kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование коммуникативных компетентностей у детей начальных классов с интеллектуальными нарушениями на логопедических занятиях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных задач, стоящих перед логопедами специального коррекционного образования, является повышение эффективности обучения и воспитания обучающихся на основе формирования у них коммуникативной компетентности. И ведущая роль, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование коммуникативных компетентностей у детей начальных классов с интеллектуальными нарушениями на логопедических занятиях»»

слайд

Формирование коммуникативных компетентностей у детей начальных классов с интеллектуальными нарушениями на  логопедических занятиях.
2 слайд
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

3 слайд

Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

4 слайд
Дети с интеллектуальными нарушениями в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Речь у ребенка с умственной отсталостью появляется значительно позже и характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов: от фонематического до семантического уровней.

Несовершенство коммуникативных умений детей с умственной отсталостью осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации.
Социальная действительность требует от детей с отклонениями в развитии умения читать, писать, излагать собственные мысли в устном и письменном виде, соблюдать речевую культуру.

5 слайд
Одна из главных задач, стоящих перед логопедами специального коррекционного образования, является повышение эффективности обучения и воспитания обучающихся на основе формирования у них коммуникативной компетентности. И ведущая роль, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи.

К нам на логопедические занятия поступают дети c системным недоразвитием речи, осложнённым дизартрией, алалией, ринолалией, заиканием. Главная цель, которая стоит перед учителем-логопедом – определение структуры и степени выраженности дефекта развития речи и максимальная коррекция отклонений в речевом развитии детей.

Основными формами коррекционно-развивающей работы являются групповые и индивидуальные занятия. В зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции, ребёнок посещает занятия логопедии 3 - 4 раза в неделю.
6 слайд
На занятиях дети с нарушением интеллекта учатся понимать обращённую к ним речь, выполнять несложные задания («Встань», «Подойди»). В данном случае слово взрослого становится регулятором поведения ребёнка, организует его деятельность. В дальнейшем, создавая условия, побуждающие умственно отсталого ребенка к высказыванию, логопед формирует его речевую деятельность. С умственно отсталыми детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной интонацией. Ребёнка зачастую надо учить всему, даже улыбаться.

7 слайд УЛЫБКА

Известно, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает педагог.



8 слайд

Богатый материал для развития речи дают сказки. Даётся задание пересказать сказку, инсценировать наиболее лёгкие, доступные сказки. Такая работа будет способствовать формированию диалогической речи обучающихся. Например, сказка «Репка».

9 слайд

Основными принципами организации занятия является наглядность и предметность преподавания, т.е. организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект по возможности был воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Широко используются такие средства наглядности как индивидуальные пособия, дидактический материал, магнитная доска,  мнемодорожки. Применение презентаций в программе Microsoft Power-Point помогают оживить учебный процесс за счёт новизны, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Все они служат для развития речи и более эффективного запоминания материала.

10 слайд

Необходимо систематизировать, упорядочить чувственный опыт умственно отсталых детей, приобретённый в процессе наблюдения. Важно показать им последовательность описания объекта и основной словарь, необходимый для этого. В процессе беседы и упражнений осуществляется контроль над речевыми высказываниям ребят. Данная работа хорошо просматривается при работе с фразовым конструктором.


11 слайд

Здесь же уместно включать упражнения на подбор синонимов, антонимов.

12-13 слайды

Одним из приёмов, побуждающих детей с интеллектуальной недостаточностью к высказыванию, постановке вопроса, участию в диалоге, развитию коммуникативной функции речи являются графические схемы. Не умея читать дети , зрительно глядя на схему, дают подробное описание предмета, используя в своей речи прилагательные, то есть у обучающихся формируются первичные навыки связного рассказа без наводящих вопросов.

14 слайд
Для устранения однообразия в работе по составлению текста, использую различные виды планов, модифицируя их. Картинный план помогает учащимся точно передать содержание рассказа, употребляя необходимые глаголы. По картинному плану можно составлять и сказки и небольшие рассказы.

15 слайд

«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения»

Антуан

де Сент - Экзюпери


Роскошное общение – это общение в радость, с юмором и комплиментами, умением найти нужное и ободряющее слово.

Как приятно, когда после летнего отпуска,  ребятишки бегут обниматься и говорят, как они рады меня видеть. От этих слов в одно мгновение поднимается у меня настроение, и моё лицо озаряет улыбка. И они мои учителя, помогающие мне понять, как это важно уметь общаться, говорить важные, приятные и нужные слова. И это я считаю единственным богатством, единственной  роскошью общения!!!  

16 слайд

Желаю всем добра, радости, вдохновения, взаимопонимания, тёплого общения!!!



 

 

 

 

 
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Романова Любовь Сергеевна

Дата: 10.10.2025

Номер свидетельства: 675222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства