чтения и письма), обеспечивающих усвоение учебных дисциплин, а также для помощи ребенку с ЗПР со стороны родителей (особенно при выполнении домашних заданий) может быть рекомендовано использование ассистивных технологий. К ассистивным технологиям (от англ. assistive technologies) относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема, переработки и усвоения информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ассистивных технологий на занятиях учителя-логопеда с детьми с системными нарушениями речи в условиях дистанционного обучения»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В условиях перехода на дистанционные формы обучения ключевой является задача сохранения ребенку с задержкой психического развития (ЗПР) коррекционно-развивающей помощи и обеспечения условий для проведения курсов коррекционно-развивающей области и индивидуальных коррекционных занятий в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным специалистами школьного ППк.
Для реализации курса коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», при формировании метаязыковых компетенций (чтения и письма), обеспечивающих усвоение учебных дисциплин, а также для помощи ребенку с ЗПР со стороны родителей (особенно при выполнении домашних заданий) может быть рекомендовано использование ассистивных технологий. К ассистивным технологиям (от англ. assistive technologies) относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема, переработки и усвоения информации.
Рассмотрим в качестве примера доступные ассистивные технологии, которые разработаны компанией Microsoft и могут быть использованы для решения задач обучения детей с ЗПР, коррекции нарушений чтения и письма (в школе, при дистанционном или домашнем обучении). Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения 2 Варианты использования символов на примере лексических тем: «Животные», «Транспорт», «Дом», «Спорт». Приведенные символы имеются в операционной системе Windows. С ее помощью можно найти символы, которых нет на клавиатуре, скопировать их в память компьютера и затем вставить в какое-либо приложение.
Вариант 1. Символы используются для изменения способа выполнения заданий (замена чтения слов и письменных работ карточкой с символами/картинками и устными ответами). Задание «Прочитай и выпиши лишнее слово» индивидуализируется: «Посмотри и назови, что лишнее?» (например, если ребенок не может правильно прочитать слова, допускает множественные ошибки письма). Использование символов по лексическим темам Упражнение «Четвертый лишний» Что лишнее? Самолет, вертолет, машина, ракета. (индивидуализация задания для обучающегося с нарушением чтения) Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения 3.
Вариант 2. Символы используются для изменения способа выполнения заданий (замена отдельных слов символами). Задание индивидуализируется для обучающегося с ЗПР, нарушениями/трудностями чтения и письма. В зависимости от возможностей ребенка, он может прочитать предложение или только назвать словасимволы). Такое задание поможет заинтересовать ребенка, уменьшить объем письменной работы и вовлечь в процесс совместного осознанного чтения (например, работа в паре – один ребенок читает, а другой называет словасимволы). Использование иммерсивного средства чтения Использование иммерсивного средства чтения позволяет легко разделить слова на слоги, что особенно важно на этапе формирования плавного послогового чтения у детей. В работе используется построчное прочтение текста вместе с экранным диктором, при необходимости делаются паузы. Данная технология позволяет повысить концентрацию зрительного и слухового внимания детей с ЗПР, улучшить распознавание, произнесение и понимание текста/информации. Прослушав текст, дети анализируют информацию и отвечают на вопросы. Задание индивидуализируется под особенности и возможности ребенка: существует возможность - замедлить темп; - изменить тембр голоса, выбрать мужской или женский голос; - выделить строки так, чтобы отображались одна, три или пять строк одновременно.
Иммерсивное средство чтения
• Улучшает понимание и повышает концентрацию внимания (Текст для чтения) Вещи На парте у Вовы лежат вещи: груша, кегля, пушка, палка, ластик, шапка, вилка, гайка, книга, винтик, мячик и ручка. Почему Вове тесно? Работа с предложением и текстом. Ярко светило . В на поляне летали и . Сначала их не заметил. смирно сидела на . А большая спряталась в . Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения 4 Функция «Интеллектуальный поиск» Важным условием формирования осознанного чтения у детей с ЗПР является доступность и понятность прочитанного материала. Функция «Интеллектуальный поиск» позволяет быстро найти определение к малознакомому или непонятному для ребенка слову, познакомиться с его изображением, используя интернет. В данном примере в качестве объекта выделили слово «гайка» и просмотрели информацию о нем в единой поисковой системе – быстро, удобно и без распечатывания картинок. Изменение шрифта Рукописный шрифт активно применяется и на этапе диагностики навыков письма, и в процессе коррекционноразвивающих занятий учителялогопеда. Компьютерные технологии позволяют легко перевести формат печатного материала (буквы, слоги, слова и предложения) в письменный/рукописный, используя специальный шрифт. Дети с ЗПР учатся сравнивать и запоминать печатные и рукописные буквы, определять их по визуальному сходству, выполнять письменные задания и их самопроверку, развивая навыки письма и чтения. Изменение шрифта Перевод печатного текста в письменный Щенок. У Жучки родились щенки. Маша и Петя взяли одного. Щенок громко скулил. Дети накормили щенка.
Интеллектуальный поиск •
Позволяет быстро найти определение, привести наглядные примеры и лучше познакомиться с объектом или явлением груша, кегля, пушка, палка, ластик, шапка, вилка, гайка, книга, винтик, мячик и ручка Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения 5 Дополнительные функциональные возможности Приложение OneNote предоставляет очень широкий диапазон для работы с текстом. Например, выделение цветом и различение слов по частям речи помогает младшим школьникам, испытывающим речевые трудности, успешно справиться с данным письменным заданием и выполнить самопроверку. При необходимости можно разделить слова на слоги, запустить иммерсивное чтение и воспользоваться словарем в картинках. Недоразвитие лексической стороны речи у детей влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом овладевают лексическим значением слова, затрудняются в подборе родственных слов, что часто приводит к ошибкам в подборе проверочных слов на письме. Данное приложение приобретает особую значимость, когда дети работают самостоятельно с текстом или материалами. Оно позволяет с легкостью найти слово/термин по его началу или найти группу родственных слов. Для этого нужно лишь воспользоваться навигацией, как показано в примере. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития при переходе образовательных организаций на дистанционные формы обучения 6 При работе с синонимами и антонимами часто приходится обращаться к справочным материалам, использовать различные словари. У детей с трудностями чтения на это уходит много сил и времени. Тезаурус значительно упрощает словарную работу. Он помогает различать близкие по смыслу слова, подбирать к выделенным словам синонимы и заменять в тексте то или другое слово подходящим синонимом.
Дети с ЗПР часто заменяют буквы, пропускают и переставляют буквы и слоги, а также соединяют слова и не выделяют границы предложения. Выполнение письменных заданий для них вызывает особые трудности, а в отдельных случаях дети боятся и демонстрируют свое нежелание заниматься письмом, хотя устная речь у них уже развита довольно хорошо.
Таким детям для выполнения письменных работ необходима помощь в школе и дома. Использование субтитров в презентациях позволяет перевести речь ребенка в текстовый формат. С этой функцией дети могут успешно выполнить письменные задания (например, составить предложение с опорой на картинки и схемы) и даже оформить творческую работу (например сочинение). Эффект применения современных технологий для обучающихся с ЗПР во многом зависит от профессиональной компетенции учителей-дефектологов и педагогов, включенности и заинтересованности родителей обучающихся, их умения использовать новые формы и средства деятельности, включая ИКТ, в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, создавая необходимую мотивацию и психологический комфорт, повышая уверенность и самооценку у детей, стремление к обучению, дальнейшему развитию и