Одна из важнейших задач начальной школы – формирование навыка чтения. В работе приведены примеры упражнений, которые предназначены для формирования и коррекции навыка чтения, а так же для понимания прочитанного текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Если у ребенка проблемы с чтением»
8
Чтение – это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных дисциплин.
Чтение как вид деятельности можно определить двояко. Во-первых, это процесс передачи буквенной информации в устную форму (декодирование, т.е. расшифровка буквенных знаков). Во-вторых, это процесс понимания письменных сообщений.
На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. В значительной степени это связано с тем, что в соответствии с программой в букварный период материал для чтения подобран в расчете на формирование техники чтения и в смысловом отношении очень беден. Предлагаемые тексты и фразы не содержат для ребенка никакой новой информации. Аналогичную критику программ обучения чтению можно встретить и в зарубежной литературе.
Осваивая навык чтения как процесс декодирования, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
Овладение звуко-буквенными обозначениями. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
Послоговое чтение. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).
Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.
Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.
Расстройство навыка чтения у детей называется дислексией.
В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования и коррекции навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.
Предложенные упражнения можно использовать в групповой работе на уроке, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной работе и в работе с малыми группами. Педагоги смогут воспользоваться этими заданиями в работе с учащимися начальной школы, при индивидуальной и групповой работе на курсах дошкольной подготовки детей. Задания носят непринужденный игровой характер. Тем не менее, использование этих приемов окажется полезным для детей, имеющих проблемы по чтению, и для детей, успешно овладевших этим навыком.
Игры и упражнения
длявыработки навыков чтения
1. Игра «Кто больше составит слов?»
- Ребята, помогите мне прочесть слова, которые были составлены.
Я догадываюсь, что здесь была лиса.Она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала.Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом вильнёт - все следы заметёт». В этой игре выигрывает тот, кто больше слов составит.
К о куо ни
Ко нноо т ка
Ки кты та
н кото
2. Игра «Ремонт».
Мы - обычные слова,
Всех нас знает каждый,
Мы содержим букву «а»
Трижды или дважды.
Иногда всего одну
(Только не в начале).
Но сегодня.. Ну и ну!
Все они сбежали!
БРБН СТРТ СТКН НГРД
3. Упражнение «Прочитай быстро слова».
Соль, соль, соль, сел, соль.
Сыр, сыр, сыр, мир, сыр.
Пила, пила, пила, липа, пила.
Река, река, рука, река, рука.
Игра «Следопыт»
Цель: прочесть слова, посмотреть внимательно и сказать, что в них изменилось. Слова: сила— лиса, сел- лес, шорох- хорош.
В первую очередь дети замечают, что поменялись местами буквы. Затем, при помощи наводящих вопросов, они приходят к выводу, что с переменой места букв изменяется смысл слова.
Упражнение « Прочитай текст, вставляя пропущенные буквы».Х...р...ш н…ш л...с. Таммн…го сочн…х тр...в. Вот ду… .Под д…б...мрос б…л... й гр...б. Ряд… м ч...стыйельн...к. Там Гл.. б сор...ал ш…шк…. В к...ст…х п…л др…зд.
«Буквенная арифметика»
по+лин-н + в = ...(полив)
Ма+рис-с+ кна-к = ...(Марина)
«Составьпословицы»
Медок, на, ледок, а, в, голове, языке.
Стелит, твёрдо, мягко, спать.
Лисицей, смотрит, волком, а, думает.
Физминутка для глаз
Для периодической активизации зрительной координации можно использовать схему зрительно-двигательных траекторий.
Упражнение выполняется стоя. Голова неподвижна, работают только глаза:
Вправо—►влево.
Вверх ,, вниз.
По окружности.
По окружности
в обратную сторону.
По «восьмерке».
Упражнения для формирования навыка чтения
1. Для расширения поля чтения можно проводить тренировки
с таблицами Шульте.
Они бывают цифровые и буквенные.
Цифровые (быстро показать и назвать цифры по порядку)
2. Увеличивать поле чтения помогают и такие упражнения. Фиксируя взором точки, прочитай слова:
Способствует увеличению скорости чтения задание, где из отдельных слов надо собрать поговорку, пословицу. Например,
слов
дела
Больше
меньше
(Больше дела, меньше слов) и др.
Способствуют формированию навыка чтения следующие упражнения:
восстановление гласных в словах
- крц - уиа
пдслнх - ооу
- хрбрыйслдат
хтрыеглза
- овощи - срыв, врные, свжие, вксные
привет - срдчный, држский, грчий
- Это случилсьнескльк дней нзд. Я ккобчнвстлрно, сдллзрдку, умлся, затм я пзвтркл и пошл на рбту.
дополнение окончаний слов
-молод... человек верхн... губа
добр... мать разбит... зеркало
Я подума ... Мы возьм...
Кто к нему пойд...? Кто-то громко зап...
дополнение части слова
Япош...с моим др... в ки.... Мы смотр... очень интер... фильм. После сеан... мы долго обсужд... этот ф...."Что тебе особен... понрав... в этом ф... ?"- спрос... мой друг.
дополнение предложений словами
- Дул холодный ... Этому человеку нельзя ... Дверь с шумом ... Веди себя ...
5)дополнение текста словами, подходящими по смыслу
Ребята пошли в... Над кустами кружилась
В кустах они нашли... и тревожно кричала...
В гнезде пищали... Ребята отошли от...
6) подбор подходящих по смыслу предлогов
кораблях сильного шума
мне высокой трубе
голове нашему учителю
- Когда мы пойдём ... Пете?
- А что ... ним случилось?
- Ничего. Он пригласил ... себе ... гости.
7) чтение строчек наоборот по словам
(Развивает тонкость движения глаз.)
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее - вторым и т.д.
32 1
Наступила ранняя весна.
8) чтение строчек наоборот по буквам
(Развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова.)
алипутсаняяннарансев
поочерёдное чтение слов в обычном порядке и наоборот
Пришла тёплая весна.
слово читается как обычно: пришла
слово справа налево:яалпет
слово - как обычно: весна.
чтение только второй половины слов
При чтении пропускается первая половина каждого слова и произносится только второе. Мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна.
11) чтение перевёрнутого текста
Страница обычного текста переворачивается «вверх ногами». Нужно прочитать текст, двигая глазами справа налево.
чтение «зашумленных» слов
Чтение слов затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы.
чтение пунктирно написанных слов
Чтение слов, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения.
чтение наложенных друг на друга слов
Слова написаны так, что одно слово "нагромождается" на другое, пересекается с ним.
чтение строчек с прикрытой нижней половиной
Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. (Лучше начинать работу со знакомого текста.)
чтение строчек с прикрытой верхней половиной
(Формирует словесно-логическую память.)
Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо по нижним частям букв.
восполнение пропусков букв в словах
В газетном тексте закрасить буквы в словах. (Например, каждую пятую.) Затем прочитать текст.
чтение текста через слово
(Способствует глазодвигательной активности.)
Читать следует не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово. Например.Сказки пришли в наши дни из далёкого прошлого. Читаем. Сказки в дни далёкого....
двукратное произнесение каждого слова
(Помогает осознать смысл воспринимаемого и произносимого текста.)
Например.Сказки (сказки) пришли (пришли) в (в) наши (наши) дни (дни) из (из) далёкого (далёкого) прошлого (прошлого).
чтение с повторным произнесением некоторых слов
При чтении дважды произносить можно каждое второе или третье слово и т.д.
быстрое многократное произнесение предложения
Предложение или строфа стихотворения много раз подряд произносится вслух, без пауз и как можно быстрее.
Памятки
Как подготовиться к выразительному чтению текста
Внимательно прочитай текст. Постарайся представить то, о чём в нём говорится.
Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания.
Подумай, с какой целью ты будешь читать этот текст, в чём будешь убеждать своих слушателей.
Подчеркни наиболее важные по смыслу слова, то есть слова, на которые падает логическое ударение.
Обозначь паузы.
Продумай, как ты можешь использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.