Просмотр содержимого документа
«Экспериментальное ㅤ изучение коммуникативной ㅤ готовности к школьному ㅤ обучению детей старшего ㅤ дошкольного возраста ㅤ с ОНР»
Особенности развития коммуникативной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Учитель-логопед Романова Людмила Викторовна г.Биробиджан МБДОУ «Детский сад №43»
В настоящее ㅤ время роль коммуникации ㅤ имеет огромное ㅤ значение в жизни человека, особенно ㅤ в жизни ребенка. Через коммуникацию ㅤ человек приобретает ㅤ все свои высшие познавательные ㅤ способности и качества. С ее помощью люди обмениваются ㅤ информацией и передают ㅤ ее на протяжении ㅤ многих лет. Развитие ㅤ личности во многом зависит от социального ㅤ окружения человека.
Изучение основных компонентов коммуникативной готовности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволило нам сделать ряд принципиальных для настоящего исследования выводов:
1.Коммуникативная готовность старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительно отличается от процесса общения их сверстников с нормальным развитием речи, как по уровню своего развития, так и по основным качественным показателям - мотивам, целям, содержании и средствам общения.
2.Уровень сформированности коммуникации ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речи. Речевая деятельность является основным и универсальным средством общения между людьми в человеческом обществе и одновременно - основным средством коммуникации. Показателем того, насколько развито общение, является не преобладание тех или иных контактов, а способность общаться на разные темы в зависимости от ситуации и партнера.
3. У большинства дошкольников 5-6 лет с ОНР обнаруживается недостаточное развитие мотивационно-потребностной сферы общения, коммуникативных умений и навыков, активности и целеустремленности в общении, что затрудняло контакты детей с окружающими, оказывало отрицательное влияние на их психическое и личностное развитие, готовность к школьному обучению.
4. Коррекционная работа по преодолению нарушения коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи должна начинаться с коррекции речевого развития ребенка, с преодоления его речевой патологии. Ведь уровень сформированности общения ребенка с общим недоразвитием речи во много определяется уровнем развития его речевых возможностей.
Анализ литературы свидетельствует о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи несформированность средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает все систему в целом. Недостаточность коммуникативной активности и возможностей затрудняет взаимодействие детей с общим недоразвитием речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность.
Нами было проведено ㅤ исследование на базе МБДОУ «Детский сад №43» г. Биробиджана. В исследовании ㅤ принимали участие десять детей 5-6 летнего возраста ㅤ (старшей и подготовительной ㅤ группы).
Целью исследования ㅤ являлось – выявление ㅤ коммуникативной готовности ㅤ к школьному ㅤ обучению детей старшего ㅤ дошкольного возраста ㅤ с общим недоразвитием ㅤ речи.
Методики ㅤ экспериментального изучения ㅤ коммуникативной готовности ㅤ детей дошкольного ㅤ возраста с ОНР были направлены ㅤ на:
Изучение ㅤ состояния связной речи;
Изучение ㅤ состояния диалогической ㅤ речи (по А. В. Чулковой) [90]ㅤ .
В констатирующем ㅤ эксперименте приняли участие 10 детей старшего ㅤ дошкольного возраста ㅤ (5-6 лет). Были обследованы ㅤ дети из логопедической ㅤ группы с нарушениями ㅤ речи. Контингент ㅤ экспериментальной группы составила ㅤ группа детей с общим недоразвитием ㅤ речи 2 и 3 уровня речевого ㅤ развития. Все задания были представлены ㅤ в игровой форме, соответственно ㅤ возрасту испытуемых.
С целью объективности ㅤ оценки получаемых ㅤ данных задания выполнялись ㅤ с каждым ребенком ㅤ индивидуально.
В данных методиках ㅤ приведены рекомендуемые ㅤ для обследования ㅤ речевые задания и критерии ㅤ оценки их выполнения. Задания носят комплексный ㅤ характер и направлены ㅤ на выявление ㅤ у учащихся ㅤ старшего дошкольного ㅤ возраста с общим недоразвитием ㅤ речи связной устной речи.
В процессе ㅤ обработки полученных ㅤ данных подсчитывалось ㅤ количество баллов, полученных ㅤ за каждую методику ㅤ и за все диагностические ㅤ методики в целом.
Как показало ㅤ проведенное обследование, выполнение ㅤ всех диагностических ㅤ заданий вызвало у учащихся ㅤ значительные затруднения.
ㅤ Результаты, полученные при изучении связной речи, свидетельствуют ㅤ о том, что не все дети данной категории ㅤ показали сформированность ㅤ навыка пересказа ㅤ связного текста. У многих старших дошкольников ㅤ отмечалось затруднение ㅤ при выполнении ㅤ заданий, требовалась ㅤ стимулирующая помощь в виде вопросов, наблюдалась ㅤ стереотипность в оформлении.
Дети с общим недоразвитием ㅤ речи затрудняются ㅤ в самостоятельном ㅤ планировании сюжета, в грамматическом ㅤ оформлении речевого ㅤ материала. Развернутые ㅤ смысловые высказывания ㅤ детей данной категории ㅤ характеризуются отрывочностью, акцентом ㅤ на внешние, поверхностные ㅤ впечатления, а не на причинно-следственные ㅤ отношения действующих ㅤ лиц.
Было установлено, что затруднения ㅤ у дошкольников ㅤ с общим недоразвитием ㅤ речи чаще всего возникали ㅤ в начале пересказа, при воспроизведении ㅤ последовательности новых событий.
В пересказах ㅤ почти всех детей наблюдались ㅤ нарушения связности ㅤ изложения (неоднократные ㅤ повторы фраз и их частей, искажение ㅤ смысловой и синтаксической ㅤ связи между предложениями, пропуски ㅤ глаголов).
В ходе изучения навыка составления рассказа ㅤ по серии сюжетных ㅤ картинок, мы выявили, что у многих детей наблюдалось ㅤ незначительное искажение ㅤ ситуации, а также неправильное ㅤ воспроизведение причинно-следственных ㅤ связей. В большинстве ㅤ случаев рассказы ㅤ были составлены ㅤ без аграмматизмов, но проявлялась ㅤ стереотипность оформления ㅤ высказывания. Часто дети ограничивались ㅤ перечислением действий ㅤ изображенных на картинках. В некоторых ㅤ случаях дети неправильно ㅤ раскладывали картинки, но при этом логично выстраивали ㅤ сюжет рассказа.
У детей с общим недоразвитием ㅤ речи часты повторы, паузы, неразвернутые ㅤ высказывания. Объем рассказов недостаточен.
Анализ результатов ㅤ показал, что при спонтанной ㅤ речи дошкольники ㅤ испытывают затруднение ㅤ в лексическом ㅤ и грамматическом ㅤ оформлении устных высказываний ㅤ (умение синтаксически ㅤ связывать слова в предложении ㅤ и предложения ㅤ между собой, умение избегать ㅤ лексических повторов)ㅤ .
Констатирующее ㅤ исследование выявило еще одну особенность ㅤ оформления устных высказываний ㅤ дошкольников: испытуемые ㅤ практически не используют ㅤ в своей речи основные ㅤ средства выразительности ㅤ для более успешного ㅤ доведения своих мыслей до адресата. Только 30% использовали ㅤ в своей речи паузы и логическое ㅤ ударение и правильно ㅤ выбрали основной ㅤ тон для раскрытия ㅤ предложенной темы.
Экспериментальное исследование показало, у детей с общим нарушением речи выявлен ряд проблем: трудности в восприятии речевого материала на слух; недостаточность смыслового понимания текста; нарушение логической последовательности высказывания; неточный выбор недоразвитие внутреннего программирования и синтаксического структурирования связного текста; затруднения при формулировании выводов, обобщений, доказательств; нарушение связности и цельности текста при пересказе, «повторение предложений и нарушение синтаксической связи между словами.
При исследовании диалогической речи результаты позволили нам в конечном итоге дать характеристику исходным уровням диалогической речи у детей.
Для детей характерно:ㅤ
знание речевых штампов лишь в тех ситуациях, которые часто встречаются в повседневном обиходе: приветствие, просьба, извинение, реже – знакомство;
наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья;
дети пассивно включаются в диалог;
беседа протекает медленно, много длительных пауз;
интерес к беседе отсутствует, разговор длится пока взрослый проявляет инициативу;
дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов;
нуждаются в помощи в виде наводящих вопросов;
Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить следующие особенности сформированности речевой готовности у старших дошкольников с ОНР. При пересказе у детей наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц; дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов. Дети с недоразвитием речи почти всегда нуждались в помощи в виде наводящих вопросов как при составлении рассказа по сюжетным картинкам, так и при пересказе.
Это свидетельствует о недостаточной речевой готовности к школьному обучению детей с ОНР и обусловливает необходимость проведения с ними целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Для этого были подобраны и систематизированы методические рекомендации.