ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДДЕРЖКЕ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДДЕРЖКЕ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Значительно повысить эффективность коррекционной работы позволит осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс.Мы считаем, что в современных условиях более тесной и плодотворной взаимосвязи педагога и родителей способствует создание личного логопедического сайта. Логопед создаёт личный сайт, учитывая особенности своих воспитанников и их родителей, цели и задачи, поставленные на определённый временной отрезок.Результатами работы по внедрению логопедического сайта в образовательный процесс можно считать увеличение числа родителей, осознанно участвующих в воспитательно-образовательном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДДЕРЖКЕ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
В поддержке родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
Уфимцева М.А., учитель-логопед МБДОУ№548
В последние годы в системе образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы воспитания и обучения детей. Одним из важных условий обновления является использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога. ФГОС НОО считается стандартом информатизации и предусматривает повсеместное внедрение ИКТ в процесс обучения
Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Значительно повысить эффективность коррекционной работы позволит осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс. Если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений, то создание единого пространства речевого развития ребенка будет невозможным. И потому, важным условием для эффективной педагогической деятельности учителя-логопеда, будет решение одной из наиболее сложных проблем – устранения различий в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.
Практический опыт работы в ДОУ показывает, что родителей дошкольников условно можно разделить на две категории:
родители, которые отстраняются от помощи детям в работе по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. У этих родителей отсутствует программа воспитания, в основном оно стихийно, их педагогические знания отрывочны, нет четких представлений о возрастных, речевых и психических особенностях и потребностях ребенка, они не умеют анализировать свои методы воспитания.
родители, живо интересующиеся вопросами воспитания и обучения детей, желающие повысить свою родительскую компетентность, используя информационную среду Интернета. Будучи включенными в интернет-сообщество посредством форумов, социальных сетей, папы и мамы ищут там ответы на волнующие их вопросы воспитания и развития детей.
Конечно, интерес второй категории родителей к получению знаний в вопросах воспитания и обучения детей радует любого педагога. Но, данные родители могут дезориентироваться и получить неверные или неточные сведения о речевом развитии ребёнка, или расценить их недостаточно верно, в силу своей недостаточной компетенции в вопросах логопедии.
Мы считаем, что в современных условиях более тесной и плодотворной взаимосвязи педагога и родителей способствует создание личного логопедического сайта. Логопед создаёт личный сайт, учитывая особенности своих воспитанников и их родителей, цели и задачи, поставленные на определённый временной отрезок. С информацией, выставленной на сайте, могут ознакомиться даже те родители, которые очень редко посещают ДОУ по причине своей занятости.
Преимуществами использования сайта являются: информационная емкость, доступность, многофункциональность, эмоциональная привлекательность.
При создании сайта мы опирались на следующие принципы:
Принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному участию в целенаправленной коррекционной деятельности по преодолению нарушений речевого развития;
Принцип активности и сознательности – участие учителя-логопеда и родителей в поиске новых, эффективных методов коррекционной работы.
Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата, независимо от возраста и уровня развития детей.
Логопедический сайт включает три основных блока:
I. Консультативный
- оказание консультативной и практической помощи родителям (законным представителям) по логопедии, обучению и развитию ребенка с речевыми нарушениями.
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
II. Методический,где широко представлена профессиональная логопедическая помощь родителям в виде всевозможных речевых игр, упражнений, развлечений, методик, авторских пособий, перечень мультфильмов, используемых при прохождении лексических тем.
Представленная библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, который включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут дома, просмотрев представленный материал, использовать их для занятий с детьми.
III. Информационный,где родители смогут найти ответы на вопросы, повысив свою компетентность в вопросах педагогики, в частности логопедии. Родители, вооруженные знаниями, знают и понимают причины речевых нарушений своего ребенка, значит, это уже половина пути к четкой, грамотной, красивой речи ребенка.
Критерии оценки эффективности работы логопедического сайта:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекционного образования;
Количество общих посещений родителями сайта;
Анализ рейтинга материалов, выставляемых на сайте.
Результатами работы по внедрению логопедического сайта в образовательный процесс можно считать увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно-образовательном процессе на 90%. (в сравнении с 2013 – 2014 учебным годом); увеличение общего числа детей с высоким уровнем развития на 50% .
Отмечен высокий рейтинг активности посещения сайта родителями в течение года. Также было отмечено, что наибольший интерес у родителей вызывают такие материалы, выставленные на сайте, как «Домашние задания», «Нормы речевого развития», «Артикуляционная гимнастика».
Таким образом, внедрение информационно коммуникационных технологий на дошкольной ступени образования позволят объединить усилия взрослых в вопросе воспитания и обучения детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Родители понимают, что вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс, и заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет логопед, а потому, что это необходимо для всестороннего развития их собственного ребёнка. Использование ЭОР в коррекционной работе повышает родительскую активность, что значительно повышает эффективность коррекционной работы.
Литература:
Антонова Е.А. Блог в работе учителя – логопеда: Электронный ресурс.
Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. // Логопед - 2008.- №5
Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Логопед. 2009. №7.