kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии речедвигательной ритмики в коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речедвигательная ритмика это движения, а дети любят двигаться. Ребёнку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии речедвигательной ритмики в коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»

Использование технологии речедвигательной ритмики в коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита моторная сфера, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.

Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Мышечные импульсы, составляют компонент ощущения, которое существенно усиливается действием. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений). Эта концепция дает возможность по-иному подойти к оценке двигательных проявлений у дошкольников, страдающих нарушениями речи.

Исследованиями Выготского Л.С., М.Е. Хватцева, Дворкиной П.С, Горской, И.Ю., М.В. Фомичевой показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики.

В настоящее время в современной логопедии существуют многочисленные эффективные методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, однако, многие исследователи Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. отмечают, что у большинства воспитанников остаются некоторые проблемы как в речевом, так и в психологическом плане. У детей не только не исправляются речевые нарушения, но и наблюдаются отставание в развитии психомоторики и эмоционально-волевой сфере. Несмотря на многочисленные эффективные методы коррекции речевого недоразвития, проблема преодоления общего недоразвития речи требует поиска новых методов, технологий преодоления дефектов развития. Именно этим объясняется необходимость исследования технологии речедвигательной ритмики в коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие в отличие от фонетической и логопедической ритмики, а включается в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение обучающих и развивающих занятий с использованием технологии речедвигательной ритмики существенно повышает мотивацию детей к занятиям. Использование речедвигательных упражнений на занятиях оказывает оздоровительный эффект, т.к. они направлены на становление правильного диафрагмально-рёберного типа дыхания, способствуют формированию двигательно-кинестетической основы в составе двигательного акта. Широкий спектр применения данной технологии в разнообразных видах коррекционной работы способствует коррекции звукопроизношения, формированию навыков звукового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя и развития связной речи.

Нами было организовано и проведено исследование, направленное на выявление состояния речевых и моторных функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Изучение специальной литературы по проблеме формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи с использованием упражнений речедвигательной ритмики, анализ результатов проведенного констатирующего этапа экспериментального исследования позволили сделать следующее заключение.

У детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями обнаруживаются недостатки звукопроизносительной стороны речи и двигательной системы. Особенностью звукопроизношения этих детей являются озвончение звуков, их замена и искажение. Фонематическое недоразвитие у них проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся наиболее тонкими акустико-артикуляционными признаками, а иногда захватывает и более широкий звуковой фон. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.

У 70% детей были выявлены нерезко выраженные двигательные нарушения, характеризующиеся изменениями мышечного тонуса, нарушением равновесия, координации движений, недостаточностью мелкой моторики рук, несформированностью орального праксиса. Кроме того, психолого-педагогическое обследование детей экспериментальной группы выявляет у многих характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и пониженной умственной и физической работоспособностью.

Исходя из результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, можно обозначить следующие направления коррекционной работы, это формирование правильного произношения и повышение уровня моторного развития детей. Для решения этих задач мы предполагаем, использовать комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей средствами речедвигательной ритмики.

Речедвигательная ритмика это движения, а дети любят двигаться. Ребёнку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью речедвигательной ритмики удаётся быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

Элементы речедвигательной ритмики можно вводить на занятиях по коррекции звукопроизношения начиная с этапа вызывания звука в речи и заканчивая дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков. Кроме того, речедвигательные упражнения могут быть использованы в структуре других видов занятий в организационных моментах, в динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов. В этих случаях речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия. При этом подбор упражнений осуществляется в строгом соответствии с темой и целями занятия, с учётом индивидуальных особенностей детей.

 Результаты проведенного нами исследования позволили сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, имеются специфические особенности развитии произвольной моторики (артикуляционной, мелкой и общей). Это проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических упражнений и операций, как по показу, так и по словесной инструкции. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, выражено при выполнении детьми специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.

Для коррекции выявленных нарушений на наш взгляд эффективно использование речедвигательных упражнений, способствующих не только развитию моторики, но и коррекции звукопроизношения, развития просодических компонентов речи, улучшения её мелодико-интонационных характеристик.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Мотина Марина Николаевна

Дата: 20.09.2017

Номер свидетельства: 428987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства