Цель: обогащение и уточнение словаря прилагательных.
Инструкция: послушай загадку и скажи, о ком она.
Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?
Желтый, овальный, кислый. Что это?
Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?
Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?
Оборудование:предметные картинки.
Ход проведения. Ребенку предлагается послушать загадки и отгадать их. При правильном ответе предъявляется предметная картинка и ребенка просят еще раз назвать прилагательные, описывающие ее.
Игра «Сравни и объясни»
Цель: работа над многозначными словами.
Инструкция: подумай, как появилось слово?
Оборудование:предметные картинки.
Ход проведения. Дети должны самостоятельно предположить, как появилось данное значение слова, уточнить его, подобрать синонимы, включить словосочетание в предложение.
Ход проведения. Ребенку предлагается послушать названия частей предмета и отгадать, что это за предмет. После правильного ответа предъявляется картинка с отгадкой, ребенка просят заново назвать все перечисленные части и показать их.
2. ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Игра «Из чего – какой?»
Цель: обучение словообразованию относительных прилагательных с суффиксом –Н-.
Оборудование:картинки с изображением свеклы, моркови, томата, яблока, картофеля.
Инструкция: послушай и ответь на вопросы.
Ход проведения: ребенку показывают картинки с овощами и фруктами и просят ответить на вопрос:
- Сок из моркови какой?
- Паста из томата какая?
- Салат из свеклы какой?
- Суп из картофеля какой?
- Пюре из яблок какое?
Игра «Кто что делает?»
Цель: обучение словообразованию приставочных глаголов.
Оборудование: картинки с изображением действий.
Ход проведения и инструкция: ребенку показывают картинки и предлагают ответить на вопрос:
- Что делает мальчик?
- Что делает девочка?
- Что делает попугай?
Игра «Назови ласково»
Цель: обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Инструкция: сегодня мы пойдем в гости к кукле. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
Оборудование: кукла и вещи из кукольного домика.
Ход проведения. Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).
Игра «Два брата ИК и ИЩ»
Цель: обучение употреблению существительных с суффиксами -ик и -ищ.
Инструкция и ход проведения:
- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий домик, ИЩ- большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)У ИКА был носик, а у ИЩА?..
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик - ротище, лобик - лобище, глазик - глазище, ручки - ручищи, ножки - ножищи. Делается вывод: если в слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, а если ищ - значит предмет большой.
А сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.
Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст (кустище), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор (помидорище).
Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?»
Цель: обучение употреблению названий детенышей животных.
Оборудование: предметные картинки с изображением семейки животных.
Инструкция и ход проведения: На доске картинка по сказке «Три медведя».
- Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)
- Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа - медведь Михаил Иванович, мама - медведица - Настасья Петровна, детеныш - медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя - это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис - лиса - лисенок, заяц - зайчиха - зайчонок, волк - волчица - волчонок, еж - ежиха - ежонок, лев - львица - львенок, тигр - тигрица - тигренок, слон - слониха - слоненок.
- А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык - корова - теленок, пес - собака - щенок, кролик - крольчиха - крольчонок, кот - кошка - котенок)
3.ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Игра «Огород»
Цель: обучение составлению предложений с предлогами «над», «под», «с», «из».
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей.
Инструкция и ход проведения: - Сейчас я, приглашаю вас в огород.
Есть у меня огород
Каждый год на нем растет:
Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста.) Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация).
Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков.)
Игра «Что с чем?»
Цель: уточнение формы творительного падежа
Инструкция: рассмотри картинки и ответь на вопросы.
Ход проведения. Ребенку предлагается:
1. Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).
2. Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.
Игра «Зимние забавы»
Цель: составление простых предложений по картинкам.
Оборудование:предметные картинки.
Инструкция: рассмотри картинки и скажи, что делают ребята.
Ход проведения. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и сказать, чем заняты ребята зимой. Обращается внимание на последовательность слов в предложении, их связь друг с другом.
Игра «Где что растет?»
Цель: употребление существительных в форме предложного падежа.
Оборудование:предметные картинки.
Инструкция: растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?
Ход проведения. На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.
Дети отвечают на вопросы и передвигают картинки. Картинка овощей располагается около изображения огорода и т.д.
Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).
Игра «Сравни»
Цель: составление предложений с союзом «а».
Оборудование:предметные картинки.
Инструкция: дополни предложения.
Ход проведения. Ребенку предлагается выбрать из предложенных картинок подходящие по смыслу предложения. Затем ему необходимо воспроизвести предложение самостоятельно с опорой на картинки.