kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование активных игровых форм в работе учителя-логопеда по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

На логопедических занятиях рекомендуется соединять логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает у детей  нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, использование таких активных форм игры способствует развитию двигательной сферы и самостоятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование активных игровых форм в работе учителя-логопеда по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста »















Выступление:

«Использование активных игровых форм в работе учителя-логопеда по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста »


Подготовила:

учитель-логопед

Мартиросян Е.М.












В современной методической литературе по логопедии можно найти огромное количество дидактических игр, которые рекомендуется использовать в целях коррекции дефектов речи у детей. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения. Но даже с применением дидактической игры учителю-логопеду не всегда удается добиться активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. Причина в том, что большинство воспитанников соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность психических процессов, эмоциональная неустойчивость.

На логопедических занятиях рекомендуется соединять логопедические задания и дидактические игры с движением, что снимает у детей нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Кроме того, использование таких активных форм игры способствует развитию двигательной сферы и самостоятельности. Предложенные мною игры способствуют развитию фонематического и звукового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. При формировании у детей фонематического восприятия, за форму проведения может браться общеизвестная игра, но при этом ставится новая задача по коррекции речи. В результате чего появляется модифицированная общественная игра, которая позволяет сохранять интерес ребенка к занятиям, несмотря на то, что используются всё те же характерные для коррекционной работы логопеда предметные картинки и цветовая символика. Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение. Каждая игра имеет четко определенные учебные и коррекционные задачи, причем решение логопедических задач тесно связано с коррекцией двигательной сферы. Данные игры могут быть использованы логопедом, воспитателями, родителями в повседневной жизни детей: на занятиях, на прогулке, на досуге.

Проводя игру, нужно стремиться к тому, чтобы дети могли достичь игровой цели, только усвоив программный материал. Так, например, в игре «Кто быстрее построит пирамиду?» участники только в том случае построят пирамиду правильно, если сумеют проанализировать слова по звуковому составу. В игре «Умей слушать», чтобы разрешить «спор» животных (кто на каком этаже должен жить) и всех правильно расселить, нужно дифференцировать смешиваемые звуки.

В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесет предметы?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные – те, названия которых начинаются со звонких (глухих) звуков, - самостоятельно переносят их в определенное место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.

Только в условиях игры проявляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Например, детям предлагается одно и то же задание: делить слова на слоги (в играх «Один, два и три», «Найди свой домик», «Сундучок», «Космонавты», «Стук, да стук, найди слово милый друг»). Дети не слепо выполняют команды педагога, не бездумчиво подчиняются, а сотрудничают с логопедом, который не только руководит игрой, но сам участвует в ней, при необходимости дает образец поведения, следит за выполнением правил. У детей здесь есть возможность выбора (куда хочешь спрячь, какую хочешь, возьми игрушку, стань каким хочешь насекомым, цветком; кто хочет быть «стрелкой», «ловишкой», «сторожем»; выбери любой конверт с заданием, выбери, с кем будешь выполнять задание и т.д.)

В подвижных играх совершенствуются способы быстрой и правильной ориентировки в пространстве (двигаются по кругу, бегают в рассыпную, строятся и перестраиваются в шеренгу, колонну, парами, тройками, бегают «змейкой» и т.п.). Например, в игре «Прятки» дети должны сориентироваться, чтобы найти то место, куда можно спрятать игрушку, и сделать это нужно очень быстро. Некоторые игры могут проводиться с пением, с элементами драматизации («Пилоты», «Стук да стук, найди слово, милый друг», «Цветик – семицветик» и др.).

В коррекционных целях могут использоваться подвижные игры со звукоподражаниями, где дети имитируют различные движения: изображают самолеты, лошадок, цветы, деревья, спортсменов и т.п. Логопеду нужно внимательно следить за выполнением заданий детьми, а особенно за их речью, стараться не пропускать не только ошибки, но даже мельчайшие неточности, пытаться приучать к этому и детей.

Одним из важных условий обучения в ходе проведения активных игр, является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать какую тему дети изучают на логопедических занятиях. Активные игры, направленные на развитие фонематического и звукового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и соединенные с задачами обучения развивают речевую активность детей,

Систематическое включение этих игр в жизнь детей позволяет добиться хороших результатов с хорошим настроением не травмируя психику детей, что в свою очередь повышает результативность работы учителя-логопеда.
























Подготовила:

учитель-логопед










Активные игры для развития фонематического и слогового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте

ЗВУКИ ПО КРУГУ

 

Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета.
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 — зеленых, 3 — синих.
Ход игры:
В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые — для мягких звуков, синие — для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: н — начало слова, с — середина слова, к — конец слова.
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

ЭХО

Цель: развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия

Ход игры: Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).


ПОМОГИ ЗАЙЧИКУ ПЕРЕЙТИ ЧЕРЕЗ БОЛОТО.


Цель: развитие фонематического слуха и точности слухового восприятия, упражнять детей в слуховом различении изолиро­ванного звука 3 в ряду других звуков.

Материал: игрушечный зайчик, кубики.

Ход игры: Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее логопед произносит изолирован­ные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик «перепрыгивает» с одного «камешка» (кубика) на дру­гой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на пре­дыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «речку».

ПЕРЕБЕГИ ДОРОГУ

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия

Ход игры. Детям предлагается встать в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т.п.). При произнесении определенного слова логопе­дом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать «дорогу» (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов


НАЙДИ СВОЙ ДОМИК

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, определение количества сло­гов в словах, обогащение словарного запаса детей (усвоение названий насеко­мых), закрепление обобщающего поня­тия «насекомые», упражнение в беге врассыпную, воспитание быстрой реак­ции на сигнал, развитие ориентировки в пространстве.

Вариант 1.

Оборудование: три стула-«домика», на каждом из них изо­бражение одной из трех букв — А, О, У; предметные картинки. Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга рас­ставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу логопеда они, должны собраться у своего «домика».

Вариант 2

Оборудование: три домика, шапоч­ки насекомых (жук, шмель, моль, муха, пчела, оса, комар, бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, саранча, божья ко­ровка и др.), шапочка птицы.

Ход игры. В разных местах группы расставлены «домики» насеко­мых. Логопед говорит, что в первом домике живут насекомые, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех. Затем предлагает детям стать насеко­мыми, выбрать любые шапочки. В од­ном из углов группы очерчивается кружком домик для «птицы». По сиг­налу «насекомые» разбегаются по группе, жужжат, взмахивают руками, имитируя полет насекомых. Через не­которое время логопед говорит: «Пти­ца!» — и «насекомые» прячутся в свои домики. Логопед проверяет, правиль­но ли занят домик, дети помогают, за­тем дети меняются шапочками, игра возобновляется.


ПЕРЕЙДИ ЧЕРЕЗ БОЛОТО

Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе, слова — названия предмета; развитие двигательной активности у детей.

Оборудование: большие зеленые круги («кочки»); пред­меты, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар и проч.).

Ход игры. На полу раскладываются изображения «кочек» (зеленые круги). Возле каждой из «кочек» кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Логопед предлагает детям перейти через «болото», наступая только на те «кочки», возле которых стоят предметы, в названиях кото­рых есть звук Р.

МЯЧ В ВОЗДУХЕ

Цель: упражнять детей в определе­нии первого и последнего звука в сло­вах, развивать мелкие мышцы рук, гла­зомер, координацию, ловкость, точность движений.

Оборудование: мяч.

Все играющие становятся в круг. Один встает в цент­ре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может уда­риться об пол только один раз). Дру­гой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начи­нающееся на последний звук предыду­щего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается — выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не скажет 2—3 слова. Остав­шиеся в кругу считаются выигравши­ми, выбывшие — проигравшими


МЯЧ В КРУГУ

Цель: упражнять детей в дифферен­циации сходных по звучанию и смеши­ваемых ими звуков, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновремен­но говоря слова. Например, один ре­бенок говорит слово со звуком с, а дру­гой со звуком ш, следующий — со зву­ком с и т. д. Затем задание можно из­менить: подбирать слова поперемен­но со звуками з — ж, ш — ж, р — л, с — з, с — ц и т.д. Кто ошибается, вы­ходит из игры.

Оставшиеся в кругу считаются выиг­равшими, выбывшие — проигравшими.


УМЕЙ СЛУШАТЬ

Цель: закреплять умение детей диф­ференцировать звуки, развивать слухо­вое внимание, координацию движений, физиологическое дыхание, воспитывать быструю реакцию на сигнал.

Оборудование: макет 4-этажного домика, предметные картинки с изоб­ражением животных.

Ход игры. Дети идут друг за другом в колонне по одному и по сигна­лу выполняют тихо названное логопедом движение (повернуться, остановиться, присесть, попрыгать, поднять руки вверх и сделать вдох, опустить руки вниз — вы­дох, наклониться и т. д.). Логопед хвалит детей за то, что они умеют быть внима­тельными, хорошо слушать и правильно выполнять задание. Говорит, что такие внимательные дети сумеют разрешить спор животных: кто на каком этаже дома должен жить (выставляется макет дома).

Построим новый, Светлый дом. Каких жильцов поселим в нем?

Дети берут картинки и выполняют задание: на первом этаже помещают кар­тинки с изображением зверей и птиц, в

названиях которых есть звук с (собака. свинья, суслик, сорока), на втором — звук ш (мишка, кошка, лошадь, шакал, мышка), на третьем — з (заяц, зубр, коза, зебра, обезьяна), на четвертом — ж (жаба ежик, журавль, жираф, медвежонок). Логопед вместе с детьми проверяет правиль­ность выполнения задания, дает оценку.


ЛОВИШКА ИЗ КРУГА


Цель: автоматизация и дифференциация звуков р~р', л~л'; учить понимать в тексте и использовать в речи глаголы, развитие произвольной памяти, фонематического слуха; воспитание выдержки, честности, быстроты, увертливости;

Оборудование: у детей фанты.

Ход игры. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка, назначенный логопедом, находится в центре круга. Играющие двигаются по кругу! говорят:


«Мы веселые ребята, Любим, бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три — лови!»


На последнем слове все разбегаются, а ловишка догоняет их. Пойманный временно отходит в сторону. Игра продолжается, пока ловишка не поймает 3—4 детей. Ловишка забирает у пойманных фанты. Чтобы продолжить игру, пой­манные дети должны получить назад свои фанты, выполнив задание логопе­да. Ловишка спрашивает у логопеда: «Что должен сделать этот фант?» Лого­пед дает каждому фанту задание. Дети его запоминают, а затем выполняют. Игра возобновляется. Примеры заданий:

  • Назови пары звонких и глухих зву­ков.

  • Назови пары твердых и мягких согласных звуков.

  • Назови гласные звуки.

  • Вспомни слово из трех звуков.

  • Вспомни слово из четырех звуков.

  • Вспомни слово со звуком ш в на­чале, середине, в конце.

  • Сколько звуков в слове и какие эти звуки? {мак, кит, зубы и т. д.).


СТУК, СТУК, НАЙДИ СЛОВО МИЛЫЙ ДРУГ


Цель: закреплять полученные деть­ми навыки деления слов на слоги; учить их замедленно проговаривать слова, вслушиваясь в разное звучание слогов в слове; учить определять местонахожде­ние ударного слога в двухсложном сло­ве; закреплять знание детьми названий цветов; упражнять в беге врассыпную, в ориентировке в пространстве; развивать зрительное внимание, речевое дыхание.

Оборудование: шапочки цветов, обручи, молоточек.

Ход игры. Логопед говорит детям, что они — «цветы маки», и пред­лагает им поиграть. Одну девочку назначает «Майкой». Дети распределяются по всей группе. Речь с движениями:

Вот какие маки (2 раза),

Красные, большие в поле расцвели.

Пролетает ветер (2 раза),

Тоненькие стебли гнет он до земли.

Выпрямились ловко, подняли головки,

Солнцу золотому шлют они привет.

Маленькая Майка вышла на лужайку,

К празднику все маки собрала в букет.

О. Высоцкая

Майка собирает большой «букет из маков».

Логопед: «Маки — полевые цветы. Хотите вырастить садовые?». Дети бе­рут шапочки. Логопед объясняет зада­ние. Игра называется «Стук да стук, найди слово, милый друг».


Вариант 1. «Если я стукну моло­точком по столу 2 раза, то те, у кого на шапочке нарисован цветок, название которого состоит из двух слогов, дол­жны каждый по очереди громко на­звать свой цветок и встать во второй обруч (роза, тюльпан...). Обруч — это „клумба".

Если я простучу 3 раза, то в названии цветка должно быть 3 слога, 1 раз — один, 4 раза — 4 слога (георгин, мак, гладиолус)».


Вариант 2. «Если я стукну молоточ­ком один раз, это значит, что в первый обруч должны встать дети-цветы, в на­звании которых ударение звучит в пер­вой части; если два раза — во второй ча­сти (встать во второй обруч). Будьте внимательные

НАЙДИ СУНДУЧОК

Цель: определение количества сло­гов в словах, развитие ориентировки в пространстве, внимания.

Оборудование: сундучок, предмет­ные картинки, цифры 1,2,3.

Ход игры. Логопед говорит, что хочет посмотреть, готовы ли дети к школе, умеют ли делить слова на слоги. Сообщает, что приготовила для них красивый сундучок с картинками и спря­тала его. Предлагает найти. Говорит: «Если вы будете приближаться к нему, я буду говорить „тепло", „теплее". Если совсем близко подойдете, скажу „горя­чо", если далеко от него — „холодно". Когда будете искать, прислушайтесь к тому, что я говорю».

Дети ищут и находят сундучок. От­крывают его, берут конверты, достают картинки, определяют количество сло­гов в словах и несут картинки к циф­рам 1,2,3. Затем логопед выполненное задание проверяет вместе с детьми, хва­лит их.


  • Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

  • Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.

  • Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.

  • Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

  • Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

  • Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков

  • Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение.

  • Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки.

  • Игра дает развитие воображения.

  • Игра дает возможность развить свой ум.

  • Игра дает радость общения.

  • Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Мартиросян Елена Михайловна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170944


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства