Просмотр содержимого документа
«Формы взаимодействия в работе учителя-логопеда и учителей начальных классов. »
Формы взаимодействия в работе учителя-логопеда
и учителей начальных классов.
Работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии /система воздействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе/.
Как показывает практика, успех логопедической помощи учащимся общеобразовательных школ, во многом зависит от того, насколько помогают логопеду в работе педагогический коллектив /учителя/ и родители школьников.
Методы и приемы работы логопеда и учителя очень близки и могут быть взаимно использованы.
Чтобы оказать максимально эффективную помощь учащимся, неуспеваемость которых обусловлена общим речевым недоразвитием, логопед должен быть хорошо ориентирован в содержании и методах обучения родному языку знать, какая именно тема программы изучается в классе на данном этапе.
В свою очередь учитель также должен быть заинтересован в тесном контакте с логопедом. Единая направленность коррекционных приемов и методов обучения на уроке помогают быстрейшему преодолению недостатков устной речи учащихся и связанных с ними нарушений письма и чтения. Кроме того, учителю необходимо владеть методами и приемами коррекции легких случаев дефектов произношения. Ему необходимо хотя бы элементарно разобраться в сути нарушений устной и письменной речи учащихся.
Контакт учителя и логопеда устанавливается уже с момента первичного обследования речи детей в классе. Этот контакт продолжается в течении всей работы логопеда с учащимися данного класса. На учителя ложится обязанность проводить разъяснительную работу среди учащихся и родителей о необходимости своевременного устранения всех недостатков устной и письменной речи. Он должен обеспечивать регулярную посещаемость учащимися логопедических занятий.
Тесный контакт в работе логопеда и учителя способствует правильному отбору детей на логопедические занятия, т.к. знание учителем специфики речевых нарушений затрудняющих свободное овладение грамотой и письмом, позволяет ему дифференцировать неуспевающих учащихся и не направлять на логопедический пункт школьников, неуспеваемость которых обусловлена не отклонениями в речевом развитии, а другими причинами -–умственной отсталостью, ЗПР и др.
В связи с этим большое значение в работе логопеда общеобразовательной школы пропаганда логопедических знаний среди учителей.
Логопед проводит консультации с учителями, выступает на педагогических советах, методических советах учителей. Кроме этого, логопед принимает участие в работе МО учителей начальных классов и учителей родного языка и литературы старших классов, где периодически выступает с докладами о задачах. Специфике и методах логопедической работы и мероприятиях по повышению успеваемости у имеющих нарушения речи учащихся.
Тесный контакт логопеда и учителей – важнейшее условие высокой эффективности учебно-коррекционной работы.
В общем плане методической работы на учебный год предусматриваются формы взаимодействия в работе учителя-логопеда и учителей начальных классов / сколько намечено посетить уроков, в каких классах, на какие темы и сколько предполагается сделать сообщений и выступлений на МО учителей и т.п./. Планируется работа по пропаганде логопедических знаний среди учителей и темы бесед, лекций, выступлений/.
В общем плане работы на учебный год заранее планирую все формы взаимодействия своей работы с работой учителей начальных классов и всего пед. коллектива.
Особую роль отвожу работе с учителями первых классов. Сюда включаю:
совместное обсуждение результатов первичного обследования речи первоклассников и результатов последующего, вторичного углубленного обследования, на основании этого распределяются дети по группам и согласовывается расписание уроков;
планируется консультация на тему «Период адаптации у первоклассников и сложность адаптационного периода у детей с нарушениями речи». По ходу консультации учителю даются рекомендации о том, как правильно вести себя по отношению к детям с речевыми нарушениями, как сделать так, чтобы период адаптации прошел менее болезненно для ребенка;
консультация на тему «Логопедические приемы в работе учителя в добукварный период»;
взаимопосещение уроков;
совместное обсуждение формирования навыка чтения и письма у детей с речевыми нарушениями /такая работа проводится в середине и в конце года/;
индивидуальное консультирование учителя по вопросам, которые возникают по ходу работы.
Учителя должны понимать, что чем раньше будет начата коррекционная работа с такими детьми, тем с меньшими отклонениями будет формироваться навык письма и чтения.
Можно на методическом объединении учителей начальной школы сделать сравнительный анализ письма и чтения у детей систематически посещающих логопедические занятия, с детьми часто по каким-либо причинам пропускающих занятия и вообще не посещающих детей. И тем самым, показать необходимость оказания систематической логопедической помощи таким детям и что эта работа приносит хорошие результаты и для ребенка и для успеваемости класса в целом. От учителя зависит многое: посещаемость детьми логопедических уроков, отношение к коррекционным урокам и свое и детей, отношение родителей к посещению детьми логопункта.
Большое значение в работе с учителями отвожу пропаганде логопедических знаний, планирую выступления на МО, пед. советах школы выступления на такие темы как:
Задачи, методы и специфика логопедической работы на школьном логопункте.
Характеристика обучающихся детей на логопункте.
Причины возникновения нарушений речи у детей.
Влияние речевых нарушений на обучение грамоте.
Применение логопедических приемов в работе учителя при обучении грамоте.
Дифференциация дисграфических и орфографических ошибок.
Консультации которые включают в себя разграничение детей с речевыми нарушениями от умственно отсталых детей и детей с ЗПР. Детей с легкой формой речевого нарушения от более тяжелой формы.
В середине учебного года проводятся проверочные диктанты с дополнительными заданиями. С целью выявления детей с дисграфическими ошибками на письме и наиболее встречающимися орфографическими ошибками, характерными для большинства проверяемых детей. Затем, на МО учителей начальной школы проводится анализ проверки письма и наиболее часто встречающихся ошибках, вместе с учителями определяются причины таких ошибок. На последующих МО учителя, в чьих классах таких ошибок встречается меньше, делятся опытом по работе над подобными ошибками. Исходя из сказанного, считаю, что тесный контакт логопеда и учителя в работе необходим.