kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР»

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:

- недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости), а пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;

- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез,

классификация. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.

- ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;

- низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;

- низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;

- слабое понимание переносного смысла пословиц и поговорок;

- часто невозможность мотивации своего способа действия (например, при выборе картинки в игре «4 лишний»);

- слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности и как следствие:

- неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации),

- отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).

Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в дальнейшей учебе неизбежно. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов.

В своей работе постоянно использую различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:

  • Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы)?

  • Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).

  • «Глухой телефон»

  • «Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)

  • «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)

Развитие зрительной памяти:

  • Д/и «Посмотри, запомни и назови»

  • Д/и «Чего (кого) не стало?

  • Д/И «Что прибавилось, появилось?»

  • Д/И «Запомни что где находится – разложи картинки так же, найди пары среди перевёрнутых картинок и пр.»


Развитие слуховой памяти:

  • Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).

  • Повтори слова в обратном порядке.

  • Послушай слова и скажи какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось?) Какое слово новое появилось?

  • «Пароль» (повторить пары слов, три, четыре слова).

  • «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).

  • «Повтори цепочки слогов» (звуковую цепочку).

  • Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке…).

Развитие логической памяти и мышления:

  • Воспроизведение слов-названий картинок по слову-подсказке, связанному по смыслу.

  • Подбор пары к картинке по смыслу.(с ориентировкой на лексическую тему недели).

  • Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).

  • Работа по словесной инструкции (логические задачки типа Маша бежит от медведя, кто вереди?, кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?)

  • Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).

  • Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки…).

  • Д/и «Отгадай предмет по частям» (полка, стенки, дверцы, ручки, дно, ножки – шкаф).


Развитие внимания и зрительного восприятия:

  • Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»

  • Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).

  • Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т.д. с ориентировкой на зрительные образы).

  • Игра «Повторяй все упражнения за мной, но руки вверх не поднимай» (как пример).

  • Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия– буквы разного шрифта, предметные изображения букв).

  • Д/и «Что перепутал художник?»


Развитие пространственного восприятия

  • Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?

  • Повернись так, чтобы картинка, изображающая берёзу, оказалась сзади тебя. Где я нахожусь – справа или слева от тебя?

  • Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).

  • Откуда показался самолёт (слева, справа)?

  • «Куда пойдёшь- что найдёшь. Направо пойду - … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).

  • «Магический квадрат» и «Цветные квадратики» - выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.

  • Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).





Систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.



Методические рекомендации





Подготовила: Маслова В.В.

учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-д/с № 3»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маслова Валентина Васильевна

Дата: 11.10.2017

Номер свидетельства: 431945


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства