kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективные приемы, повышающие мотивацию при коррекции дислексии, в работе учителя – логопеда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Чтение – это деятельность. Оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес. Продуктом деятельности чтения является смысловое решение, умозаключение, суждение, т.е. понимание текста.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приемы, повышающие мотивацию при коррекции дислексии, в работе учителя – логопеда.»

Эффективные приемы, повышающие мотивацию при коррекции дислексии, в работе учителя – логопеда.

    Чтение – это деятельность. Оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес. Продуктом деятельности чтения является смысловое решение, умозаключение, суждение, т.е. понимание текста. Наглядно это можно представить в виде таблицы:

Чтение как деятельность

Структура

Реализация

Предмет деятельности

Мысль

Мотив деятельности

Познавательная потребность, интерес

Целевая установка: зачем и как читать

Выбор вида чтения (вслух, молча)

Ориентировочно-исследовательское звено (уровень)

Просмотр текста, определение темы, смысловое прогнозирование, установление связей.

Исполнительское звено (уровень)

Применение способов смысловой обработки текста, преобразование смыслового звена в «речевой поступок» (высказывание, внутренняя речь)

Продукт деятельности

Смысловое решение, умозаключения

Самооценка, оценка деятельности

Оценка с применением критериев: правильности, логичности чтения, выразительности и т.д.

Результат деятельности

Понимание читаемого текста (смысла или основной мысли в статье)


Фактически уже со второго года обучения чтение широко используется как общеучебная деятельность и средство обучения. Чтение как предмет и как средство обучения существует в начальных классах параллельно. Научить пользоваться чтением как средством обучения – важная задача, ибо работа учебными материалами требует не только особой техники чтения, но и понимания разных по форме, структуре и логике текстов.

  1. Чтение с пальцем (чтение взрослого, пальчик ребенка должен успеть)

Читаем медленно, а потом быстрее.

Что дает? Большую радость ребенку, не требуем читать. Сразу понимает прочитанное, одновременно глаза приучаются к беглости, скорости, улучшается внимание. Давать постоянно д/з.

Беглость и скорость чтения (кол-во слов в минуту). Беглость – способность зрительного анализатора глаза охватывать слово или группу слов целиком и понимать.

Над выразительностью чтения работаем только тогда, когда проработали момент беглости и скорости.

  1. Чтение актив-пассив.

Картинки разложены на полу, прыгаем с картинки на картинку и читаем слова.

Переворачиваем и читаем слова очень расслабленно и быстро, если прочитывает ребенок медленно или неправильно, убираем в сторону. Затем прочитываем еще раз все слова и добавляем несколько новых. По следам увиденных слов дается быстрое чтение. Установка на угадывающее чтение, не боятся ошибаться, ошибку исправлять нельзя (картинка убирается в сторону).

Задача – идем вперед. По следам легче читать.

Что дает? Формируем беглость чтения, глаз приучается охватывать слово сразу и быстро. Убираем страх ошибки.

Можно сразу без картинок, затем словосочетания, предложения, пословицы и т.д. Затем можно добавить новые игры (книга «Читай, хватай»)

  1. Чтение с наращиванием, подчеркиванием.

Берется текст, делится на лесенки. Каждый эпизод увеличивается (текст 4,5 кл. у Пятибратовой), подчеркнутые концы слов. Инструкция: читаешь и обращаешь внимание на подчеркнутые концы слов.

Что дает? Коррекция ошибок чтения.

Затем задания к тексту. Регулярно д/з домой.

  1. Работа над слоговым плакатом.

Улыбочка, значит читаем слитно. Слоги переводим в слова, словосочетания, предложения и т.д.



ДНА ДНО ДНУ ДНЫ…..

  1. Тексты с пропущенными окошками.

К текстам с наращиванием и подчеркиванием.

Что дает? Прогнозирование, профилактику и коррекцию ошибок.



  1. Книжки – листалки и тексты плакаты.

Карточки к тексту (букварь «Букварь с пеленок»), можно сочетать с музыкой Железновой, потом с минусовкой. Затем выкладываем по памяти на полу. Ребенок поет сам, без музыки или под минусовку. Пассив-актив.

  1. Устранение регрессии глаз.

Глаза возвращаются немножко назад, удовлетворяется в правильности. Берется карточка и накладывается на текст. Ребенок читает с этой карточкой.

  1. Текст с наращиванием с подчеркиванием, пропуски слов и карточка от регрессии.

Не давать рано этот прием, может затормозить. Установка: глазки только вперед.

  1. Чтением с отхлопыванием.

Ребенок должен успевать читать дорожки с отхлопыванием. Работа с ритмом очень важно с такими детьми. Выбираем вертикально или горизонтально. Иногда начинаем без хлопков, если ребенок не может. Потеря строки одна из дислексических ошибок. Чтение по горизонтали легче.

Включать в каждое занятие.

  1. Анаграммы.

Составить слово с 4-м лишним. На уровне слов, словосочетаний, предложений.

Можно давать каждый день, если прохо продвигается чтение.

  1. Игры на развитие, понимание читаемого.

  • Игра (ребенок читает более уверенно). Н-р: необычные дома. Картинки-карточки ( можно до 30 штук). Первый шаг к пониманию прочитанного. Затем берем на уровне текста. Читают текст и подкладывают под дома. Разные интересные тексты.

  • Подбор текста к пословице. Р-ку предлагаются 3 текста и пословица. Прочитать и понять скрытый смысл. И наоборот: 3 пословицы к тексту.

  • Тексты с нелепицами. (Сущевская. «Тексты с дырками и хвостами»)

  • Пособие Яворской. 2 вида работы: инверсии и найди спрятавшееся слово. Понимает или нет текст. Р-к ставит точки под словами, которые показались странными. Задание: заштрихуй первое и последнее слово в предложении. Р-к читает и вспоминает. Чтение каждого слово дважды. Читает только второе слово, должен понять о чем текст.

  1. Углубленная работа с текстом.

  • Читаем

  • Работаем над словарем

  • Пересказ по пиктограммам

Текст давать на уровень выше. Заготовка с помощью копирки (бутербродик)

Сначала рисунков много (на 2-3 слова, затем предложение и т.д.)

  • Выписать доминанту из текста.

  1. Чтение с пением, музыкой. Даем знакомые песенки, затем незнакомые. Чтение на распев. Появляются синтетические приемы чтения.



Тексты должны быть юмористические и энциклопедические.

Мотивация!!!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ковалева Елена Викторовна

Дата: 22.04.2020

Номер свидетельства: 547665

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1620 руб.
2320 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства