kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«формирование навыка послогового чтения у обучающихся с умственной отсталостью в 1, 2 классах с помощью нагдядных средств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В 1, 2 КЛАССАХ С ПОМОЩЬЮ НАГДЯДНЫХ СРЕДСТВ» . Расскрывает практическое значение полученных результатов в разработке методических приемов и системы упражнений, направленных на формирование читательских умений обучающихся первого, второго классов с умственной отсталостью. Полученные в исследовании данные могут быть использованы для совершенствования методики обучения чтению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««формирование навыка послогового чтения у обучающихся с умственной отсталостью в 1, 2 классах с помощью нагдядных средств»»

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В 1, 2 КЛАССАХ С ПОМОЩЬЮ НАГДЯДНЫХ СРЕДСТВ»

Современное понимание проблемы читательских умений и реализации в общеобразовательном учебном заведении для детей с интеллектуальными нарушениями приводит к повышению теоретического и методического уровня обучения чтению. Это обусловлено тем существенным значением, которое придается изучению чтения в системе обучения, воспитания и реабилитации лиц с умственной отсталостью.

Как известно, вследствие недостаточности аналитико-синтетической деятельности и ограниченного предыдущего речевого опыта обучающиеся с умственной отсталостью в процессе овладения чтением испытывают определенные трудности, преодоление которых не всегда бывает успешным. Поэтому усилия многих ученых и педагогов направлены на поиск средств активизации читательских умений у школьников с умственной отсталостью, которые способствовали бы более успешному формированию умения читать. Имеющаяся типовая программа обучения чтению для специальных (коррекционных) школ построена на основе представлений о первичной сохранности развития познавательной сферы обучающихся. Опыт работы учителей показывает, что на уроках чтения в начальной школе обучающиеся испытывают трудности в овладении навыком послогового чтения, несмотря на проделанную коррекционную работу.

Обучающиеся старших классов также продолжают испытывать трудности в овладении навыком чтения. Однако, несмотря на значительные успехи в этой области, недостаточно исследований, в которых была бы обоснована система формирования читательских умений. Исследованиями Л. С.Вавиной, Г.М.Дульнева, Н.П. Портной, З.Н. Смирновой, Т.К. Ульяновой установлено, что читательские умения учеников с умственной отсталостью развиты на низком уровне, о чем свидетельствует их речевой опыт.

К важнейшим составляющим процесса формирования чтения относят: словарный запас, грамматический строй речи, произношение звуков и слов сложного слогового состава, фонематические процессы, зрительное и акустическое восприятие, слухо-речевую и зрительно-предметную память, конструктивный и динамический праксис, внимание. Доказана прямая зависимость скорости продвижения ребенка в чтении от сформированности психических функций, лежащих в основе функционального базиса чтения (А. В. Лагутина). Структура речевого недоразвития и сформированность психических процессов, обеспечивающих функциональный базис чтения - основные критерии для определения начала обучения чтению детей с различными нарушениями. Системное недоразвитие устной речи, а также несформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений и др., является индикатором дислексии (Р. И. Лалаева, 1978). Наиболее распространенными нарушениями чтения у умственно отсталых школьников являются фонематические и оптические дислексии. Понимание процесса овладения чтением означает, что знания о буквах должны опираться на взаимообратимую связь нескольких образов: слухового, артикуляционного и зрительного образов речевого звука, а также зрительного образа буквы. Знание о слове должно опираться на взаимообратимую связь между слуховым образом слова, с одной стороны, зрительным образом графического обозначения слова, с другой стороны, и зрительным образом объекта, который этим словом обозначается, с третьей стороны. Степень сохранности и совместная работа зрительного, акустического и кинестетического анализаторов влияют на формирование процесса чтения.

Дидактические исследования о применении наглядности, о сочетании средств наглядности и слова учителя, проведенные под руководством профессора Л.В. Занкова и в научно-исследовательском институте школьного оборудования под руководством С.Г. Шаповаленко, В.Г. Болтянского и Л.П. Прессмана, позволили определить некоторые общие правила применения средств наглядности.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность обучающихся.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения послоговому чтению: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других формах обучения чтению.

Коррекционная работа начинается с развития речевого аппарата, так как он нарушен у детей. Используются следующие упражнения:

- Дыхательная гимнастика

Упражнение «Свеча». Встать, принять исходное положение, сделать глубокий вдох носом задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Свеча ». Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот двумя порциями:

  1. – короткий, чтобы воображаемое пламя свечи приняло горизонтальное положение, но не погасло;

  2. – длинный, чтобы загасить свечу. Следить за тем, чтобы дети не добирали воздух в процессе выдоха.

Упражнение «Ароматный цветок». Представить, что нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

Упражнение «Зимний ненастный вечер». Сделать глубокий вдох носом. На одном выдохе произносить звук [у] с последующим усилением и ослаблением звука.

Упражнение «Спущенная шина». Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук [с], имитируя звук проколотой шины велосипеда.

Упражнение «Пятёрочка». При сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

Упражнение «Воздушный шарик». Полностью выдохнуть воздух через рот и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом за несколько коротких, активных вдохов через нос.

Упражнение «33 Егорки». Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки». Вновь сделать глубокий вдох и продолжить: - Егорка, 2 – Егорка, 3 – Егорка и так далее пока хватит набранного воздуха. Следите за тем, чтобы дети не добирали воздух.

- Артикуляционная разминка

Упражнение «Губы». Плотно сжав губы, вытягиваем их вперёд, фиксируя это положение. Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке. Повторить упражнение 2-3 раза.

Упражнение «Щечки». Поочередно надувая каждую щеку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполняем воздухом обе щеки. Занять и. п. повторить 5-7 раз.

Упражнение «Хомячок».

А) Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

Б) Набрать в рот воздух и перемещать его вверх и вниз.

Упражнение «Конфета». Закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.

Упражнение «Маятник». Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева на право и обратно. Те же движения выполнять по нижнему ряду зубов.

Упражнение «Зубная щётка». Рот открыт. Чистим языком, как щёткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки – снизу вверх с внутренней стороны.

Упражнение «Сластёна!». Облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева на право. Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать её. Такое же движение сделать верхней губой.

Упражнение «Трубочка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нёбо, как можно ближе к корню. Двигаем язык к передним зубам так, чтобы кончик языка остался на нёбе, упираясь в него. Образуем языком трубочку.

Упражнение «Часики». Рот открыт. Перемещаем язык из одного угла рта к другому и наоборот.

Упражнение «Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка

«почистить» нижние зубы, совершая языком движения вначале из стороны в сторону, затем снизу вверх.

- Работа над дикцией

Сделать вдох. На выдохе повторить за учителем, соблюдая интонацию: повествовательную, вопросительную, восклицательную. Произнесите звуки с постановкой логического ударения. Пропеть гласный звук, используя музыкальный ряд.

Скороговорка. «Петр пень пилил пилой». (На одном дыхании проговорить 4- 5 раз.)

Сделать вдох. Произнести на выдохе за учителем звук. 1, 2. 3 – строчка кратко, 4 – нараспев.

Проговаривание и запоминание стихотворения. Упражнение «Доскажи словечко»

са – са – са – в лесу бегает…(лиса)

Упражнения выполняются в начале каждого урока с применением чистого платочка и зеркала, так как обучающийся должен видеть свои действия.

Для формирования и развития навыка послогового чтения разработан комплекс упражнений и игр в соответствии с аналитико-синтетического методом, который в дальнейшем использовался как для развития навыков чтения, так и для коррекции нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью.

На уроках обучения грамоте в 1 классе для отработки навыков чтения можно использовать слоговые таблицы. Слогослияние – это сочетание согласной и последующей гласной, либо сочетание согласной и мягкого знака. Такие буквосочетания - наиболее трудный и важный элемент обучения чтения. Системное представление материала оптимально для обучения чтению.

В таблице выделены и подчеркнуты слоги, в которых дети наиболее часто делают ошибки. Данная таблица пригодна как для обучения чтению, так и для контроля за усвоением материала. Если ребенок знает все буквы – ему легче читать по столбцам, чем по строкам. Взрослый должен контролировать, чтобы чтение слогов-слияний производилось ребенком как бы «автоматически». Обучение чтению можно производить по частям. Рекомендуем распечатать и сделать несколько рабочих экземпляров таблицы, вычеркивая при обучении и контроле слоги-слияния, который ребенок узнает и быстро читает (то есть навык доведен «до автоматизма»). (См. Приложение 1) Часто работа со слоговыми рядами на уроках обучения грамоте проходит однообразно, учитель ее только для автоматизации навыков чтения, в то время как творческая работа с данным речевым материалом может заложить психологически устойчивый фундамент для полноценного чтения детей, поэтому предлагается использование фонетической ритмики.

Для обучающихся является важным отработка речевого дыхания, что легко можно выполнить на слогом материале (первые три слога произносятся на одном вдохе, а последний – на одном выдохе: та та та та, то то то то, ту ту ту ту). Следующая задача, которую можем решить, работая со слогами – это работа над изменением силы голоса (обратите внимание, что слоги отличаются по высоте: чем выше написан слог, тем громче его надо читать: па па па ПА па па па). Еще одна задача - отработка ударения, реализуемая при работе со слогами (в работе можно использовать бубен, удар бубна сильнее на там слоге, где стоит ударение, дети также выделяют ударный слог: ра ра ра’ ла ла’ ла му’ му му).

Использование заданий с наглядностями, способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников. Например, «Лента букв» - она выступает в качестве своеобразного средства наглядности, помогающего в запоминании букв и оказывающего детям заметную помощь в различении звуков и букв, в осознании принципа их классификации, и кроме этого, открывает перед учителем дополнительные возможности разнообразить ее работу на уроках первоначального чтения.

Обучающимся предлагаются следующие задания: чтение изученных гласных букв в прямом или обратном порядке; чтение изученных согласных букв сверху вниз, снизу вверх, при этом ребенок должен говорить какой звук она может обозначать; угадывание букв по половинкам букв.

Подвижная азбука и разрезные слоги. На индивидуальном наборном полотне ребенок читает только то, что перед этим сам составил. Работа с использованием общеклассных наборных полотен: класс читает также и

слова, заранее набранные учителем. Тексты на полотне составляет как учитель, так и ученик, а также он может быть составлен до урока и во время урока. Подвижная азбука удобна, прежде всего, для показа букв. Анализирующее слово произносится детьми с опорой на схему, устанавливается его слого-звуковой состав, выделяется и характеризуется звук, являющийся объектом изучения на данном уроке, проводится упражнение в слышании этого звука в других словах, в других позициях.

Для чтения, т.е. воссоздания слого-звукового состава звучащего слова и понимания его, прежде всего необходимо запомнить и быстро узнать букву. Использование с этой целью именно подвижной азбуки объясняется тем, что изолирующая позиция буквы - самая легкая для узнавания буквы. Узнаваемость буквы, как утверждают психологи, значительно уменьшится при перемещении буквы в глубину слова.

Учебно-наглядное пособие «Домик певцов». За основу была взята методика использования зрительной символики гласных и согласных звуков (Т. А. Ткаченко). Впервые данная методика и результаты ее использования были опубликованы автором в статье «Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи» (журнал «Дефектология», №6,1985, стр. 68).

Пособие представляет собой десятиэтажный домик. По два окошка на этаже. Между окнами располагаются символы гласных звуков. На окнах наклеены прозрачные кармашки для размещения букв или символов согласных звуков. Задания, которые можно использовать при работе с пособием: «Произнеси гласный звук» - ребенок выполняет определенную артикуляционную позу, подсказанную символом гласного звука; «Подбери наряд для звука» - ребенок помещает на символ гласного звука соответствующую букву; «Прочти слог»– ребенок читает прямые и обратные слоги (по символам и буквам); «Прочти двухзвуковые слова: ах, ох. их, эх, ох, он, мы, ты, вы и т. п. (по символам и буквам); «Прочти трехзвуковые слова» (мак, час, бык, щит, гол, кот, лещ и т. п.); «Составь слог» - взрослый

произносит определенный слог, четко выделяя каждый звук. Ребенок выкладывает слог, используя буквы или символы. «Составь слово» - взрослый произносит двух – или трехзвуковое слово, четко выделяя каждый звук. Ребенок выкладывает слово, используя буквы или символы. «Цветные кружки» - ребенок выполняет анализ слогов, двух-, трехзвуковых слов.

Работа с данным материалом обеспечивает возможность слить воедино творческое овладение обучающимися навыками послогового чтения и достижение психологического комфорта и детьми, и учителем.

Важно расширить также и объем работы по овладению обучающимися основным механизмом чтения. Для этого стоит использовать Д.Б.Элькониным пособие «окошечки» и предусмотреть увеличение времени на отработку слогового чтения, увеличение количества слогового материала, предлагаемого для чтения.

Пособие представляет собой картонку с прорезанными в ней четырьмя окошками, в которые вставляются полоски плотной бумаги с вертикально написанными гласными и согласными буквами; гласные изображены красным цветом, согласные черным. На одной полоске изображены все известные детям гласные буквы, а полоска с согласными буквами заполняется по мере знакомства с ними детей. Полоски вставляются в окошки в таком порядке: согласные — гласные — согласные — гласные. После показа согласной буквы дети ставят в первое окошечко изучаемую согласную, а во второе — полоску со всеми гласными и, двигая ее постепенно, образуют всевозможные слоги (ма, мя, му, мю, мо, мё, мы, ми). По мере увеличения известных согласных становится разнообразнее работа с окошечками и шире круг читаемых слов. Дети переходят к чтению слов по букварю.

Узнавание написанного слога в большей степени зависит от того, знаком ли этот слог ребенку, и в каком окружении оно встречается. В тетрадях Т.С. Резниченко «Я запоминаю слоги» в четырех частях, приложение к «Занимательному букварю» в основном предлагаются для

чтения слова, достаточно знакомые большинству детей, однако также включен ряд не часто встречающихся слов с целью пополнения словарного запаса обучающихся.

Тетрадь включает: упражнения, которые выполняет обучающийся для закрепления навыка чтения слогов; рисунки и подписи к ним с пропущенными буквами; карточки с буквами, которыми следует дополнить подписи к картинкам; вопросы и задания для совместного выполнения взрослого с ребенком в форме беседы; перечень литературных произведений для чтения детям (См.Приложение 4).

У обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) значительно преобладает пассивный словарь над активным словарем. Для этого проводится работа по обогащению словарного запаса обучающихся на каждом уроке. Выделяют несколько направлений словарной работы: систематическое ознакомление с новыми словами; уточнение и закрепление словаря; активизация словаря.

Для закрепления изученного материала используются так же следующие приёмы: отыскивание и выделение изучаемых букв в текстах; запоминание, отыскивание акустического и визуального образа слогов; слияние изученных слогов в слова и соотнесение их с картинками; конструирование букв, ориентировка на листе бумаги и печатание букв, слогов, слов и предложений (работа в тетради в клетку); творческие задания на закрепление изученного материала (составление слов из изученных букв и слогов, изменения слов с помощью прибавления, перестановки, замены слогов, прочтение текстов совместно с логопедом (ребёнок сам читает по ходу текста только изученные слова, отгадывание кроссвордов, ребусов и т. п.); чтение и работа над текстами различной сложности, выбор иллюстраций, игра «Чудесный домик» (См.Приложение 2).

Для достижения максимально возможных результатов все перечисленные виды работ необходимо выполнять систематически и целенаправленно. Работа по коррекции нарушений чтения может

проводиться как индивидуально, так и фронтально.

Представим примерный план фронтального коррекционного занятия (урока чтения).

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Вступительная беседа. Цель этого этапа актуализировать знания обучающихся о тех понятиях, которые фигурируют в тексте.

    3. Разбор сложных для понимания обучающихся слов.

    4. Чтение текста учителем при закрытых книгах. Для актуализации внимания обучающихся им задается узловой вопрос из текста, на который они должны ответить по окончании чтения учителем.

    5. Беседа на основе слухового восприятия. Цель обучающихся ответить на узловой вопрос, заданный до прочтения и воссоздать описанную картину по вопросам учителя.

    6. Словарная работа, связанная с послоговым прочтением сложных слов: слова выписываются на доску, сначала читает учитель, затем обучающиеся, сначала по слогам, потом целым словом.

    7. Самостоятельное чтение текста обучающимися. Если есть картинка к произведению, нужно сначала рассмотреть ее, можно задать вопросы на развитие пространственной ориентировки. Далее обучающиеся самостоятельно щепотным чтение читают текст.

    8. Аналитическое чтение. Этот этап является самым важным. Обучающиеся читают текст по частям, под руководством учителя. После каждой части обучающимся задаются вопросы на понимание. Также на этом этапе проводится словарная работа, связанная с разбором слов с переносным значением. На этом же этапе проводится работа по реализации поставленной цели.

    9. Реализация поставленной цели.

    10. Рефлексия. Выше были описаны обще этапы построения фронтальной коррекционной работы. Фронтальные занятия по учебнику не учитывают индивидуальных особенностей обучающегося и даны усреднено для всех. Индивидуальная программа ориентирована на конкретного обучающегося, для которого подобраны специальные задания для внеклассных занятий.

Индивидуальная коррекционная работа по преодолению нарушений чтения предназначена для обучающихся, которым недостаточно фронтальной работы и требуется подход с индивидуальными заданиями. Как и фронтальная работа, индивидуальная также должна начинаться с артикуляционной гимнастики, которая представлена нами выше. Можно использоваться метод чтения слоговых таблиц. В таблицах представлены слова, которые встретятся обучающемуся в тексте.

Цель упражнения – научиться читать слово целыми словами. Задание для обучающегося: «Сначала прочитай слово по слогам, затем целиком». После того как обучающийся прочитал все слова целиком, синтезируем слова в целую фразу. В случае затруднения чтения целыми словами рекомендуется еще раз прочитать слова или перейти к синтезу фразы через словосочетания. Пример слоговых таблиц представлен в приложении.

Таким образом, коррекционная работа делится на фронтальную и индивидуальную. Коррекционная работа строится исходя из качества и количества нарушений чтения у обучающихся. Устранение нарушений чтения проводилось в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико- грамматического строя.

Для коррекции нарушений чтения у обучающихся с умственной отсталостью нами использовались рекомендации, предложенные Р.Лалаевой:

  • развитие фонематического восприятия при устранении нарушений чтения на основе фонематического распознавания; развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии на основе нарушений языкового анализа и синтеза; развитие составляющей анализа и синтеза;

  • развитие фонематического анализа и синтеза;

  • устранение аграмматизмов при чтении [19].

Коррекция чтения велась постепенно с опорой на особенности личности обучающегося и на законы психолингвистического развития речи. Содержание практических задач было рассчитано на развитие слуховой, зрительной, моторной памяти обучающихся, расширение словарного запаса.

Анализ эксперимента показал, что разработанный проект программы урочной и внеурочной деятельности по коррекции навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) успешно прошел апробацию. В результате коррекционной работы навык послогового чтения у обучающихся вырос. Обучающиеся стали допускают меньше ошибок, связанных с пропусками и заменой окончаний. Заметны положительные изменения в установлении причинно-следственных связей. Динамика заметна и в оперативных единицах чтения, почти все обучающиеся смогли повысить свой навык в чтении слогов.
































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



А

О

У

Ы

И

Е

Я

Ё

Э

Ю

Ь

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

БЁ

-

БЮ

БЬ

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

ВЕ

ВЯ

ВЁ

-

ВЮ

ВЬ

Г

ГА

ГО

ГУ

-

ГИ

ГЕ

-

ГЁ

-

ГЮ

ГЬ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ДИ

ДЕ

ДЯ

ДЁ

-

ДЮ

ДЬ

Ж

ЖА

ЖО

ЖУ

-

ЖИ

ЖЕ

-

ЖЁ

-

ЖЮ

ЖЬ

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗИ

ЗЕ

ЗЯ

ЗЁ

-

ЗЮ

ЗЬ

Й

ЙА

ЙО

-

-

-

ЙЕ

-

-

-

-

-

К

КА

КО

КУ

КЫ

КИ

КЕ

-

КЁ

-

КЮ

-

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛИ

ЛЕ

ЛЯ

ЛЁ

ЛЭ

ЛЮ

ЛЬ

М

МА

МО

МУ

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

МЁ

МЭ

МЮ

МЬ

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НИ

НЕ

НЯ

НЁ

-

НЮ

НЬ

П

ПА

ПО

ПУ

ПЫ

ПИ

ПЕ

ПЯ

ПЁ

ПЭ

ПЮ

ПЬ

Р

РА

РО

РУ

РЫ

РИ

РЕ

РЯ

РЁ

РЭ

РЮ

РЬ

С

СА

СО

СУ

СЫ

СИ

СЕ

СЯ

СЁ

СЭ

СЮ

СЬ

Т

ТА

ТО

ТУ

ТЫ

ТИ

ТЕ

ТЯ

ТЁ

-

ТЮ

ТЬ

Ф

ФА

ФО

ФУ

ФЫ

ФИ

ФЕ

ФЯ

ФЁ

-

ФЮ

ФЬ

Х

ХА

ХО

ХУ

ХЫ

ХИ

ХЕ

-

ХЁ

-

ХЮ

-

Ц

ЦА

ЦО

ЦУ

ЦЫ

ЦИ

ЦЕ

-

-

-

ЦЮ

-

Ч

ЧА

ЧО

ЧУ

-

ЧИ

ЧЕ

-

ЧЁ

-

-

ЧЬ

Ш

ША

ШО

ШУ

-

ШИ

ШЕ

-

ШЁ

-

-

ШЬ

Щ

ЩА

ЩО

ЩУ

-

ЩИ

ЩЕ

-

ЩЁ

-

-

ЩЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2










А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

БА

ВА

ГА

БО

ВО

ГО

БУ

ВУ

ГУ

БЫ

ВЫ

ГЫ

БЭ

ВЭ

ГЭ

БИ

ВИ

ГИ

БЕ

ВЕ

ГЕ

БЁ

ВЁ

ГЁ

БЮ

ВЮ

ГЮ

БЯ

ВЯ

ГЯ



ДА

ЖА

ЗА

ДО

ЖО

ЗО

ДУ

ЖУ

ЗУ

ДЫ

ЖИ

ЗЫ

ДЭ

ЖЕ

ЗЭ

ДИ

ША

ЗИ

ДЕ

ШО

ЗЕ

ДЁ

ШУ

ЗЁ

ДЮ

ШИ

ЗЮ

ДЯ

ШЕ

ЗЯ

КА

ЛА

МА

КО

ЛО

МО

КУ

ЛУ

МУ

КЫ

ЛЫ

МЫ

КЭ

ЛЭ

МЭ

КИ

ЛИ

МИ

КЕ

ЛЕ

МЕ

КЁ

ЛЁ

МЁ

КЮ

ЛЮ

МЮ

КЯ

ЛЯ

МЯ


НА

ПА

РА

НО

ПО

РО

НУ

ПУ

РУ

НЫ

ПЫ

РЫ

НЭ

ПЭ

РЭ

НИ

ПИ

РИ

НЕ

ПЕ

РЕ

НЁ

ПЁ

РЁ

НЮ

ПЮ

РЮ

НЯ

ПЯ

РЯ


СА

ТА

ФА

СО

ТО

ФО

СУ

ТУ

ФУ

СЫ

ТЫ

ФЫ

СЭ

ТЭ

ФЭ

СИ

ТИ

ФИ

СЕ

ТЕ

ФЕ

СЁ

ТЁ

ФЁ

СЮ

ТЮ

ФЮ

СЯ

ТЯ

ФЯ


ХА

ЦА

ЩА

ХО

ЦО

ЩО

ХУ

ЦУ

ЩУ

ХЫ

ЦЫ

ЩИ

ХЭ

ЦЕ

ЩЕ

ХИ

ЧА

ЩЁ

ХЕ

ЧО

НЬ

ХЁ

ЧУ

ТЬ

ХЮ

ЧЕ

ЛЬ

ХЯ

ЧЁ

МЬ


АВ

НЬ

СПИ

ИГ

ПЬ

ПЛА

ЕМ

РЬ

КЛЕ

ЁЛ

СЬ

ТРА

УР

ТЬ

КРУ

ЯК

ОН

ДВЕ

ОБ

ОНА

СТЕ

ЭК

ОНО

ПРИ

ЮЛ

ОНИ

СТО

ШКО

МНЕ

СТУ


ПРИЛОЖЕНИЕ 3



ПРИЛОЖЕНИЕ 4










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гимаева Светлана Александровна

Дата: 04.12.2022

Номер свидетельства: 619114


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства