kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экспериментальное исследование особенностей связной речи у учащихся младших классов с ОНР 3-4 уровня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практи­ческое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мыш­лению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в ка­кой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психи­ческого развития ребенка возникает сложное, качественно но­вое единство — речевое мышление, речемыслительная деятель­ность.

Овладение способностью к речевому общению создает пред­посылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальное исследование особенностей связной речи у учащихся младших классов с ОНР 3-4 уровня »

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОНР 3-4 УРОВНЯ.

2.1. Цели, задачи организации экспериментального исследования.

Исследование проводилось на базе нашей школы В эксперименте принимали участие 10 детей, учащихся 2-х классов, имеющие заключение ПМПК ОНР 3 уровня.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы целью экспериментального исследования являлось выявление особенностей описательно-повествовательной речи младших школьников с общим недоразвитием речи: 3-4 уровня.

Экспериментальные задачи:

1. Подбор диагностических методик.

2. Установление критериев оценки выполнения заданий.

3. Исследование сформированности навыков связной речи.

4. Анализ полученных данных.

Применялись следующие методы:

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

  2. Пересказ прослушанного текста.

  3. Методики индивидуального эксперимента.


2.2. Характеристика экспериментальных методик.

Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших школьников с ОНР была взята методика Фотековой Т.А.

Методика 1.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок).

Возможно использование какой-либо другой последовательности из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трём критериям:

  1. Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;

0 баллов – отсутствует описание ситуации.

  1. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – отсутствует описание ситуации.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рас­сказ;

2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов – невыполнение задания даже при на­личии помощи.

Методика 2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

В методике используется короткий текст из пособия И.Н. Садовниковой (1983).(Приложение 2).

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

  1. критерий смысловой целостности:

5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;

2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращения­ми;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посто­ронней информации;

0 баллов – невыполнение;

  1. критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и граммати­ческих норм;

2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления выска­зываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

0 баллов – пересказ не доступен;

  1. критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл – пересказ по вопросам;

0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

В каждом из двух заданий суммируются баллы по всем трем кри­териям. Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ и пересказ складываются.

Высоким уровень развития связной речи считается, если испытуемый набрал от 21 до 30 баллов за оба задания, средним – при сумме баллов от 11 до 20, низким – при сумме баллов от 0 до 10.


2.3. Экспериментальное изучение состояния связной монологической речи.

Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок).

Составление связного самостоятельного рассказа оказалось доступным не для всех испытуемых. Требовалось помощь: вспомогательные вопросы, указания на соответствующую картинку, конкретную деталь. Для девяти испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинки к другой (перерыв в повествовании, затруднения в самостоятельном продолжении рассказа).

Помимо несформированности навыков связанного рассказывания ошибки, в данном виде рассказывания, по-видимому, это можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия памяти детей данной группы. Отмечались пропуски моментов действий, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации. У двух детей рассказы сводились к простому названию действий персонажей и их действий.

У учащихся возникли трудности в полной, точной, передаче наглядного сюжета, отставало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Один ребенок, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У пяти детей ярко выражены грамматические нарушения. В четырех случаях преимущественное повторение одних и тех же лексических средств. Результаты в табл.2 (см. Приложение 4).


Методика 2. Пересказ прослушанного текста.


По результатам обследования из десяти детей не смогли выполнить задание, остальные составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.

Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникли в начале пересказа, при воспроизведении последовательности новых событий.

В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повтора фраз и их частей, искажение смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов). У шести детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые пропуски, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.).

Для трех детей было характерно повторение одних и тех же лексических средств, неточность знания обиходных слов, лексические парафазии. Двум детям требовалось повторное чтение текста, а восьми детям подсказки по ходу рассказывания (дополнительные вопросы).

Подводя общий итог обследования, нами были определены суммарные значения баллов, полученных каждым ребенком за оба задания. В итоге, нами было выявлено, что высокий уровень сформированности навыков связной речи имеется только у одного ребенка; шесть детей обнаружили средний уровень развития связного речевого высказывания; у троих детей уровень сформированности связной речи оказался низким.

Результаты - в табл. 1, 2 (см. приложение 5).

Анализ выполнения заданий позволяет сделать следующие выводы:

  • -большинство детей с ОНР не выходят за рамки среднего уровня сформированности навыков связного речевого высказывания;

  • большому количеству испытуемых требовалась помощь экспериментатора;

  • отмечались серьезные затруднения в структурной организации рассказа. Было характерно нарушение логики и композиционного построения.

  • для высказываний детей было характерно наличие структурного и морфемного аграмматизма, повторяемость одних и тех же лексических средств.

Таким образом, у детей младшего школьного возраста с общим речевым недоразвитием (III уровня) отмечается отставание в формировании навыков связной монологической речи, что подтверждает принятую нами в начале исследования гипотезу, что у детей с ОНР недостаточно сформированы навыки связного речевого высказывания, что связано с затруднением в построении связной монологической речи. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаповалова Любовь Владимировна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства