kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровень монологической речи у дошкольников с ОНР очень низкий, поэтому педагогу необходимо использовать разнообразные методы и приемы для её развития. Использование мнемотаблиц является эффективным методом формирования монологичской речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники»

Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники

С давних времен речь человека была его визитной карточкой. Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми, а особенно с детьми с общим недоразвитием речи. При нормальном слухе и интеллекте у детей, имеющих общее недоразвитие  речи, резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.

Монологическая речь (монолог) – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий.

Состояние монологической речи — важный диагностический признак развития ребенка. Рассказ является простым и эффективным диагностическим инструментом, а анализ детских рассказов — качественным методом исследования, позволяющим получить полные и достоверные сведения о состоянии речи дошкольника.

Монологическая речь является наиболее сложной формой речи, она носит развернутый характер, требует связного, логически последовательного изложения мыслей, а значит, предварительного продумывания и планирования. Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи, или «функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения [4].

Элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2 – 3 лет. К 4 – 5 годам дети активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. С 5 – 6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка.

Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта общее недоразвитие речи.

Старшие дошкольники с ОНР, имеющие третий уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В коррекционной работе с детьми с ОНР наряду с общепринятыми приемами и принципами используются творческие методики, в которых, коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании возможностей детей. Одним из эффективных коррекционных средств, при формировании монологической речи дошкольников с ОНР, служат приемы мнемотехники.

Мнемотехника – (в переводе с греческого - «искусство запоминания») это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектах природы, об окружающей мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, вся информация (текст) зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Главное, наглядную схему нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

Работа с мнемотаблицами делится на несколько этапов:

этап 1 – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
этап 2 – перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

этап 3 – после перекодирования осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейшими мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Данная технология – мнемотехника базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, она открывает широкие возможности для более эффективного запоминания детьми текста, даже детьми с проблемами в речевом развитии. Она формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память [5].

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно–графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями,  Глухов В.П.  – блоками-квадратами,  Большева Т.В. – коллажем,  Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа. Во всех случаях дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация.

Логопедическая работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники отражена в методических пособиях следующих авторов:

  • Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста;

  • Лебедева Л.В., Козина И. В. И др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа;

  • Граб Л.М. Творческое рассказывание. Обучение детей 5-7 лет;

  • Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных анализов;

  • Ильякова Н.Е. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР;

  • Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

В пособии Лебедевой Л.В., Козиной И.В.  и др. представлена система занятий по обучению детей пересказу на основе природоведческой детской литературы с опорой на графические схемы; конспекты занятий по обучению детей рассказываю с использованием мнемотехники представлены в пособии Полянской Т.Б.; мнемотаблицы и мнемодорожки к сказкам отражены в пособии Т.В. Большевой. Схемы к описательным рассказам содержаться в  пособии Граб Л.М.; схемы для составления описательных и сравнительных рассказов по различным лексическим темам отражены в пособии Ткаченко Т.А.; пиктограммы  к серии сюжетных  картин представлены в пособии у Ильяковой Н.Е., которые помогают детям при составлении рассказов по серии сюжетных картин.

Приемы мнемотехники особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными воспитательными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученный текст запомнился надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить текст.

Глухов В.П. цитирует в своих работах цитату  Ушинского К.Д.: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» .

Положительным моментом в использовании мнемотехники, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает схему, а ребенок образовывает нужное слово.

Таким образом, для дошкольников с ОНР мнемотехника  имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц в работе по формированию монологической речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными воспитательными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бобрешова Ирина Станиславовна

Дата: 23.09.2016

Номер свидетельства: 345342


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства