Просмотр содержимого документа
«Игры с мячом в работе учителя-логопеда»
Игры с мячом в работе учителя-логопеда
Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.
В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие фонематического слуха; - закрепление правильного произношения и дифференциация звуков; - развитие словаря, грамматического строя речи; - развитие мелкой моторики.
Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове. • «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук. • «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх. • «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко). • «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол. • «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол. • «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове. • «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук. • «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове. • «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
• « С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов. • «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком. • «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок. • «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ). • «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов). • «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении. • «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова. • «Мяч бросаю, диких животных называю». • «Мяч передаю, деревья назову». • «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья). • «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе. • «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные). • «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. • «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями. • «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии. • «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря. • «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы. • «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления. • «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
Игры с мячом для развития мелкой моторики
• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати». • «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка. • «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали. • «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу. • «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку. • «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу. • «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут учителям-логопедам и воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.