Просмотр содержимого документа
«Эссе "Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности учителя-жефектолога»
Эссе
Использование информационно-коммуникативных технологий
в профессиональной деятельности учителя-дефектолога
"Детская природа ясно требует наглядности.
Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным
ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться
над ними, но свяжите с картинками двадцать
таких же слов - и ребёнок усвоит их на лету..."
К.Д. Ушинский
Маленький ребёнок, приходя в этот мир, заявляет о своём появлении громким криком, говоря всем вокруг: «Вот я! Я пришёл, чтобы дарить радость, счастье, любовь и нести свет в этот мир, делая его лучше и прекраснее!» И приходит он таким, каким его создала природа. Развитие каждого ребёнка идет по определённым закономерностям и с участием различных психических процессов. Но иногда случается, что из-за плохой экологии, неблагоприятных наследственных факторов, различных тяжёлых инфекционных и хронических заболеваний, вредных привычек и других причин, всё чаще на свет рождаются дети с теми или иными проблемами в развитии. Число таких детей, к сожалению, постоянно растет, поэтому профессия дефектолога в современном мире очень актуальна и востребована.
Дефектолог – необыкновенная профессия, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Большое преимущество работы дефектолога – это ее особая значимость для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача человека, выбравшего профессию дефектолога, обучать и развивать «особенного» ребенка, помочь ему адаптироваться в социальной, бытовой, профессиональной и других сферах.
Для дефектолога важно осуществлять поиск новых форм, методов работы, способствующих повышению качества воспитания, образования и развития «особых детей». Известно, что использование учителем-дефектологом в своей работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе учителей-дефектологов - необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем, делающий эффективными и презентабельными все направления профессиональной деятельности. Компьютерные технологии входят в систему образования как один из эффективных способов, передачи знаний. С уверенностью можно сказать, что ИКТ является неотъемлемой частью процесса обучения, в том числе коррекционного.
Общение детей с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Специально разработанные компьютерные программы, которые может в своей работе использовать дефектолог, несут обучающий и развивающий характер: «Развивай-ка для малышей» из серии «Обучение с приключением», «Веселая азбука», «Фабрика игр», «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно», «Трое из Простоквашино» - Шарик учит азбуку, «Баба-Яга учится читать» и др. Детские компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. При подборе и создании компьютерных игр, неоценимую услугу специалист получит от сайта «МЕРСИБО». На сайте представлено много игр на формирование фонематического слуха, речевого дыхания, лексики и грамматики, связной речи, развития мышления, памяти, внимания и др. Например игра "Рабочий инструмент" позволит специалисту познакомить детей с темой "Профессии". В процессе игры ребёнок глядя на человека в рабочей одежде, должен угадать, как называется профессия и какие инструменты нужны ему для работы. Во время игры у детей обогащается и активизируется словарный запас, развивается внимание и такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Занятие проходит в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Игра "На рынке" поможет дефектологу формировать у ребёнка грамматический строй речи. Для похода на рынок необходимо выбрать предмет, который надо купить, и количество один, три, пять, "много", "нет" в единственном и множественном числе. Задача ребёнка правильно назвать слово в нужном числе. Во время игры можно включать или выключать автоматический выбор слов для проверки, правильную озвучку картинки и время её показа. Данная игра помогает педагогу отработать в речи детей употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
На сайте «МЕРСИБО» можно не только купить готовые игры, но и воспользоваться ими при подписке, с помощью «Конструктора картинок» можно создавать собственные игры. При подборе и самостоятельном создании игр необходимо учитывать требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам и играм, применяемым на логопедических занятиях:
материал должен создаваться с учётом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребёнка;
материал должен быть ярким, красочным, со звуковым оформлением;
объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными для детей;
текст заданий, желательно, должен быть озвучен диктором;
материал, должен включать в себя интересные, понятные и простые для выполнения задания;
программа должна развивать, давать новые знания, обучать необходимым навыкам в игровой форме.
Использование дефектологом информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе позволяет:
сочетать традиционные и современные средства и методы обучения;
повысить мотивацию, интерес детей с ОВЗ на занятиях, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы в целом;
создавать условия для наиболее эффективного процесса коррекционно-развивающей работы с детьми, по сравнению с традиционными методиками, так как задания представлены в игровой, интерактивной форме;
использовать сохранные анализаторы, а так же позволяет создавать наиболее эффективные компенсаторные механизмы, так как слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль;
дает возможность индивидуальной настройки, так как содержат различные по сложности или объему варианты заданий;
оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности;
дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели;
развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Обеспечение своевременного переключение видов деятельности, включение в работу всех анализаторов, подача материала с оптимальной дозировкой по времени и объему, соблюдение охранного режима является залогом положительной результативности коррекционно-развивающего процесса.
В заключении хочется отметить, что бесспорно в современном образовании, компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, но использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для педагога.
Список использованной литературы:
1. Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / М. Ю. Бухаркина, Е. С. Полат: М. «Академия», 2010.
2. Королёва Н, Петрова С. «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», // «Дошкольное воспитание», № 6, 2010.
3.Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», //«Логопед», 2011, № 3.