Гражданско-патриотическое воспитание через воспитание любви к родному городу
Гражданско-патриотическое воспитание через воспитание любви к родному городу
В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема патриотического воспитания детей. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Ведущая идея работы заключалась в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса ДОУ, активизации его патриотической направленности с учетом возможностей для развития дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание через воспитание любви к родному городу»
«Гражданско-патриотическое воспитание через воспитание любви к родному городу».
Подготовила: Смирнова Татьяна Васильевна
учитель-логопед МБДОУ
детский сад №15 «Теремок».
В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из непростых исторических периодов. В данный момент материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где ты появился на свет. Человек, родившийся в маленьком городе, не может не знать его истории. Любой край, город неповторим. Детям необходимо показать, что город, в котором они живут, славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, интересными людьми.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. Поэтому, при организации педагогического процесса очень важны не только мастерство, знания воспитателей, но и их собственные, искренние переживания, личное отношение к теме, которую они хотят донести до ребенка.
Наше учреждение уже давно занимается проблемами патриотического воспитания дошкольников. С 2006 по 2009г на базе нашего детского сада проводилась опытно-экспериментальная работа. Ведущая идея ОЭР заключалась в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса ДОУ, активизации его патриотической направленности с учетом возможностей для развития дошкольников.
Результатом ОЭР стала программа « Город, в котором я живу», по которой мы работаем по настоящее время.
Для реализации программы была создана соответствующая предметно-развивающая среда.
В ходе работы над созданием предметно-развивающей среды были:
Созданы уголки краеведения;
оформлены мини-музеи «Предприятия нашего города», «Бабушкин сундучок»;
изготовлены макет района, карты-схемы города, дидактические игры;
собраны фото и видеоматериалы (формирование банка фото и видеоматериалов о городе).
В работе используем разнообразные формы: занятия, игры, экскурсии, целевые прогулки, просмотр видеосюжетов о городе, чтение стихов поэтов-земляков, статей о городской жизни из газеты «Наш вестник», праздники, развлечения, акции.
Занятия по ознакомлению с родным городом внесены в раздел «Ознакомление с окружающим», проводим 1 раз в месяц и строим по следующему алгоритму.
1. Вступительная часть – здесь важно заинтересовать детей, создав такую ситуацию, чтобы им самим хотелось узнавать новое.
2.Информационная часть включает познавательные рассказы, адаптированные к дошкольному возрасту.
3. В проблемной части важным условием является стимулирование умственной активности детей посредством создания проблемных ситуаций по типу «А если, то…».
4. Следующая часть - стимулирование детских вопросов, где основной задачей является обучение детей умению формулировать вопросы.
5.В заключительной части (условно – символизация) детям предоставляется возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации, проявив себя в разных видах деятельности (песня, танец, изобразительная деятельность, словотворчество).
Хочу отметить, что при знакомстве с родным городом самаяэффективная форма - это экскурсии по городу. Экскурсии – это мощное подспорье педагогу в воспитательной работе. Они вызывают живой интерес у детей, помогают взрослым найти нужную тональность в общении с детьми, закладывают основы патриотического воспитания. Экскурсий проводим множество. Условно мы разделили экскурсии на четыре типа – это знакомство с социально-значимыми объектами, образовательными учреждениями, учреждениями культуры, достопримечательностями и памятными местами.
Еще одна форма работы с детьми, которую мы используем – это игры. Дети с удовольствием играют в игры, изготовленные нашими педагогами. Огромный восторг вызывают узнаваемые объекты и знакомые места. Надо отметить, что практически все игры авторские, были сделаны нашими педагогами на основе фотографий видов города.
Особую радость вызывают у детей праздники, развлечения. Цель этих мероприятий – обогащение опыта социально значимой деятельности взрослых и детей, привлечение дошкольников к работе по возрождению, сохранению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями. Доброй традицией в нашем саду стал праздник, посвященный Дню рождения города. Ежегодно планируются различные мероприятия – это и выставки, конкурсы-викторины, праздничный концерт.
В последнее время особую популярность завоевал метод проектов. В работе с детьми этот метод дает ребенку возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, развивать творческие и коммуникативные навыки. Поэтому, по основным темам программы педагогами разрабатываются проекты, по окончанию которых проходят презентации – это и фоторепортажи, выставки рисунков и поделок, коллажи, досуги. Самым интересным проектом по итогам прошлого года был отмечен проект воспитателей подготовительной группы «Что за зверь «тамбовский волк», целью которого было выяснить откуда пошло выражение « тамбовский волк»
В ходе работы наш коллектив активно использует возможности социума. Установлены связи и заключены договора о сотрудничестве с различными социальными институтами города.
Важнейшим условием эффективности проводимой нами работы с детьми является понимание их родителями необходимости гражданско-патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе. Прежде всего, мы разъясняем родителям цели проводимой работы, знакомим с содержанием. Воспитатели проводят беседы, консультации, готовим информационные стенды, газеты. Среди форм работы с родителями можно также отметить создание педагогами фотовыставок, фотоальбомов, проведение открытых занятий и досуговых мероприятий, походов выходного дня. Огромную помощь оказывали родители в сборе различной информации, материала для уголков краеведения и мини-музеев. С охотой откликались на просьбу воспитателей принять участие в проводимых в детском саду акциях «Чистый город», «Мой цветущий детский сад». Родителями не раз была отмечена проводимая педагогами работа, особенно, когда во время семейных прогулок по городу их дети раскрывались с неожиданной стороны и удивляли своими знаниями и осведомленностью.
Таким образом, в нашем ДОУ:
создана развивающая среда, способствующая развитию интереса к истории родного города, окружающей действительности, любознательности, патриотических чувств и как следствие – повысился уровень и качество знаний старших дошкольников о родном городе, расширился кругозор;
с чувством гордости дети рассказывают о своем городе, о его красивейших местах и достопримечательностях;
появился интерес к настоящему и прошлому города, обогатился словарный запас детей новыми понятиями и историческими данными о родном городе;
создано единое пространство «семья – ребенок - детский сад».
Сейчас, конечно еще рано говорить насколько патриоты наши воспитанники, но мы надеемся, что наша работа позволит заложить нравственные идеалы и воспитать достойного гражданина, любящего свою Родину.