Просмотр содержимого документа
«"Игровые технологии как средство социально-коммуникативного развития детей"»
Игровые технологии как средство
социально-коммуникативного развития детей
Одним из принципов ФГОС НОО образования является построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Следовательно, игровые технологии используются в качестве основной формы работы с детьми. Игра – является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям школьников систему обучения, обеспечивает вариативность школьного воспитания. У каждого вида игры своя полезность.
Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры. Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Функция межнациональной коммуникации. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Во всех областях образовательной программы ФГОС НОО рекомендует использование игровых форм занятий. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены игры в парах, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные (игры с правилами). Международный Форум педагогов-инноваторов «Современные технологии обучения и воспитания в образовательном процессе» Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Дуем — дуем», и др.) Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Мы топаем ногами», «Пузырь» и т. д.). Важным средством социально-коммуникативного развития детей выступают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют овладению определёнными умениями и социальными навыками, усвоению норм и правил поведения в социуме. Дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др. Играя, они пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им быстрее справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе, так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, специально ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра является основой для развития театрализованной игры. Со временем дети не только изображают в своих играх деятельность взрослых, но их начинают увлекать игры по знакомыми литературными произведениями. Каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, поэтому театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Дети любят подражать добрым, честным персонажам, таким образом, выражают свое отношение к добру и злу, поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, Воспитатель помогает ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему. В играх-драматизациях, педагог учит детей взаимодействовать друг с другом, используя не только вербальные, но и невербальные способы коммуникации: передавать характер, настроение и действия изображаемого персонажа не только при помощи речи, но и с помощью мимики, жеста, позы. В режиссёрских играх "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". Посредством театрализованных игр развивается творческий потенциал, воображение, внимание, мышление и память детей. При такой классификации игры объединяются и, условно их можно представить как игры тела, игры ума, игры души. Физические игры или игры тела: двигательные (спортивные, подвижные, моторные). Интеллектуальные, игры ума (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные). Социальные игры, Международный Форум педагогов-инноваторов «Современные технологии обучения и воспитания в образовательном процессе» игры души (сюжетно-ролевые, имитационные, организационнокоммуникативные; комплексные игры – коллективно-творческие дела, досуговая деятельности. При любой классификации игр, в том числе вышеназванных, необходимы поиск и форм, являющихся синтезом разных игр детей. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели. Таким образом, игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе. Игра является моделью игры как таковой. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка дошкольного возраста. Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.
Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.