kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка будет полезна учителям-логопедам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47»



















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у

детей старшего дошкольного возраста с ТНР»











Выполнила: Учитель-логопед

Думинова Светлана Викторовна

















2023-2024 гг.

Актуальность

Теория и практика коррекционно-логопедической работы показывает, что важнейшим условием успешного развития речи ребенка являются сформированные фонематические процессы. Именно в ходе формирования фонематических процессов ребенок учится выделять речевые и неречевые звуки, понимать смысл слов, фраз, различать слова, схожие по звучанию, но имеющие разное лексическое значение, соотносить воспринятые слова с предметами, действиями или явлениями. Кроме того, для овладения в будущем навыком письма очень важна слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, звуковой анализ и синтез. Именно эти процессы наиболее нарушены у детей с речевой патологией.

Несмотря на то, что существует множество методических рекомендаций и технологий по данному направлению, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день. Особая значимость изложенной проблемы подталкивает к поиску новых идей и обновлению существующих образовательных технологий с целью оптимизации коррекционной логопедической работы.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация у них доминирует над учебной, однако на ее базе формируется готовность к школьному обучению. Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Использование игровых технологий для развития фонематических процессов у старших дошкольников с нарушениями речи, безусловно, оптимизирует коррекционное воздействие, сделает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Исходя их выше сказанного были определены цель и задачи работы.

Цель: формирование и развитие фонематических процессов у детей (старшего) дошкольного возраста посредством игровых технологий.


Задачи:

1. Обучать детей дошкольного возраста узнаванию звуков (неречевых, речевых) посредством игровых технологий;

2. Формировать фонематическое восприятие (дифференциация фонем на слух и в собственной речи);

3. Формировать фонематический анализ и синтез слов при помощи игровых технологий;

4. Развивать у детей навыки контроля и самоконтроля произношения звуков речи.


Предполагаемый результат:

-у детей улучшится звукопроизношение;

-дети научаться различать слова, близкие по звуковому составу;

-дети научаться дифференцировать слоги;

-дети научаться определять характеристики звуков, место заданного звука в слове, последовательность и количество звуков в слове.



  1. Теоретическая часть. Формирование фонематических процессов в онтогенезе

В онтогенезе развитие фонематических процессов происходит постепенно. Проблемой развития фонематических процессов в онтогенезе занимались такие исследователи как Р. Е. Левина, Н. Х. Швачкин, А. Н. Гвоздев, В. К. Орфинская и другие.

Формирования фонематического развития начинается очень рано. Ребёнок в процессе освоении речи проходит несколько этапов формирования фонематического развития. Левина Р.Е. выявила пять этапов формирования фонематического развития:

1 этап, дофонемный (0-6 месяцев) - абсолютнаянесформированность способности различать звуки. Ребёнок реагирует только на интонацию обращённой к нему речи. В конце этого периода важную роль для ребёнка играет ритм.

2 этап (6месяцев-2года) - развивается дифференциация далёких фонем при полном неумении различать похожие звуки. Ребенок слышит звуки не так как взрослые. Его проиﮦзношﮦение равно тому, как он воспﮦриниﮦмает речь, т.е. искаﮦженнﮦо. Ребенок начинает различать слова по их звуковому составу уже в конце первого года жизни. Слух ребенка быстро адаптируется к звукам родного языка. Слово впервые начинает служить средством общения, и ребёнок начинает реагировать на его звуковой рисунок .

Швачкин Н. Х. считает, что уже в конце второго года жизни у ребенка сформировано фонематическое восприятие всех звуков родного языка.

3 этап (2-4 года). На этом этапﮦе у ребенка улучшается реакция на звукﮦи. Он замеﮦчает правильное и непрﮦавилﮦьное произношение. Но собсﮦтвенﮦная речь ещё несоﮦвершﮦенна.

4 этап (4-5 лет) - ребенок осуществляет простейший звуковой анализ. Фонематический слух сформирован. Ребенок и слышит, и проиﮦзносﮦит все звукﮦи правильно.

5 этап (6-7 лет) – финальная стадия процесса фонематического развития. Здесь фонематическое восприятие и экспрессивная речь ребёнка сформированы.

Далее фонематическое развитие формируется усиленно, намного быстрее артикуляционного потенциала ребёнка. Это составляют базу для развития произношения. В норме, слухоречевой анализатор развивается гораздо раньше, чем речедвигательный.

На формирование детского звукопроизношения оказывает отрицательное влияние нарушенное фонематическое восприятие. Умение ребенка анализировать и синтﮦезирﮦоватﮦь речевые звукﮦи формирует их корректное воспроизведение.Формﮦировﮦание всей фонематической системы ребенка, а затем и овлаﮦдениﮦем процесса письма и чтения зависит от развития фонематического воспﮦриятﮦия.

Для того, чтобы у детей появилась возможность выполнять анализ звуковой структуры слова, необходимо формирование более сложного фонематического восприятия. Это доказали А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин.

Простые формы фонематического анализа формируются спонтанно, а более сложные – только в процессе специально организованного обучения.

Д. Б. Эльконин обозначал указанные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. В процессе освоения грамоты данные действия формируются в пределах специально организованного обучения. В процессе этого обучения дошкольники осваивают навыки звукового анализа. Важную роль в процессе обучения чтению и письму играет формирование фонематического восприятия.

Готовность к обучению грамоте состоит в способности ребенка к анализу, сравнению, синтезу и обобщению языкового материала.

А. Н. Гвоздев считает маловероятным выделение последнего звука, или нескﮦолькﮦих гласных звуков в словﮦе одновременно, устаﮦновкﮦу позиции задаﮦнногﮦо звука или колиﮦчестﮦва его слогов ребенком без помощи взрослых. Главными аспектами этой помощи является профессиональность и своевременность. Фонематическое воспﮦриятﮦие – это способность производить разбор звуковой формﮦы слов при внутﮦреннﮦем их прогﮦоварﮦиванﮦии, и пониﮦманиﮦе отдельных звуков в словﮦе на слух (Д. Б. Элькﮦонин).

Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

- установление последовательности слогов и звуков в словﮦе.

- формирование различительной роли звукﮦа.

- выделение главных характеристик звукﮦа».

Первым шагом к освоению грамоты можно считать фонематическое восприятие. Развивается оно от года до четырех лет. Вторым – звуковой анализ. Он же развﮦиваеﮦтся в болеﮦе старшем возрасте. И, накоﮦнец, навык разлﮦичатﮦь очередность звукﮦов для их воспﮦроизﮦведеﮦния – называется фонеﮦматиﮦческﮦим восприятием, а звукﮦовой анализ – это уменﮦие различать то же самоﮦе, чтобы отраﮦзить звуки в письﮦменнﮦой и устной форме.

Необﮦходиﮦмо подробно рассﮦмотрﮦеть связь между произношением и фонеﮦматиﮦческﮦим восприятием.

Согласно исследованиям Р. Е. Левиной, Н. Х. Швачкина, на этапе от одного года до четырёх лет формﮦировﮦаниефонематического восприятия осуществляется одновременно с освоением произносительного аспекта речевой деятельности.

Д. Б. Элькﮦонин считает, что благﮦодарﮦя слуховому контﮦролю собственная речь ребенка ассоциируется с речьﮦю взрослого челоﮦвека, и различение этих двух образов является базой для развития артикуляции и воспроизведения звуков дошкﮦольнﮦиком. Когда эти образы идентичны - формﮦируеﮦтся правильное проиﮦзношﮦение. Слуховое различения далёких звуков (например, гласных – согласных), является началом формﮦировﮦания фонематического воспﮦриятﮦия дошкольника. Затем – различие мельﮦчайшﮦих параметров звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Их сходство склоняет ребенка к опорﮦе на слух и акцеﮦнтирﮦованﮦию слухового воспﮦриятﮦия. Д. Б. Элькﮦонин, Н. Х. Швачﮦкин, делают вывод, что ребёﮦнок начинает с акусﮦтичеﮦской дифференциации звуков, затем добаﮦвляеﮦтся артикуляция и, в конце, процесс различения согласных завеﮦршаеﮦтся так же акусﮦтичеﮦской дифференциацией.

Л. С. Волкова и С. Н. Шахоﮦвскаﮦя утверждают, что дошкﮦольнﮦики узнают множество различных способов воспроизведения звуков при воспﮦриятﮦии речи. Потому, что звукﮦи в потоке речи изменчивы.

Дети воспﮦриниﮦмают много вариаций звуков. Ребенку нужно выделить и опознать фонему в потоке речи по тем характеристикам, по которым они отличаются. Если ребёﮦнок не пониﮦмает, как это делать, то он не сможет отделить одно слово от другﮦого, и не сможет их опознать.

Определённые группы звуков в речи несфﮦормиﮦроваﮦнные, и непрﮦавилﮦьно произносятся в возрасте младших дошкﮦольнﮦиков. Это не случайно, и объяﮦсняеﮦтся физиологическими особенностями формирования речи у детей этого возраста. Но в старшем возрасте данное состояние речи не может не вызвать опасений у взроﮦслых и явитﮦься толчком к принﮦятию мер по развﮦитию речевых спосﮦобноﮦстей ребёнка.

Л. С. Выгоﮦтскиﮦй говорил, что высшие психические функции формируются и страдают как системы. Исходя из этого – нарушение одного из компонентов речи приводит к недоразвитие другого, который прямо или косвенно связан с первым.

Поэтому, безуﮦсловﮦно, важно вовремя выявить имеюﮦщеесﮦя нарушение в развитии и подобрать правильный способ коррекции наруﮦшениﮦя.

Можно сделать вывод, что важным аспектом правильного формирования системы речи в целом являются развитые фонематические процессы. Число детей с разными речевыми наруﮦшениﮦями ежегодно возрастает, и в современной логопедии эта проблема становится все более актуальной.

Одновременно с развитием фонематического воспﮦриятﮦия происходит интеﮦнсивﮦное развитие словаря и освоение произношения. Четкие фонематические представления о звукﮦе возможны тольﮦко при правильном его проиﮦзношﮦении.

Когда проиﮦзношﮦение неверное, связь между звуком и соотﮦветсﮦтвуюﮦщей буквой невоﮦзможﮦна. Закреплению у ребенка существующих дефектов речи спосﮦобстﮦвует заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно.

Изучив опыт работы других логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, пришла к выводу, что использование игр, игровых упражнений в работе с детьми повышают качество формирования фонематического восприятия и подготовки к обучению в школе. Созданная мною система работы включает картотеки игр и игровых упражнений для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.


  1. Практическая часть. Диагностика фонематических процессов

Диагностика фонематических процессов предполагает вы­явление факторов и условий, обеспечивающих его динамику.

В ее задачи входят:

-определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фо­нематических представлений;

-выявление динамики развития фонематических процес­сов у детей с ОНР для -осуществления коррекции имеющихся отклонений;

-оценка эффективности коррекционной работы по преодо­лению фонетико-фонематических нарушений.



Диагностика фонематических процессов

п/п

Ф.И.

Фонематическое восприятие звуков

Фонемный анализ слов

Звуковой синтез

Дифференциация изолированных пар согласных

Дифференциация слогов с парными согласными

Слова – квазиомонимы

Бочка – почка; коза – коса; крыша – крыса

Исправь ошибку:

Хозяйка сварит зуб.

У девочки болел суп.

Выделить первый и последний звуки в словах:

аист, ослик, угол.

Назвать звуки в словах по порядку:

рыба, мухи, котик.

Определить количество слогов в словах:

дом, рука, метро, кенгуру.

Определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:

2-й звук — врач, 3-й — мышка, 4-й — крот, лодка

Добавить звук в словах:

вор — двор; вол — волк; елка — телка

Заменить звук в словах:

сок — сук — лук; лиса — липа — лупа

Воспроизвести слово, произнесенное по звукам (пауза 3 сек.)

Воспроизвести слово, произнесенное по звукам (пауза 5 сек.)

Воспроизвести слово

правильно

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Даня

4

5

3

4

4

5

5

5

4

5

3

4

4

5

2

3

2

3

3

4

3

4

3

4

3

4

2

Костя

4

5

3

5

5

5

5

5

4

5

4

5

5

5

3

5

3

4

3

5

3

5

3

4

4

5

3

Леонид

3

5

3

5

5

5

5

5

4

5

3

5

4

5

3

5

3

4

3

5

4

4

4

4

3

5

4

Андрей

1

2

1

2

3

4

4

4

2

3

1

2

4

5

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

5

Артём

4

5

4

5

5

5

5

5

5

5

4

5

4

5

3

5

3

4

3

4

3

4

3

4

4

5

6

Алексей

4

4

4

5

5

5

5

5

4

5

3

4

4

5

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

4

5

7

Злата

4

5

4

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

4

5

4

5

3

5

4

4

4

4

5

5

8

Глеб

2

3

2

3

4

4

4

5

2

3

2

3

3

5

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

3

4

9

Миша

3

4

4

5

5

5

5

5

3

5

2

4

4

5

2

4

1

3

1

3

2

3

2

3

4

5

10

Матвей

3

5

4

5

5

5

5

5

4

5

3

5

4

5

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

4

5

11

Вадим

4

5

4

5

5

5

5

5

5

5

3

5

4

5

3

5

4

5

4

5

4

4

4

4

4

5

12

Варя

3

4

3

4

5

5

5

5

3

5

2

3

4

5

3

4

2

3

3

4

3

4

3

4

4

5




Критерии оценки:

Обследование включает в себя 3 раздела для исследования фонематических функций:

- фонематическое восприятие звуков;

- фонемный анализ слов;

- звуковой синтез.





Система оценки мониторинга от 1 до 5 баллов.

Высокий уровень

(5 баллов)

Выше среднего

(4-4,9 баллов)

Средний уровень


(3-3,9 баллов)

Ниже среднего

(2-2,9 баллов)

Низкий уровень

(1-1,9 баллов)

Отлично справились в усвоением программного материала

Хорошо справились в усвоением программного материала

Удовлетворительно справились с усвоением программного материала

Справились с усвоением материала с помощью взрослого

Не справились с усвоением программного материала


Уровень овладения фонематическими функциями.

Уровень

овладения

Фонематическое восприятие

звуков

Фонемный анализ слов

Звуковой синтез

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Низкий уровень

0

0

0

0

2

17

0

0

2

17

0

0

Ниже среднего

1

8

0

0

2

17

1

8

1

8

2

17

Средний уровень

1

8

2

17

7

58

1

8

7

58

1

8

Выше среднего

10

84

4

34

1

8

8

67

2

17

9

75

Высокий уровень

0

0

6

49

0

0

2

17

0

0

0

0



  1. Фонематическое восприятие звуков

  1. Фонемный анализ слов




  1. Звуковой синтез





На основании полученных данных на начало года было выявлено следующее:

  • Фонематические функции развиты недостаточно;

  • Не все дети могут выполнить звуковой анализ. Затруднения вызывает называние последнего звука в слове, определение последовательности звуков в слове.

  • Звуковой синтез в стадии формирования.



  1. Содержание работы по развитию фонематических процессов


Система работы по развитию фонематических функций включает в себя три этапа.


I этап. Подготовительный

Цель: научить детей узнавать неречевые звуки; различать одинаковые фразы, слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе, тембру голоса.

Задачи:

1.Узнавание неречевых звуков.

2.Различение одинаковых фраз, слов, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.


II этап. Основной. Развитие фонематических процессов

Цель: формирование и развитие у детей операций, составляющих фонематические процессы.

Задачи:

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Развитие фонематического анализа.

3.Развитие фонематического синтеза.


III этап. Заключительный

Цель: формирование у детей фонематических представлений.

Задачи:

1.Развитие фонематических представлений на базе фонематического восприятия.

2.Развитие фонематических представлений на базе фонематического анализа.

3.Развитие фонематических представлений на базе фонематического синтеза.

На данном этапе закрепляются умения, сформированные на II этапе.



Содержание коррекционно-логопедической работы.

Содержание I этапа

№ п/п

Направление работы

Дидактические игры, упражнения, задания

I. Узнавание неречевых звуков

1.

Формирование умения различать звуки окружающей среды

Звуки на улице и в группе: что шумит?, что гудит?, кто кричит? Магнитофонные записи.

2.

Развитие умения определять направление звука

«Где звучал колокольчик? (свисток, дудка)?»

«Где стучали?»

«Колокольчик за кругом»

3.

Развитие умения определять источник звука

«Что звучало?» (музыкальные инструменты, игрушки, металлические коробочки с различными наполнителями)

«Что делал Петрушка?»

«Звонкие бутылочки»

«Шумовые коробочки»

4.

Обучение умению различать интенсивность звучания.

«Кто играл на барабане?»

«Кто стучал?»

II. Различение одинаковых фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

1.

Формирование умение различать на слух одинаковые звуки по высоте

«Дудочка или параход?»

«Поет или плачет?»

2.

Формирование умение различать на слух одинаковые звукоподражания по высоте, силе и тембру голоса

«Чей голос?» (животные и их детеныши)

«Далеко или близко?»

«Настроение котенка»

3.

Формирование умение различать на слух одинаковые слова, словосочетания по высоте, силе, тембру голоса.

«Узнай по голосу»

4.

Формирование умение различать на слух одинаковые фразы, по высоте, силе, тембру голоса.

«Три медведя», «Теремок»

Содержание II этапа

№ п/п

Направление работы

Дидактические игры, упражнения, задания

I. Развитие фонематического восприятия

1.

Обучению умению различать близкие по звуковому составу слова, включенные во фразы, с использованием зрительной опоры и на слух

«Расставь по местам»

«Будь внимателен»

2.

Развитие способности заканчивать фразу подходящим по смыслу и звучанию словом.

«Доскажи словечко», «Поэт», «Озорные звуки»

3.

Обучение умению различать близкие по звуковому составу слова с использованием зрительной опоры и без нее.

«Выбери картинки», «Мое слово», «Незнайка запутался», «Лишнее слово», «Придумай слово»

4.

Обучение умению различать на слух верно и неверно произносимые слова с использованием зрительной опоры..

«Найди ошибку» (красный и зеленый сигналы), «Недовольный Саша», «Как правильно сказать?»

5.

Развивать умение выделять звук из ряда заданных слов.

«Различай и повторяй»

6.

Обучение умению запоминать и воспроизводить слова с заданным звуком из предъявленной цепочки слов.

«Запомни и назови»

7.

Обучение умению выделять заданный звук из цепочки слов.

«Различай и повторяй», «Поймай звук»

8.

Обучение умению различать на слух слоги с оппозиционными звуками.

«Какой слог отличается?», «Повтори за мной», «Телефон»

9.

Обучение умению выделять (и произносить) звук из цепочки заданных звуков.

«Какой звук лишний?», «Поймай звук», «Различай и повторяй»

10.

Обучение умению дифференцировать на слух оппозиционные звуки с использованием зрительной опоры и без нее.

«Угадай кто (что) звучит?», «Сигнальщики», «Озорные звуки».

II. Развитие фонематического анализа

1.

Обучение выделению гласного звука на основе звукоподражаний с использованием картинок.

Картинки с изображением девочки, птички, парохода, певица.

2.

Обучение выделению первого гласного звука из слогов.

Игра с мячом, «Братцы АХ, ОХ, УХ»

3.

Обучение выделению первого гласного звука из слова.

«Дети в лесу»

4.

Обучение выделению первого гласного звука из слова (ударного и безударного).

«Подарки Ане», « Мяч по кругу», «Поймай звук»

5.

Обучение умению выделять первый гласный звук из слова и соотносить его с соответствующей буквой.

«Кто в домике живет?», «Найди гласный», «Магазин», «Билеты в театр», лото «Гласные», «Звуковой домик»

6.

Развитие способности выделять первый гласный звук в названиях предметов на картинке.

«Кто в домике живет?», «Найди гласный», «Раскрась картинки», «Загрузи кораблик»

7.

Обучение умению выделять согласный звук из закрытых слогов.

«Нажми на кнопку», «Пальчики встретились»

8.

Обучение умению выделять согласный звук из прямых слогов.

«Потянем звук» (щелевые и смычные согласные)

9.

Обучение выделению первого согласного звука из слова.

«Умная машина», «Собери цветок», «Украсим флажками»

10.

Обучение умению выделять первый согласный звук в названиях предметов по картинке и соотносить его с соответствующей буквой.

«Кто в домике живет?», «Веселый поезд», «Звуковой домик», «Разложи открытки», «Чудо-дерево», «Доктор звуков»

11.

Обучение умению подбирать слова, в которых заданный звук (гласный или согласный) является первым.

«Лесенка», « Солнышко», «Украсим елку», «Подарки», «Оденем куклу»

12.

Развитие способности определять последний гласный звук в словах.

«Магазин», «Домино», «Найди гласный»

13.

Развитие способности определять последний согласный звук в словах.

«Проглоти звук», «Нажми на кнопку», «Домино»

14.

Обучение умению определять место звука в слове: начало, середина, конец.

«Бабочки летают», «Ежик гуляет», «Светофор», «Рыболов», « Куда спрятался звук? (гласный и согласный)», «Поезд», «Звуковое лото», «Дом для звуков»

15.

Обучать умению определять место звука в слове и отражать это на графической схеме.

Лото «Где слышим звук?», «Вагончики», «Подпиши картинку»

III. Развитие сложных форм фонематического анализа и фонематического синтеза

1.

Развитие умения определять последующий звук в слове: определять последовательность звуков в слове.

«Кто следующий?», «Звук потерялся»

2.

Развитие умения определять предыдущий звук по отношению к заданному звуку в слове и положение звука по отношению к другим звукам.

«Кто впереди?», дидактическое пособие «Звуковые домики» (с окошками)

3.

Обучение умению определять последовательность звуков в слове с опорой на наглядность

«Читаем по фишкам», «Цветной диктант», «Стоим домики для гостей»

4.

Обучение умению определять порядок следования звуков в слове в речевом плане.

«Клавиши», «Диктант», «Позови звук домой»

5.

Обучение умению определять количество звуков в слове в умственном плане.

«Построй пирамиду», «Новоселье», «Веселый поезд»

6.

Обучение умению составлять слова из предложенных звуков с соблюдением определенной последовательности.

«Включи телевизор», «Зашифрованное слово»

7.

Обучение умению составлять слова из звуков, предложенных в свободной последовательности.

«Живые звуки», «Сложи слово»



Содержание III этапа

Фонематическое представление формируется у детей на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза звуков и представляют собой более совершенный уровень развития операций, составляющих фонематические процессы, поэтому развитие фонематических представлений и будет являться закреплением полученных навыков на II этапе.


Вывод. Подводя итог коррекционно-логопедической работы по представленному плану, можно сделать следующие выводы:

  1. Эффективность развития фонематических процессов у детей напрямую зависит от целенаправленной работы, основанной на строгом соблюдении принципов последовательности, постепенности, систематичности.

  2. В заданиях, направленных на развитие фонематических процессов, необходимо тщательно подбирать лингвистический материал.

  3. Логопедические занятия по развитию фонематических процессов позволяют успешно осуществлять не только коррекцию звукопроизношения у детей, но и профилактику нарушений письменной речи.

  4. Представленная система работы, позволяет сформировать фонематические процессы по среднему и уровню выше среднего у большинства воспитанников, что наглядно представлено в итоговом мониторинге.






Список использованной литературы

  1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: ООО «Детство Пресс», 2007. – 480 с.

  2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013. – 120 с.

  3. Шевченко И. Н. Конспекты занятий по развитию фонетико - фонематической стороны речи у дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.

  4. Фомичева М. Ф. Предупреждение нарушения звукопроизношения у детей: пособие для логопеда и воспитателя детского сада. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2014. – 336 с.

  5. Дьякова Н.И. Диагностика коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2010-64 с.

  6. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии [Текст]/ М.Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- С.13-17

  7. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. [Текст]/ Н.Х. Швачкин // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948 – С.101-133.

  8. Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978 [Электронный ресурс]/ Г.А. Каше, Т.Б. Филичева.- Режим доступа: http://gendocs.ru

  9. Журова, Л.Е., Эльконин Д.Б.  К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2007.

























Приложение № 1



Упражнения для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста



1. Игры на восприятие (узнавание) и различение неречевых звуков.

  • «Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты/бумаги, звон столовых приборов между собой и об тарелку/чашку, скрип двери и другие бытовые звуки.



  • «Шумящие мешочки» Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри. Мешочки можно заменить капсулами от яиц «Киндер-сюрприз».



  • «Волшебная палочка» Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка помогает зазвучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание –ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет звучал.



  • «Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.



  • «Угадай, на чем играют?» Ребенка знакомят с музыкальными инструментами, их звучанием, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает (называет или показывает), какой инструмент звучит.



  • «Угадай, кто кричит». Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто кричал. Здесь можно узнать, кто из животных как говорит https://drive.google.com/open?id=1kR5-XgKJVaeQFppfU70DW7b7YHttYvgH



  • «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, два хлопка. Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

Ритмические рисунки можно отстукивать ладонями, кулаками, карандашами, протопывать ногами, проигрывать на любом детском музыкальном инструменте.

В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

  • «Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

  • «Солнце или дождик?» Учитель - логопед берет бубен: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»

  • «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он. «Тихо - громко». Учитель - логопед стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?

  • «Кто это?» Учитель-логопед держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул.Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом-картинкой.

  • «Продавец и покупатель». Для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое - различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.

  • «Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

  • «Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!



  1. Игры на различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

  • «Далеко - близко». Послушай и определи далеко или близко находится звучащий объект. а потом скажи так же.

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).

Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).

М яучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.









  • «Хлопни, как я». Послушай как я хлопну, хлопни так же.

  • «Проведи пароходики». Три парохода должны проехать по дорожкам, издавая длительные звуки. Звуки имитирует ребенок.


  • «Прокати машинки». Три машинки должны проехать по дорожкам, издавая длительные звуки. Звуки имитирует ребенок.















  • «Далеко - близко». Послушай и определи далеко или близко находится звучащий объект. а потом скажи так же.

Д ует ветер: У (громко), у (тихо).

П лачет малыш: УА (громко), уа (тихо).











  • «Разные голоса». Предложите ребенку повторить слова персонажей их голосами.


По лесу медведь идет

И кричит: «Где мед? Где мед?


Белый зайка говорит:

«Лапка у меня болит».



Громко серый волк завыл:

«Я вчера голодный был!». Мышка мышке рассказала:

«Я на кухне сыр искала».





  • «Громко - тихо». Прочитайте ребенку стихотворение и произнесите звук [а] соответствующим образом.




Аня утром рано встала,

Очень громко закричала: «А-а-а!»


Тихо, Аня, не кричи,

Других деток не буди.

Тихо: «А-а-а» произнеси.



  • «Мишка и птичка». Прочитайте ребенку стихотворение и произнесите звук [а] соответствующим образом.


А нечка гулять пошла,

Видит – птичка у крыльца.

Птичка тоненько поет,

Широко открыла рот: «А-а-а».


А в лесу гуляет мишка,

Косолапый шалунишка.

Низким голосом поет,

Широко открыл свой рот: «А-а-а».


  • « Громко - тихо». Прочитайте ребенку стихотворение и произнесите звук [у] соответствующим образом.

Самолет летит,

О чень громко гудит: «У-у-у-у-у!».

Тихо ветер задувает

И снежинки поднимает: «У-у-у-у-у».


  • «Мишка и птичка». Прочитайте ребенку стихотворение и произнесите звук [у] соответствующим образом.


Серый волк в лесу живет,

Низким голосом поет: «У-у-у».


Птичка на ветке его услыхала,

Тоненько «у-у-у-у-у» ему подпевала.



  • «Кто тебя позвал?» Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.



  • «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

  • «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.


3. Игры на различение сходных между собой звуков.

  • «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

  • «Верно – неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.






  • «Похожи или нет» Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.


  • «Повторюшка» Ребенку предлагается повторить за взрослым в названном порядке:

1) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)

ТА — ТА —ТА

ТА — ТА — ТА

ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА

ПА — ПА — ПА

ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА

КА — КА — КА

КА — КА — КА

Аналогичная работа проводится с другими слоговыми рядами, содержащими простые для произношения ребенка согласные звуки: К, Г, Х, Б, М, Н, В,Ф.



2) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

ТА — ТО — ТУ

ТЫ — ТА — ТО

МУ — МЫ — МА

МО — МА — МЫ

ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ

НУ — НЫ — НА

НО — НА — НУ

ДА— ДЫ — ДО

ДУ — ДЫ — ДА

БО — БА — БЫ

БУ — БО — БА

ПА — ПУ — ПО

ПЫ — ПО — ПУ

КУ — КО — КА



3) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ТА — КА — ПА

КА — НА — ПА

ФА — ХА — КА

БА — ДА — ГА

МА — НА — ВА

ПА — КА — ТА

ГА — БА — ДА

КА — ФА — ХА

ВА — МА — НА

НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.


4) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости

ПА — БА

ТА — ДА

ФА — ВА

КА — ГА

ПА — БА — ПА

БА — ПА — БА

ТА — ДА — ТА

ДА — ТА — ДА

КА — ГА — КА

ГА — КА — ГА

ВА — ФА — ВА

ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.



5) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости

ПА — ПЯ

МА — МЯ

ВА — ВЯ

ТА — ТЯ

БА — БЯ

ДА — ДЯ

ФА — ФЯ

ПО — ПЁ

МО — МЁ

ВО — ВЁ

ТО — ТЁ

ВО — БЁ

ДО — ДЁ

ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — МЮ

ВУ — ВЮ

ТУ — ТЮ

БУ — БЮ

ДУ — ДЮ

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ

МЫ — МИ

ВЫ — ВИ

ТЫ — ТИ

БЫ — БИ

ДЫ — ДИ

ФЫ — ФИ





6) Воспроизведение односложных слов, отличающихся одним звуком.

БАК — ТАК

МАК — БАК — ТАК

ТОК — ТУК — ТАК

БЫК — БАК — БОК

ДАМ — ДОМ — ДЫМ

КОМ — ДОМ — ТОМ


7) Воспроизведение слов, похожих по звучанию

МОТОК — КАТОК — ПОТОК

БАТОН — БУТОН — БЕТОН

БУДКА — ДУДКА — УТКА

НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА

ТЫКВА — БУКВА — БУДКА

КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНКА

«Сколько детей позовем?» Взрослый четко произносит пары слов и просит ребенка определить - одинаковые он слышит имена или разные.


ЛЮБА-ЛЮДА

ТОЛЯ - ТОЛЯ

КОЛЯ-ТОЛЯ

ДИМА-ДИНА

САША – САША МИША - МАША

СОНЯ - САНЯ ДИНА - ИННА ВИТЯ-МИТЯ









4. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза


  • «Поймай звук».

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э;

ал, ум, ин, ап, ут, он;

арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

Ловить можно любой звук, слог, короткое слово, хлопок можно заменить прыжком, поднятием вверх рук, флажка, фишки. Сначала ловим гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Э.



  • «Назови первый звук в слове»

Взрослый предлагает определить, с какого звука начинаются имена любимых игрушек, затем можно определить первый звук в названии животных и т.д. Обратите внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик).

  • «Назови последний звук в слове»

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.). Можно взять карточки из лото или других настольных игр, важно выбрать слова, заканчивающиеся на согласный звук.

Взрослый показывает картинку и просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращаем внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р).

Усложнение. Когда все картинки будут рассмотрены, можно разложить все карточки на две группы: в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий.

  • «Разноцветные ведерки»

Цель: развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков [а], [у] в словах.

Материал: картинки с изображением картинки, в составе которых есть звуки А и У, например, аист, астра, арка, утка, улей, уши, щука, облако и т.д.; два ведерка.

Описание. На ведерки можно прикрепить изображения букв А и У. Нужно в ведерко с буквой А поместить те картинки, в составе которых есть звук А, в другое ведерко У – картинки со звуком У.

Усложнение: добавить третье ведерко для картинок со звуками А и У.

  • Упражнение «Утенок гуляет»

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал: слова, в составе которых есть определенный звук, например, Х: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь. Место звука Х в словах различно: в начале слова, в середине, в конце.

Описание. Перед ребенком лежит полоска, разделенная на три части и маленькая фигурка утенка. Взрослый объясняет, что он будет произносить слова, а ребенку нужно ставить утенка на

начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

Важно для игры выбирать те звуки, которые ребенок произносит чисто. начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

Важно для игры выбирать те звуки, которые ребенок произносит чисто.

Определение позиции звука Ж Определение позиции звука А


«Разноцветные кружки»

Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом (пластмассовыми кружками красного, синего, зеленого цветов). Важно! Гласные звуки обозначают красным цветом, согласные твердые звуки обозначают синим цветом, согласные мягкие звуки – зеленым цветом.

Речевой материал: картинки с изображением односложных-двухсложных слов с гласными А, У, И, О, Э, Ы, например, рот, сок, дым, лак, рак. Для выкладывания схем можно использовать мозаику, крышки, детали Лего красного, синего, зеленого цветов.

Описание. Взрослый показывает картинки, просит назвать изображение и выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.





  • «Кто в каком домике живет».

Цель: . развивать навыки деления слов на слоги.

Материал: Рисунок с изображением трех домов, в домиках разное количество окон (1,2,3), картинки-слова, состоящие из 1,2,3-х слогов.

Описание. Перед нами три домика, в первом доме с одним окном живут слова, состоящие из одного слога, в доме с двумя окнами – слова из двух слогов, в доме с тремя окнами – слова из трех слогов. Нужно помочь карточкам, вернуться домой.



  • «Поймай и сосчитай».

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Описание. Взрослый бросает мяч, произнося слово. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, называет количество слогов в слове.




  • «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Звук ш.

Варианты наборов слов: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.


  • «Подумай, не торопись»

Взрослый предлагает ребенку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как он научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…)

- Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос…)

- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет маленькую Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, ручка…)




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Думинова Светлана Викторовна

Дата: 06.06.2024

Номер свидетельства: 652169


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства