Экспериментальное исследование особенностей связной речи у учащихся младших классов с ОНР 3-4 уровня
Экспериментальное исследование особенностей связной речи у учащихся младших классов с ОНР 3-4 уровня
Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экспериментальное исследование особенностей связной речи у учащихся младших классов с ОНР 3-4 уровня »
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОНР 3-4 УРОВНЯ.
2.1. Цели, задачи организации экспериментального исследования.
Исследование проводилось на базе нашей школы В эксперименте принимали участие 10 детей, учащихся 2-х классов, имеющие заключение ПМПК ОНР 3 уровня.
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы целью экспериментального исследования являлось выявление особенностей описательно-повествовательной речи младших школьников с общим недоразвитием речи: 3-4 уровня.
Экспериментальные задачи:
1. Подбор диагностических методик.
2. Установление критериев оценки выполнения заданий.
3. Исследование сформированности навыков связной речи.
4. Анализ полученных данных.
Применялись следующие методы:
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ прослушанного текста.
Методики индивидуального эксперимента.
2.2. Характеристика экспериментальных методик.
Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших школьников с ОНР была взята методика Фотековой Т.А.
Методика 1.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок).
Возможно использование какой-либо другой последовательности из 4-5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.
Оценка производилась по трём критериям:
Критерий смысловой целостности:
5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов – отсутствует описание ситуации.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
Методика 2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция:сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.
В методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983).(Приложение 2).
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценкапроизводится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:
критерий смысловой целостности:
5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов – невыполнение;
критерий лексико-грамматического оформления:
5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
0 баллов – пересказ не доступен;
критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл – пересказ по вопросам;
0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.
В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем критериям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.
Высоким уровень развития связной речи считается, если испытуемый набрал от 21 до 30 баллов за оба задания, средним – при сумме баллов от 11 до 20, низким – при сумме баллов от 0 до 10.
2.3. Экспериментальное изучение состояния связной монологической речи.
Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок).
Составление связного самостоятельного рассказа оказалось доступным не для всех испытуемых. Требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на соответствующую картинку, конкретную деталь. Для девяти испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинки к другой (перерыв в повествовании, затруднения в самостоятельном продолжении рассказа).
Помимо несформированности навыков связанного рассказывания ошибки, в данном виде рассказывания, по-видимому, это можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия памяти детей данной группы. Отмечались пропуски моментов действий, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации. У двух детей рассказы сводились к простому названию действий персонажей и их действий.
У учащихся возникли трудности в полной, точной, передаче наглядного сюжета, отставало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Один ребенок, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У пяти детей ярко выражены грамматические нарушения. В четырех случаях преимущественное повторение одних и тех же лексических средств. Результаты в табл.2 (см. Приложение 4).
Методика 2. Пересказ прослушанного текста.
По результатам обследования из десяти детей не смогли выполнить задание, остальные составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.
Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникли в начале пересказа, при воспроизведении последовательности новых событий.
В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повтора фраз и их частей, искажение смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов). У шести детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые пропуски, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.).
Для трех детей было характерно повторение одних и тех же лексических средств, неточность знания обиходных слов, лексические парафазии. Двум детям требовалось повторное чтение текста, а восьми детям подсказки по ходу рассказывания (дополнительные вопросы).
Подводя общий итог обследования, нами были определены суммарные значения баллов, полученных каждым ребенком за оба задания. В итоге, нами было выявлено, что высокий уровень сформированности навыков связной речи имеется только у одного ребенка; шесть детей обнаружили средний уровень развития связного речевого высказывания; у троих детей уровень сформированности связной речи оказался низким.
Результаты - в табл. 1, 2 (см. приложение 5).
Анализ выполнения заданий позволяет сделать следующие выводы:
-большинство детей с ОНР не выходят за рамки среднего уровня сформированности навыков связного речевого высказывания;
большому количеству испытуемых требовалась помощь экспериментатора;
отмечались серьезные затруднения в структурной организации рассказа. Было характерно нарушение логики и композиционного построения.
для высказываний детей было характерно наличие структурного и морфемного аграмматизма, повторяемость одних и тех же лексических средств.
Таким образом, у детей младшего школьного возраста с общим речевым недоразвитием (III уровня) отмечается отставание в формировании навыков связной монологической речи, что подтверждает принятую нами в начале исследования гипотезу, что у детей с ОНР недостаточно сформированы навыки связного речевого высказывания, что связано с затруднением в построении связной монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.