Играя, развиваем просодическую сторону речи у детей со стертой формой дизартрии
Играя, развиваем просодическую сторону речи у детей со стертой формой дизартрии
Цель работы заключается в том, чтобы в игровой форме и повседневно работать над развитием просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии, не затрачивая много времени на проведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Играя, развиваем просодическую сторону речи у детей со стертой формой дизартрии»
Играя, развиваем просодическую сторону речи у детей со стертой формой дизартрии
Цель: в игровой форме и повседневно работать над развитием просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии, не затрачивая много времени на проведение.
Задачи:
сформировать правильное дыхание;
сформировать звонкий, сильный голос;
сформировать плавность и слитность произношения;
развивать мелодико-интонационную сторону речи;
формировать навык владения голосовыми модуляциями;
развивать слуховой контроль.
Данные задачи решаются при помощи логопедической ритмики, которая основана на взаимосвязи: слова, музыки, движения. Так как в образовательном процессе не всегда возможно проводить логоритмику в полном объеме, то я решила включать небольшие ее элементы, но повседневно. Некоторые упражнения можно проводить на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, включать во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. При проведении занятий используется игровая мотивация, пантомимы, рассказы и импровизации, элементы психогимнастики. Более эффективный результат развития просодической стороны речи у детей с дизартрией дают индивидуальные занятия, что занимает по 3-5 минут от всего занятия.
План проведения коррекционной работы
Этап
Направление
Цель
I
Работа над речевым и физиологическим дыханием.
постановка речевого дыхания по Беляковой, Гончаровой;
постановка диафрагмального дыхания.
II
Развитие слухового контроля.
развитие умения вслушиваться в речь;
различать интонацию;
развитие речевой подражательной деятельности;
понимать логическое ударение.
III
Развитие голосовых модуляций.
развитие чувства ритма;
развитие интонационной выразительности;
развитие темпа и ритма речи;
развивать плавность и слитность произношения.
Наиболее интересными упражнениями и играми, которые я использую в своей деятельности, считаю:
1. «Певцы» (дети представляют себя оперными певцами и пропивают гласные звуки);
2. «Паровозик» (пение гласного - у -, далеко - близко);
3. «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та - да);
4. «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м` – м` – м` (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)).
5. «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша»
6. «Песня ветерка» (произнесение звука - у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы);
7. «Забиваем гвозди» (произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган);
8. «Актёр» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма);
9. «Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу (весёлым, радостным голосом);
10. «Скажи как я» (взрослый произносит одно и тоже предложение с разной интонацией, ребёнок должен в точности повторить эту интонацию);
11. «Ступеньки» (шагая вверх по ступенькам ребенок медленно их считает, спускаясь с них он пересчитывает их быстро);
12. «Считалочка» («Кто умеет с голосом своим играть, тот и будет выбирать, кому первому начать игру и громко крикнуть «Ку-ка-ре-ку!»);
13. «Поездка на автобусе» (дети рассказывают рассказ или стихотворение, делая остановки на «автобусе», расставляя таким образом паузы).
Это не занимает много времени от занятия, но имеет положительный результат.
Содержание занятий должно быть напрямую связано с изучаемой лексической темой, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации и автоматизации звуков.
Список использованных источников:
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.