«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ». »
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ».
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской
Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Должны учитываться индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширяются знания по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ, с нарушением слухового восприятия, проводиться диагностика, ставятся образовательные задачи, обновляются документы личных дел, планируется работа с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, презентации). В начале сентября проводиться анкетирование детей, с целью выявления динамики развития учащихся, планируется тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников, что помогает мне при составлении плана учебно- воспитательной работы.
Для эффективного использования времени на занятиях используются разнообразные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников.
Учебно- воспитательный процесс строится с учётом использования компьютерных технологий как способа представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений слухового восприятия, устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания. С этой целью создается информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.
Для повышения эффективности уровня обучения и воспитанности используются нестандартные формы обучения. При проведении таких занятий применяются ИКТ. В результате соединения образовательной, воспитательной и игровой деятельности учащиеся учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет).
Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Внедрение в практику проверки домашних или тестовых работ самими учениками друг у друга повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей.
Для оптимизации учебно-воспитательного процесса необходимо проводить психолого-педагогическую диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива.
В работе по решение учебно-воспитательных и коррекционных задач с помощью различных инновационных технологий, встраивается в систему общей коррекционно-воспитательной работы школы-интерната в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями каждого воспитанника.
Таким образом, инновационные технологии существенно помогают несомненно в учебно- воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.
Применение на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.