kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экспериментальное ‏ㅤ изучение коммуникативной ‏ㅤ готовности к школьному ‏ㅤ обучению детей старшего ‏ㅤ дошкольного возраста ‏ㅤ с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности ‏развития коммуникативной готовности ‏к школьному ‏ обучению детей старшего ‏ дошкольного возраста ‏ с ОНР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальное ‏ㅤ изучение коммуникативной ‏ㅤ готовности к школьному ‏ㅤ обучению детей старшего ‏ㅤ дошкольного возраста ‏ㅤ с ОНР»

Особенности ‏развития коммуникативной готовности ‏к школьному ‏ обучению детей старшего ‏ дошкольного возраста ‏ с ОНР.

Учитель-логопед Романова Людмила Викторовна г.Биробиджан МБДОУ «Детский сад №43»

В настоящее ‏ㅤ время роль коммуникации ‏ㅤ имеет огромное ‏ㅤ значение в жизни человека, особенно ‏ㅤ в жизни ребенка. Через коммуникацию ‏ㅤ человек приобретает ‏ㅤ все свои высшие познавательные ‏ㅤ способности и качества. С ее помощью люди обмениваются ‏ㅤ информацией и передают ‏ㅤ ее на протяжении ‏ㅤ многих лет. Развитие ‏ㅤ личности во многом зависит от социального ‏ㅤ окружения человека.

Изучение основных компонентов коммуникативной готовности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволило нам сделать ряд принципиальных для настоящего исследования выводов:

1.Коммуникативная готовность старших дошкольников с общим недоразвитием речи значительно отличается от процесса общения их сверстников с нормальным развитием речи, как по уровню своего развития, так и по основным качественным показателям - мотивам, целям, содержании и средствам общения.

2.Уровень сформированности коммуникации ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речи.  Речевая деятельность является основным и универсальным средством общения между людьми в человеческом обществе и одновременно - основным средством коммуникации. Показателем того, насколько развито общение, является не преобладание тех или иных контактов, а способность общаться на разные темы в зависимости от ситуации и партнера.

3. У большинства дошкольников 5-6 лет с ОНР обнаруживается недостаточное развитие мотивационно-потребностной сферы общения, коммуникативных умений и навыков, активности и целеустремленности в общении, что затрудняло контакты детей с окружающими, оказывало отрицательное влияние на их психическое и личностное развитие, готовность к школьному обучению.

4. Коррекционная работа по преодолению нарушения коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи должна начинаться с коррекции речевого развития ребенка, с преодоления его речевой патологии. Ведь уровень сформированности общения ребенка с общим недоразвитием речи во много определяется уровнем развития его речевых возможностей.

Анализ литературы свидетельствует о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи несформированность средств коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает все систему в целом. Недостаточность коммуникативной активности и возможностей затрудняет взаимодействие детей с общим недоразвитием речи с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность.

Нами было проведено ‏ㅤ исследование на базе МБДОУ «Детский сад №43» г. Биробиджана. В исследовании ‏ㅤ принимали участие десять детей 5-6 летнего возраста ‏ㅤ (старшей и подготовительной ‏ㅤ группы).

Целью исследования ‏ㅤ являлось – выявление ‏ㅤ коммуникативной готовности ‏ㅤ к школьному ‏ㅤ обучению детей старшего ‏ㅤ дошкольного возраста ‏ㅤ с общим недоразвитием ‏ㅤ речи.

Методики ‏ㅤ экспериментального изучения ‏ㅤ коммуникативной готовности ‏ㅤ детей дошкольного ‏ㅤ возраста с ОНР были направлены ‏ㅤ на:

  1. Изучение ‏ㅤ состояния связной речи;

  2. Изучение ‏ㅤ состояния диалогической ‏ㅤ речи (по А. В. Чулковой) [90]‏ㅤ .

В констатирующем ‏ㅤ эксперименте приняли участие 10 детей старшего ‏ㅤ дошкольного возраста ‏ㅤ (5-6 лет). Были обследованы ‏ㅤ дети из логопедической ‏ㅤ группы с нарушениями ‏ㅤ речи. Контингент ‏ㅤ экспериментальной группы составила ‏ㅤ группа детей с общим недоразвитием ‏ㅤ речи 2 и 3 уровня речевого ‏ㅤ развития. Все задания были представлены ‏ㅤ в игровой форме, соответственно ‏ㅤ возрасту испытуемых.

С целью объективности ‏ㅤ оценки получаемых ‏ㅤ данных задания выполнялись ‏ㅤ с каждым ребенком ‏ㅤ индивидуально.

В данных методиках ‏ㅤ приведены рекомендуемые ‏ㅤ для обследования ‏ㅤ речевые задания и критерии ‏ㅤ оценки их выполнения. Задания носят комплексный ‏ㅤ характер и направлены ‏ㅤ на выявление ‏ㅤ у учащихся ‏ㅤ старшего дошкольного ‏ㅤ возраста с общим недоразвитием ‏ㅤ речи связной устной речи.

В процессе ‏ㅤ обработки полученных ‏ㅤ данных подсчитывалось ‏ㅤ количество баллов, полученных ‏ㅤ за каждую методику ‏ㅤ и за все диагностические ‏ㅤ методики в целом.

Как показало ‏ㅤ проведенное обследование, выполнение ‏ㅤ всех диагностических ‏ㅤ заданий вызвало у учащихся ‏ㅤ значительные затруднения.

‏ㅤ Результаты, полученные при изучении связной речи, свидетельствуют ‏ㅤ о том, что не все дети данной категории ‏ㅤ показали сформированность ‏ㅤ навыка пересказа ‏ㅤ связного текста. У многих старших дошкольников ‏ㅤ отмечалось затруднение ‏ㅤ при выполнении ‏ㅤ заданий, требовалась ‏ㅤ стимулирующая помощь в виде вопросов, наблюдалась ‏ㅤ стереотипность в оформлении.

Дети с общим недоразвитием ‏ㅤ речи затрудняются ‏ㅤ в самостоятельном ‏ㅤ планировании сюжета, в грамматическом ‏ㅤ оформлении речевого ‏ㅤ материала. Развернутые ‏ㅤ смысловые высказывания ‏ㅤ детей данной категории ‏ㅤ характеризуются отрывочностью, акцентом ‏ㅤ на внешние, поверхностные ‏ㅤ впечатления, а не на причинно-следственные ‏ㅤ отношения действующих ‏ㅤ лиц. 

Было установлено, что затруднения ‏ㅤ у дошкольников ‏ㅤ с общим недоразвитием ‏ㅤ речи чаще всего возникали ‏ㅤ в начале пересказа, при воспроизведении ‏ㅤ последовательности новых событий.

В пересказах ‏ㅤ почти всех детей наблюдались ‏ㅤ нарушения связности ‏ㅤ изложения (неоднократные ‏ㅤ повторы фраз и их частей, искажение ‏ㅤ смысловой и синтаксической ‏ㅤ связи между предложениями, пропуски ‏ㅤ глаголов).

В ходе изучения навыка составления рассказа ‏ㅤ по серии сюжетных ‏ㅤ картинок, мы выявили, что у многих детей наблюдалось ‏ㅤ незначительное искажение ‏ㅤ ситуации, а также неправильное ‏ㅤ воспроизведение причинно-следственных ‏ㅤ связей. В большинстве ‏ㅤ случаев рассказы ‏ㅤ были составлены ‏ㅤ без аграмматизмов, но проявлялась ‏ㅤ стереотипность оформления ‏ㅤ высказывания. Часто дети ограничивались ‏ㅤ перечислением действий ‏ㅤ изображенных на картинках. В некоторых ‏ㅤ случаях дети неправильно ‏ㅤ раскладывали картинки, но при этом логично выстраивали ‏ㅤ сюжет рассказа.

У детей с общим недоразвитием ‏ㅤ речи часты повторы, паузы, неразвернутые ‏ㅤ высказывания. Объем рассказов недостаточен.



Анализ результатов ‏ㅤ показал, что при спонтанной ‏ㅤ речи дошкольники ‏ㅤ испытывают затруднение ‏ㅤ в лексическом ‏ㅤ и грамматическом ‏ㅤ оформлении устных высказываний ‏ㅤ (умение синтаксически ‏ㅤ связывать слова в предложении ‏ㅤ и предложения ‏ㅤ между собой, умение избегать ‏ㅤ лексических повторов)‏ㅤ .

Констатирующее ‏ㅤ исследование выявило еще одну особенность ‏ㅤ оформления устных высказываний ‏ㅤ дошкольников: испытуемые ‏ㅤ практически не используют ‏ㅤ в своей речи основные ‏ㅤ средства выразительности ‏ㅤ для более успешного ‏ㅤ доведения своих мыслей до адресата. Только 30% использовали ‏ㅤ в своей речи паузы и логическое ‏ㅤ ударение и правильно ‏ㅤ выбрали основной ‏ㅤ тон для раскрытия ‏ㅤ предложенной темы.

Экспериментальное исследование показало, у детей с общим нарушением речи выявлен ряд проблем: трудности в восприятии речевого материала на слух; недостаточность смыслового понимания текста; нарушение логической последовательности высказывания; неточный выбор недоразвитие внутреннего программирования и синтаксического структурирования связного текста; затруднения при формулировании выводов, обобщений, доказательств; нарушение связности и цельности текста при пересказе, «повторение предложений и нарушение синтаксической связи между словами.

При исследовании диалогической речи результаты позволили нам в конечном итоге дать характеристику исходным уровням диалогической речи у детей.

Для детей характерно:ㅤ

  • знание речевых штампов лишь в тех ситуациях, которые часто встречаются ‏ в повседневном ‏ обиходе: приветствие, просьба, извинение, реже – знакомство;

  • краткость, свернутость ‏реплик, включающих ‏только речевой штамп;

  • наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья;

  • дети пассивно включаются в диалог;

  • беседа протекает медленно, много длительных пауз;

  • интерес к беседе отсутствует, разговор длится пока взрослый проявляет инициативу;

  • дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов;

  • нуждаются в помощи в виде наводящих вопросов;


Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить следующие особенности сформированности речевой готовности у старших дошкольников с ОНР. При пересказе у детей наблюдаются нарушения логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц; дети ограничиваются лишь перечислением действий, наблюдаются повторы одних и тех же слов. Дети с недоразвитием речи почти всегда нуждались в помощи в виде наводящих вопросов как при составлении рассказа по сюжетным картинкам, так и при пересказе.

Это свидетельствует о недостаточной речевой готовности к школьному обучению детей с ОНР и обусловливает необходимость проведения с ними целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Для этого были подобраны и систематизированы методические рекомендации.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Романова Людмила Викторовна

Дата: 21.06.2017

Номер свидетельства: 422765


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства