Игровое пособие для подготовки детей дошкольного возраста к обучению чтению "Теремки Воскобовича"
Игровое пособие для подготовки детей дошкольного возраста к обучению чтению "Теремки Воскобовича"
«Теремки Воскобовича» – это самая популярная игра для обучения чтению. Выглядит она очень просто. Есть кубик, на гранях которого нарисованы буквы, обозначающие гласный звук (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и есть теремок – квадратная коробочка с согласными и окошечками на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных кубиков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровое пособие для подготовки детей дошкольного возраста к обучению чтению "Теремки Воскобовича" »
ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ
«ТЕРЕМКИ ВОСКОБОВИЧА»
Учитель-логопед:
Спасенникова С.В.
МАДОУ № 83 «Жемчужина
Нижневартовск ХМАО -ЮГРА
Буквы, слоги и слова – это детская игра!
Давайте играть «читаючи», чтобы читать играючи!
«Теремки Воскобовича» – это самая популярная игра для обучения чтению. Выглядит она очень просто. Есть кубик, на гранях которого нарисованы буквы, обозначающие гласный звук (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и есть теремок – квадратная коробочка с согласными и окошечками на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных кубиков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).
Очень компактно.
Буквы на гранях не простые. У каждой свой образ. Например, гласные буквы представляет шут. В позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? – Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин – сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.
Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это методические ноу-хау, которые помогают малышам быстрее освоиться с чтением.
Первый этап игры – знакомство со звуками и буквами.
Начните с согласных.
Постройте сказочный город, где в своих теремках живут буквы.
Вот стоит белый теремок.
Кто в теремочке живет?
Буква Б и буква П, буква В и буква Ф.
Ребенок произносит за взрослым звуки «б» (обратите внимание, не «бэ», а «б»), «п», «в», «ф», показывает соответствующие буквы на гранях. Отвечает на вопросы:
-«Как ты думаешь, какая здесь буква главная?» ( на это указывает цвет теремка)
Далее поиграйте в игру: «Какие животные и птицы могут жить в этом Теремке?»
А какие же птицы и животные могут поселиться в этом теремке? ( их названия начинаются на Б, П, В, Ф Баран, попугай, ворона, филин и т. д. Точно так же обыгрываются другие теремки и выстраиваются в улицу.
Когда город готов, в него могут приехать веселые шуты – акробаты, веселящие
всех своими песенками. Песенки они хранят в волшебных сундучках.
в зеленом – Я, Е, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость согласного звука). Ребенок рассматривает сундучки. Называет буквы и поющих их шутов А – Арлекин, О – Орлекин и т. д.
Можно сделать своеобразную зарядку: пропеть песенку каждого шута и
попробовать изобразить букву так, как это делает акробат на картинке.
2 этап «Знакомство со слогами. Слияние букв»
К этому этапу переходят после того, как ребенок хорошо запомнил все звуки и буквы Освоив звуки и буквы, можно приступать к слиянию их в слоги. Для этого ребенок сначала «конструирует» слоги- выкладывает сундучки в теремки. Разнообразить можно игрой:
Шуты решили научить жителей города своим песенкам. Для этого нужно вложить кубик в теремок. Что же произошло? Арлекин пришел в гости к обитателям Голубого теремка и с помощью своего кубика научил их петь: «га-а-а», «ка-а-а», «да-а-а», «та-а-а» (ребенок вкладывает кубик в теремок, поворачивает его и читает-пропевает получившиеся слоги). Так можно поиграть со всеми теремками, а затем заменить синий кубик на зеленый.
Обратите внимание малыша на исключения русского языка. Если слог трудно произносить или он совсем не существует, в окошечке теремка (в арке сверху) загорается огонек (появляется «звездочка запрета»). Например, если ребенок составит слог ШЫ, над буквой Ы в арке окна появится звездочка.
Третий этап. Слоговое чтение. Чтение простых слов
Когда ребенок научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр, семь из которых перечислены в инструкции к игре. Например, игра в «превращалки», где ДОМ легко превратится в ДЫМ, а ЛЁД в МЁД.
ИГРЫ С « ТЕРЕМКАМИ» В.ВОСКОБОВИЧА
«Паровоз»
Слияние гласных и согласных звуков. Чтение слогов. Составление слов из 3 звуков.
Выбираем «паровоз», например белый Теремок. Вкладываем в него синий сундучок, произносим слог БА-. Приставляем к паровозу «вагончик»- желтый Теремок и читаем получившееся слово БАК. Поворачиваем сундучок и читаем новые слова:
БАК-БОК-БУК-БЫК БОР-БУР ТАЗ-ТУЗ
Задание можно усложнить, если менять и сундучки и теремки
Составляем слово из двух слогов ЛУ-ША. Заменяем лиловый теремок на желтый, читаем новое слово СУ-ША.
«Переставлялки»
Чтение простых слов.
Составляем слово из двух слогов ЛИ-ПА. Переставляем лиловый и белый Теремки, затем, не переворачивая, меняем местами синий и зеленый сундучки. Читаем новое слово ПИ-ЛА.
ЛИ-СА - СИ-ЛА РУ-КА – КУ-РА, ДО-МА, МО-ДА
КА-БАН – БАН-КА СОС-НА – НА-СОС, ЛАС-КА – СКА-ЛА
«Цепочки»
Словесная игра . Составление цепочки слов.
ПОСУДАЧАСЫР МОЛОКОСАЖАБАНЯ
«Загадалки»
Словесная игра. Последовательное составление слов с заменой одного слога.
Ребенок разгадывает загадку и составляет слово из кубиков. Следующая загадка -