Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда:
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда:
Здоровьесберегающие технологии пренадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых для максимально возможных успехов в преодолениии речевых трудностей младшего школьника
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда:»
Е.В. Тутушева, учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №83» (г. Бийск)
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда:
Здоровье – это главное жизненное благо.
Только здоровый человек может быть свободным,
радостным, счастливым.
Дефекты речи являются распространенным нарушением здоровья дошкольников, что и в той или иной степени влияет на различные стороны жизни ребенка, отражается на его деятельности, поведении, на физиологических функциях детского организма. С другой стороны, у детей с дефектами речи диагностируются отклонения в физическом развитии, преимущественно за счет дефицита массы и длины тела, а также задержка моторного развития. Среди дошкольников с речевыми нарушениями преобладают часто болеющие дети. Патологии обнаруживаются, в основном, со стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Большинство детей с речевыми нарушениями имеет неблагоприятное течение адаптационного периода и нуждается в проведении специальных реабилитационных мероприятий (Гончарова О. В., 1992).
В дошкольный период осуществляется интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей младшего школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
На занятиях использую здоровьесберегающие технологии, среди которых:
• Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.
• Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, релаксационные упражнения, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.
Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму.
Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, необходимо использовать взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Применение сопряженной гимнастики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность.
Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания провожу физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель проведения физминутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
Виды физкультминуток:
1. Оздоровительно - гигиенические физкультминутки: их можно выполнять как стоя, так и сидя; расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
2. Физкультурно-спортивные физкультминутки: это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
3. Подражательные физкультминутки: зависят от фантазии и творчества. Можно имитировать движения и звуки машин, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
4. Двигательно-речевые физкультминутки: дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Включение физминуток и пальчиковых игр в структуру логопедических занятий - необходимый компонент здоровьесберегающих технологий. Использование двигательных упражнений позволяет решить несколько задач:
· Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
• занятия проводятся утром;
• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; формируется правильное, осмысленное чтение, снимается эмоциональное напряжение и тревожность
Список литературы:
Каминская Л.И., Никифорова Т.В. Помощник учителя-логопеда центра социально-психологической и педагогической помощи. Методическое пособие - М: Полиграф сервис, 1999. - 172 с.
Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 128 с.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 - 9 лет. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 2000. – 215 с.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.: Корона, 2004. – 78 с.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. - М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2006. – 96 с.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М: Просвещение, 1989. – 223 с.