kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Графический диктант в работе по исправлению дисграфии у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подбор речевых упражнений для письменных работ дисграфиков - дело непростое ,т.к. в любом, самом несложном материале кое-что ещё не проработано и усвоение чего-то на данном этапе недоступно детям. Практика работы с дисграфиками убеждает в том, что графический диктант - это тот вид работы, который позволяет исключить неизбежные попутные ошибки, касающиеся непройденных тем, концентрируя внимание учащихся на конкретной узкой теме. В ходе логопедических занятий детям приходится, помимо других навыков, на первом и втором годах обучения усваивать дифференциацию многочисленных пар смешиваемых на письме букв (звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, соноров, аффрикат). Логопед должен быть уверен, что дифференциация каждой пары таких звуков усвоена детьми, и только после этого переходить к следующей теме. С этой целью необходимы проверочные работы, в том числе и диктанты.

При этом следует иметь в виду, что у дисграфиков, особенно тех, кто попал к логопеду во Н-Ш классах, от постоянных неудач в диктантах возможно появление неуверенности в том, что они смогут правильно записать материал со слуха. Нужно снять у детей этот страх, воспитать у них положительное отношение к такому виду работ. Графический диктант сохраняет контрольную функцию. С его помощью можно выяснить качество усвоения учеником темы. Одновременно такой диктант является щадящей формой контроля, т. к. исключает из поля зрения учащихся другие орфограммы. Таким образом, эта проверка проходит в облегчённых условиях, поэтому не является последней стадией контроля, как, например, обычный текстовой диктант, где перед учеником одновременно стоят многие грамматические задачи в их совокупности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Графический диктант в работе по исправлению дисграфии у младших школьников »

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19

с углублённым изучением отдельных предметов»










Графический диктант в работе по исправлению дисграфии у младших школьников











Учитель-логопед:

Рышкова Валентина Фёдоровна










Старый Оскол

2010 год

Тема дидактического пособия:

«Графический диктант в работе по исправлению дисграфии у младших школьников»

Цель: предупреждение и исправление у обучающихся начальной школы речевых ошибок, препятствующих усвоению программного материала по русскому языку.

Задачи:

- развитие внимания, памяти, логического мышления у младших школьников;

-формирование звуко-буквенного и слогового анализа слова, предложения;

- обогащение словарного запаса обучающихся;

- осуществление взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов.

Оглавление:

  1. Введение.

  2. Методические рекомендации по проведению графического диктанта.

3.Дидактический материал по дифференциации гласных и согласных букв для графического диктанта.













Среди учащихся начальных классов, посещающих школьный логопедический пункт, значительную часть составляют дисграфики, дети, испытывающие трудности в усвоении письма, допускающие специфические ошибки, включающие многочисленные пропуски и перестановки букв и слогов, вставки лишних букв, смешения и замены букв по акустическому и оптическому сходству и другие ошибки.

О нарушении письма и чтения, т.е. о дисграфии и дислексии, можно говорить в тех случаях, когда исключаются другие факторы, могущие сами по себе привести к неусвоению навыков чтения и письма, а именно: нерегулярность школьного обучения (из-за частых болезней ребёнка, переездов), значительные нарушения поведения, снижение зрения и слуха, умственная отсталость. Если эти факторы исключаются, логопед вводит ученика в группу соответствующего класса.

Занятия по коррекции нарушения письма с первоклассниками логопед начинает по окончанию букварного периода, т.е. со второго полугодия, и продолжает во II и, если нужно, в III классах.

Подбор речевых упражнений для письменных работ дисграфиков - дело непростое ,т.к. в любом, самом несложном материале кое-что ещё не проработано и усвоение чего-то на данном этапе недоступно детям. Практика работы с дисграфиками убеждает в том, что графический диктант - это тот вид работы, который позволяет исключить неизбежные попутные ошибки, касающиеся непройденных тем, концентрируя внимание учащихся на конкретной узкой теме. В ходе логопедических занятий детям приходится, помимо других навыков, на первом и втором годах обучения усваивать дифференциацию многочисленных пар смешиваемых на письме букв (звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, соноров, аффрикат). Логопед должен быть уверен, что дифференциация каждой пары таких звуков усвоена детьми, и только после этого переходить к следующей теме. С этой целью необходимы проверочные работы, в том числе и диктанты.

При этом следует иметь в виду, что у дисграфиков, особенно тех, кто попал к логопеду во Н-Ш классах, от постоянных неудач в диктантах возможно появление неуверенности в том, что они смогут правильно записать материал со слуха. Нужно снять у детей этот страх, воспитать у них положительное отношение к такому виду работ. Графический диктант сохраняет контрольную функцию. С его помощью можно выяснить качество усвоения учеником темы. Одновременно такой диктант является щадящей формой контроля, т. к. исключает из поля зрения учащихся другие орфограммы. Таким образом, эта проверка проходит в облегчённых условиях, поэтому не является последней стадией контроля, как, например, обычный текстовой диктант, где перед учеником одновременно стоят многие грамматические задачи в их совокупности.

Однако именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в самые сложные текстовые диктанты. Мы, сужаем «луч внимания» ребёнка, концентрируя его на двух смешиваемых звуках, но заставляем его выделять их из насыщенного звукового ряда (слово, фраза, текст).

Эту форму письменной работы можно использовать при прохождении самых разнообразных тем, соответственно изменяя форму графической записи. Графическое обозначение воспринимаемого на слух речевого материала способствует укреплению слуховой наблюдательности и памяти, развивает логическое мышление, как и всякая работа по целенаправленному отбору.

Несомненным достоинством графических диктантов следует считать их лаконичность, что даёт определённую экономию учебного времени в ходе занятий с группой дисграфиков, у которых нередко замедлен темп письма. Так, при минимальной затрате учебного времени графический диктант позволяет проверить у учащихся усвоение знания и навыки в темпе, приближающемся к повествовательной речи.

Диктант проводится следующим образом: Перед детьми ставится задача определить по слуху только изучаемые звуки, например звонкий согласный «з» и глухой «с» (случаи оглушения звонкого согласного на данном этапе не включаются в текст диктанта). Слова, не содержащие этих звуков, на письме обозначаются прочерком, содержащие один из звуков, обозначаются одной соответствующей буквой, а содержащие два звука двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в слове. Если один из звуков встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды, например:

В воздухе заскользили ласточки. з зсз с.

Такая форма записи не будет неожиданной для учащихся, если с ними проводилась предварительная работа, включающая разнообразные устные упражнения на выделение в словах смешиваемых звуков, и в том числе работа с числовым рядом: каждый ученик выкладывает перед собой на столе пластмассовые цифры в обычном порядке: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. При задании: « Указать место звука «с» в слове засмеялся » - учащиеся молча выдвигают из ряда цифры 3,8. Аналогично место звука «з» в слове завязал будет обозначено цифрами 1,5.

В ходе графического диктанта логопед раздельно проговаривает слова текста. При первом прослушивание фразы уч-ся загибают пальцы по числу слов. При повторном чтении записывают, сверяя число письменных обозначений с количеством слов в предложении. Каждое предложение записывается с новой строки для удобства контроля со стороны учащихся в ходе письма.

Помимо проверки основной темы диктанта, этот вид работы позволяет закрепить и ряд других полезных навыков письма:

1. Учащиеся упражняются в членении текста на предложения (ведь не редко у уч-ся I - II классов встречается не расчленённое написание текста в классных диктантах).

2. Учащиеся тренируются в делении предложения на слова, его составляющие (многие дисграфики склонны к слитному написанию смежных слов, особенно предлогов с последующим словом). Загибая пальцы в такт раздельному произношению слов логопедом, дети в результате частых тренировок начинают узнавать предлоги в речевом потоке и самостоятельно обособлять их на письме. В работах дисграфиков отмечается и обратная тенденция: они разрывают на письме слово, не видя в нём устойчивой речевой единицы. Например: он пой мал м ного, у ченик, в рач. Фронтальный разбор предложения по количеству слов, запоминание их последовательности, выборочное называние третьего, пятого, второго слова перед началом письма предупреждают ошибки подобного рода у уч-ся в дальнейшем. 3. Графический диктант даёт большие возможности для расширения словаря учащихся, тогда как при обычной текстовой записи выбор слов ограничен сложностью их написания. Графическую запись можно использовать при прохождении различных тем:

Звуковой анализ слов (определение количества звуков в слове с целью предупреждения пропуска букв и вставки лишних букв). Словарный диктант.

речка .....

грибной .......

П.Слоговой анализ слов для тренировки в делении слов на слоги, т. к. дети-дисграфики затрудняются в этом, особенно при стечении согласных:

е и Летний - -

у и и Стульчики - - -

Слоги отмечаются с выделением гласных в них, если гласные звучат четко, либо без этого, если гласные редуцируются в безударной позиции, например: заморозил - - - -

Ш.Дифференциация на письме оптически сходных букв, например: т-п.

Текст диктанта.

1. На площади растут старые тополя.

2. Потянул с полей тёплый ветерок. Графическая запись:

1.- п тт т тп 2. пт - п тп т

IV. Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству: соноры р - л.

Раз Валера наловил полное ведро раков: р лр лл л р р; Раки долго ворочались в ведре: р л рл - р.

V. Ударение.

1. Выделение в слове ударного гласного звука: победил, победа, дети записывают только ударные гласные и, е;

В лесу высокие сосны: - у о о .

2. Выделение ударного слога в слове более громким хлопком с последующей записью (X - громкий хлопок, ударный слог, х - тихий хлопок, безударный слог). Словарный диктант:

ступеньки - хХх; застыл - хХ; промелькнул - ххХ. Текстовой диктант: В лесу высокие сосны: - хХ хХх Хх.

VI. Дифференциация гласных I и II ряда после твёрдых и мягких согласных, например ы - и:

Мы наловили много рыбы: ы ии - ыы.

Наши мамы наварили нам ухи: и ы ии - и.

VII. Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь :

У Юры корь. - - рь.

Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство: ль - ть - ть рь -.

VIII. Предлоги.

В стороне от дороги синел лес: v - v - - - .

Ошибки, допускаемые детьми в графических диктантах, бывают обычно двух видов: пропуск слова - чёрточки в предложении; пропуск буквы, особенно если она встречается дважды и трижды в слове, например: наловили - и (вместо и и), удивились - и и (вместо и и и).

Ошибки I типа преодолеваются с помощью предварительного анализа фразы перед графической записью: «Сколько слов? Назови II, IV, I слово». Допустивший ошибку II типа при проверке диктанта должен вслух проговорить слово, выделяя каждый звук.

При систематическом обращении к этому виду работы у учащихся совершенствуется навык более точного и быстрого анализа слов по звуковому составу с опорой на артикуляцию звуков; развивается гибкость в переключении внимания.

Так в порядке обучающего эксперимента можно на более поздних этапах один и тот же текст диктанта предложить детям при рассмотрении двух различных пар смешиваемых звуков, например в предложении: Мы наловили много рыбы. Различаем: ы- и; ы ии – ыы, р-л - лл - р. Обычно дети-дисграфики охотно пишут все графические диктанты. Новые графические изображения не вызывают у них затруднений, так как принцип записи при различных темах одинаков.

Форма графического диктанта может быть также успешно использована учителем при проверке усвоения детьми различных орфографических тем. Например, при проверке усвоения темы: «Удвоенные согласные» графическая запись учащихся может выглядеть так:

Первоклассники шли по аллее. сс - - лл.

Графические диктанты могут найти применение, как в логопедической практике, так и в работе учителей начальных классов.










Литература:

1. Беккер К.П., Совак К.П. Логопедия. Под редакцией профессора Власовой Н.К. М.; Медицина, 1998.

2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.; Просвещение, 1995.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.; Просвещение, 1999.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; Владос, 2002.





7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Графический диктант в работе по исправлению дисграфии у младших школьников

Автор: Гилязова Гульназ Графитовна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства