Просмотр содержимого документа
«Годовой отчёт учителя-логопеда.»
Годовой отчёт учителя-логопеда МАДОУ ДСКН № 4 г.Сосновоборска подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Беляевой Маргариты Викторовны за 2015 – 2016 учебный год.
Коррекционно-логопедическая работа строилась по Адаптированной программе коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР, составленной на основе «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей», авторами которой являются Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов:
Развитие понимания речи;
Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка звуков раннего и среднего онтогенеза, автоматизация поставленных звуков);
Развитие фонематического восприятия;
Развитие слоговой структуры слова;
Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа);
Развитие фразовой и связной речи;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие психических функций.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы учителя-логопеда:
Организационно-методическая работа.
Методический материал для детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду», А.Н.Лебедева «Развитие сенсомоторики», В.В Коноваленко «Азбука физкультминуток», Новинковская О.А. «Логопедическая грамматика», Е.В.Колесникова «Звуки и буквы» (демонстрационный материал и методическое пособие), О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» и др.
Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для фронтальных занятий по лексическим темам, для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию фразовой речи, авоматизации звуков и обучению грамоте. Также постоянно пополняется подборка мультимедийных презентаций и компьютерных игр по данным направлениям.
В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего времени, оформлена другая необходимая документация.
Научно-методическая работа.
В январе 2016года прошла куры повышения квалификации по теме «Программа логопедической работы как компонент адаптированной программы для обучающихся с ОВЗ»
Участвовала в краевом семинаре (февраль 2016г, п. Подгорный), представляла работу «Использование ИКТ и ЦОР в логопедической работе».
Совместно с воспитателем провели открытое интегрированное занятие с использованием ИКТ и ЦОР по теме «Все профессии важны, все профессии нужны».
Осуществляла взаимосвязь со всеми участниками общеразвивающего процесса.
С воспитателями логопедической группы: регулярно посещала занятия воспитателей группы с целью выбора и создания единых средств и форм работы;
Участвовала в работе ГПМПк (проводила обследование детей средних групп, заполняла соответствующую документацию);
Сообщала воспитателям результаты обследования (начало года, середина и конец года);
Систематически организовывала показ для своих воспитателей индивидуальных занятий с детьми;
Проводились занятия по запросу воспитателей с целью показа специфики проведения занятия и отбора методов и форм работы с детьми с речевой патологией;
Давались рекомендации для воспитателей;
По итогам изучения лексической темы проводились комплексные занятия (приглашались родители).
Использовала компьютерные логопедические игры: «Игры для Тигры», «Загадки Тигрёнка Усика», практический курс «Домашний логопед», «Играем и учимся», диск «Звуковой калейдоскоп»- логоигры портала «Мерсибо».
Участвовала в вебинарах: «Новые подходы к развитию фонематического слуха у детей с ОНР» (сент.2015г), «Использование интерактивных игр и пособий в процессе постановки и автоматизации нарушенных звуков у детей с ОВЗ» (окт.2015г.), «Эффективные методы проведения групповых занятий с дошкольниками с использованием современных электронных устройств» (дек.2015г.), «Формирование ЛГ категорий у детей с речевыми нарушениями с применением интерактивных игр нового поколения») февр. 2016г.), «Создание уникальной базы дидактических пособий с помощью мультимедийных технологий»(май 2016г.).
Участвовала в конкурсах: Всероссийский конкурс на МААМ «Лучший конспект занятия» (ноябрь 2015г.), «Рассударики»- «Портфолио педагога» (дипломант, январь 2016г.), МААМ- «Лучшая методическая разработка» «План самообразования» (участник, февраль 2016г.), «Умната»- «Логоритмика, речь, движение» (3 место, март 2015г.), «Умната»- Нарушение звукопроизношения у детей и логопедическая коррекция» ( 2 место, апрель 2016г.), «Вопросита»- «Путешестие по стране букв и звуков» (1 место, март 2016г.), «Умната»- «Особый ребёнок в классе» (3 место, май 2016г.).
Опубликовала свои материалы : МААМ Конспект НОД с использованием ИКТ «Зуки К, КЬ, буква К» (ноябрь 2015г.), План самообразования «ИКТ, ЦОР и нетрадиционные приёмы в коррекционной работе учителя-логопеда»( февраль 2016г.), КОНСПЕКТЫ УРОКОВ РФ Очерк «Моя работа день за днём»( с вложенной презентацией опыта) (май 2016г.).
В сентябре 2015г. была участником краевого семинара в п. Бархатово по теме «Особенности разработки основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО», в ноябре п. Берёзовка.
В течении учебного года посещала городские МО, и семинары ДОУ.
С педагогом-психологом:
Организовывалось совместное обследование детей;
Проводилось знакомство с результатами обследования речевой сферы;
Совместное составление индивидуальных программ развития детей, обучающихся в коррекционных группах;
Совместное проведение и подбор игр, занятий в группе.
Совместное проведение родительских собраний и семейных клубов.
С родителями:
Организовывалось присутствие родителей на ГПМПК во время промежуточного обследования (октябрь 2015г) и итоговой диагностики (апрель 2016г.).
Проводились индивидуальные и групповые консультации: темы консультаций определялись по запросу родителей через анкетирование, тестирование, наиболее интересные и актуальные оказались консультации «Игры по активизации словаря у детей», «предлоги – наши помощники», «Как быстрее автоматизировать звуки» и т.д. – консультации оформлялись не реже одного раза в месяц;
Проведено открытое занятие для родителей по формированию лексико-грамматических средств языка по лексическим темам «Семья. День матери».
Устраивались мастер-классы – показаны родителям комплексы артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, приёмы обучения грамоте и мастер-класс по технике массажа шейно-воротниковой зоны. Осуществлялись выступления на родительских собраниях:
Проводилось анкетирование родителей.
Регулярно оформлялся стенд логопеда в приёмной.
Проводилось оформление документации МАДОУ для ГПМПК.
Осуществление коррекционно-логопедической работы с детьми.
Проводились фронтальные (индивидуальные) занятия с детьми.
На конец 2016 учебного года у 5 детей речевое развитие соответствует возрасту, у 4-х детей речь со значительным улучшением, у 1 ребёнка- выход из моторной алалии.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за 2015– 2016 учебный год, результаты диагностики устной речи детей
( тестовая методика Т.А. Фотековой), можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года - решены; намеченные цели достигнуты. Работа логопеда осуществлялась в соответствии с планом самообразования.