kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников посредствам нетрадиционных игровых приемов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

   Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии год от года не уменьшается, а неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки не только правильным звукопроизношением, но в большинстве случаев у детей присутствуют нарушения лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов, а также психоэмоционального состояния.   Актуальность проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевых   нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности ребёнка.                                Отправной точкой при разработке современных методик является представление о том, что в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, поэтому использование нетрадиционных специальных игровых приёмов и упражнений может способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

Предлагаю вашему вниманию ряд нетрадиционных упражнений, которые способствуют развитию слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной (речедвигательной) моторики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников посредствам нетрадиционных игровых приемов »

Игнатенко Ю.И.



Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников посредствам нетрадиционных игровых приемов



Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии год от года не уменьшается, а неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки не только правильным звукопроизношением, но в большинстве случаев у детей присутствуют нарушения лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов, а также психоэмоционального состояния. Актуальность проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности ребёнка. Отправной точкой при разработке современных методик является представление о том, что в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, поэтому использование нетрадиционных специальных игровых приёмов и упражнений может способствовать более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

Предлагаю вашему вниманию ряд нетрадиционных упражнений, которые способствуют развитию слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной (речедвигательной) моторики:

I.Дыхательная гимнастика с одновременным выполнением упражнений для плеч, туловища, рук, выдыханием теплого или холодного воздуха с длительным (ХХХХ; Ш Ш Ш Ш – «задуть свечу») или коротким (Х – Х – Х; Ш – Ш – Ш – «задуть три свечи») звуком.

II.Упражнения, совершенствующие артикуляционную моторику, развивающие органы артикуляционного аппарата и речевого дыхания: методика В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Это нетрадиционные упражнения, вызывающие положительные эмоции у детей с шариками, ложкой, трубочками, султанчиками. Система упражнений новой технологии, способствует воспитанию правильного диафрагмально-реберного типа дыхания, формированию длительного и плавного речевого дыхания.

III.Игры и упражнения для развития мелкой (ручной) моторики: 1. С предметами: «Забей мяч в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота); «Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой руки, вращение кистью), «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех!» (катание мячика в ладонях), «Кругосветное путешествие» (вращение на 360 градусов мяча диаметром 20 см. в разные стороны пальцами), «Меткие стрелки» (сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч, щелчком передавать мячик для пинг-понга), «Чьё звено скорее передаст клюшки, мячи!». Развить силу, быстроту, мелкую моторику, создать условия для сопряжённого развития крупных и мелких мышц помогают динамические часы на основе элементов спортивных игр с ракетками, битами, мечами разного диаметра. . 2. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей пальцев рук: («Надеваем перчатки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку»); для более эффективного массажа кисти используем грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш; 3. Театр в руке: (для повышения мышечного тонуса: «Рыбки», «Осьминожки»).

VI. Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. К ней относятся: логопедическая, фонетическая и речедвигательная.

Логопедическая ритмика. Это – система движений в сочетании с музыкой и словом. Улучшается состояние костно-мышечного аппарата, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, формируется правильная осанка, походка. В настоящее время она все более широко применяется в различных методиках и как самостоятельное средство воздействия на речь ребенка, а также в сочетании с музыкально-ритмическими упражнениями.

Другой методикой, способствующей преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи является фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Для того, чтобы они были интересными и разнообразными, для этого необходимо сочетать в них разные виды деятельности: артикуляционную гимнастику, развитие мелкой и общей моторики, работу над звукопроизношением и связной речью. Эти занятия, с одной стороны, учат детей больше пользоваться в речи прилагательными, наречиями, развивают фонематическое восприятие, исправляют ошибки в звуконаполняемости слов, а с другой – развивают дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, запоминание и воспроизведение речевого и двигательного материала.

Список литературы:

1.Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

2.Акименко В. М. Новые логопедические технологии. Учебно-методическая пособие. – 2-е. изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 105с.

3.Буслаева Е. Н. Актуальные проблемы логопедии глазами логопедов-практиков: сборник методических материалов. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2009. – 76с.

4.Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с недоразвитием речи. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 158с. – (Высшая школа).

5.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009 – 20с. – (Практическая логопедия).

6.Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знание, 1994. – 192с.

7.Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – 4-е изд. – СПб.: КОРОНА-Век, 2009. – 80с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Игнатенко Юлия Ильинична

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства