Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи
Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи
Данный материал поможет учителю-логопеду в формировании лексико-грамматических средств у детей с ОНР. Ведь главная задача в формировании лексико-грамматических средств заключается прежде всего в самостоятельно развитии речи детьми в процессе общения и обучения. Данная статья рассматривает периоды обучения ребенка, которые связаны с определенными темами, которые изучаются в том или ином периоде. И также в статье отмечается, что важна не только логопедическая работа, но и работа с родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи »
«Формирование лексико-грамматических средств языка
у детей с общим недоразвитием речи».
Выполнила: учитель-логопед Чернякова Г.М.
Формирование речи у детей с её недоразвитием строится с учётом закономерностей развития фразовой речи в норме. Главная задача заключается в том, чтобы дети в процессе общения и обучения могли самостоятельно развивать речь.
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина выделяют три периода обучения:
1. В первый период занятия по развитию лексико-грамматических средств логопедом проводятся два раза в неделю.
В этот период ставятся следующие задачи:
- развитие понимания устной речи;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
3. В третий период занятия по развития лексико-грамматических средств логопедом проводятся четыре раза в неделю.
Задачи третьего периода:
- образование глаголов с помощью приставок;
- образование относительных прилагательных;
- образование притяжательных прилагательных;
- образование прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;
- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: к, от, с;
- составление разных типов предложений.
Темы: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад - огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город», повторение ранее пройденных тем.
Стоит отметить, что у Н.С. Жуковой развитие лексико-грамматических средств языка происходит соответственно поэтапному формированию устной речи. При этом дошкольники составляют предложения, виды которых усложняются.
Такое усложнение основывается «на закономерности развития фразовой речи у детей в норме». Каждый этап работы предполагает логопедическую работу с детьми определенного уровня речевого развития для того, чтобы развить самостоятельно высказывание.
Для формировании фразовой и связной речи Л.Н. Ефименкова предлагает свои методические приемы, которые должны соответствовать уровням общего недоразвития речи. Также она дает краткую характеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития.
Дети 1 уровня обладают лепетной речь, а иногда она может и отсутствовать. У детей, имеющих зачатки речи, активный словарь состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов. Структура слов нарушена. Пассивный словарь шире.
Коррекционная работа при этом складывается из уточнения и расширения словаря, развития слоговой структуры слов, формирования фраз (простое двусоставное предложение).
Дети II уровня характеризуются структурно нарушенной фразой. У них не достаточно словарь, которых состоит только из самых употребительных в быту слов. Произношение многих слов искажено, дети не могу использовать предлоги.
В условиях детского сада специальных логопедических занятий с детьми с тяжелым нарушением речи недостаточно, и поэтому большое значение имеет организация работы с родителями и тесная взаимосвязь с воспитателями.
Список литературы
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург.; АРТ ЛТД,1998.
Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М., 2002. -120 с.
Волкова Л.С. Логопедия. – М.; Просвещение,1989.-528 с.